Реализация результатов разработки
На завершающей четвертой стадии разработчики готовятся к коммерческой реализации новой продукции. Именно здесь кабинетные проекты сталкиваются с суровой действительностью массового производства, контроля качества, решения вопросов упаковки, рассылки и развития каналов сбыта. Потребуется внимательно переоценить все связанное с новой продукцией патентование, а также приступить к обдумыванию будущего развития или обновления производства. При этом наиболее продвинутые в вопросах интеллектуальной собственности руководители НИОКР уже могут задаться целью захватить исходные патентные плацдармы в новых рыночных сегментах. Параллельно будут патентоваться нестержневые технологии или процессы, которые могут оказаться ценными в последующем — при заключении лицензионных сделок либо в качестве стратегического ресурса, усиливающего конкурентные позиции компании в более отдаленном будущем. Как бы ни были организованы исследования и разработки компании, патентная стратегия остается эффективным инструментом в арсенале разработчиков новой продукции. Стратегия эта позволяет оценить темпы и направления технического развития в данной отрасли промышленности, раскрыть стратегию и возможности конкурентов, подсказать способы опережающего патентования или предотвратить угрозу катастрофических патентных конфликтов, подобных тем, что чуть было не сокрушили компанию "Eastman Kodak". Используя предложенную выше патентную стратегию, руководство НИОКР расширит свои возможности создания доминирующей продукции, превратив свои лаборатории в механизм обогащения компании и ее акционеров посредством претворения идей в изобретения, изобретений - в патенты, а патенты - в прибыли. Проведенное, например, в 1998 г. фирмой "BTG International" исследование процессов передачи технологий показало, что 67% американских компаний располагают технологическими активами, которые они не могут использовать. Компании попросту теряют 35% запатентованных технологий, не найдя им непосредственного применения в своей продукции. Стоимость утраченного оценивается в 115 млрд. долл., если исходить из слишком консервативного предположения, что каждый вложенный в НИОКР доллар приносит только 1 долл. дохода. В действительности, как показало недавнее исследование в химической и фармацевтической промышленности, 1 долл. затрат оборачивается средним доходом в размере 15,2 долл. в химии и 17,97 долл. в фармацевтике. Даже если принять в качестве исходной более скромную цифру дохода в 10 долл. на каждый доллар, затраченный на НИОКР, американский бизнес игнорирует активы ИС стоимостью около 1 трлн. долл. Компания "Lucent" недавно централизовала все активы ИС, передав их в ведение патентно-лицензионного подразделения численностью 266 человек. Затем, используя автоматизированную систему управления ИС, компания приступила к реализации патентно-лицензионной программы, которая уже приносит по нескольку сотен миллионов долларов ежегодного дохода. Это составляет 12% от ежегодного 30-миллиардного дохода, полученного компанией за счет НИОКР. По мнению представителя компании, патент — после его выдачи — превращается в издержки истекшего периода. При этом забыть о нем — означает выбросить потенциальный источник дальнейшего развития. ИС должна приносить доходы, сопоставимые с доходами от прочих предпринимательских активов. Для некоторых компаний получение доходов за счет патентов может даже стать средством выживания. Компания "Texas Instruments" спасалась от банкротства в середине 80-х гг. посредством массового патентного лицензирования и судебных процессов. Только в 1992 г. компания заработала на патентных лицензиях 391 млн. долл. Эта сумма на 43% превышает величину доходов от основной деятельности, составившую 274 млн. долл. Сейчас лицензионные поступления компании выросли до 800 млн. долл. в год. Вмае 1999 года "Texas Instruments" заключила лицензионный пакт, фирмой "Hyundai", который принесет ей дополнительный 1 млрд. долл. роялти в течение последующих 10 лет. В компании "Xerox" создали специальную лабораторию для экспертизы продукции других фирм на предмет возможного нарушения ее патентов. Это позволило предъявить иск главному конкуренту "Hewlett-Packard" в связи с нарушением патентов, касающихся цветной струйной печати. Кроме того, были обнаружены заимствования в одной из технологий компании "3Com". В числе должников "Xerox" может оказаться и одна из крупных японских фирм. Работа лаборатории позволяет выявлять и потенциальных правонарушителей. Например, в ходе одного из анализов патентных ссылок было установлено, что целая группа фирм — от "Ford" до "Baxeer International" и "Hewlett-Packard" — цитировала один и тот же базовый патент "Xerox", касающийся струйной печати. Исследование конкретных патентов показало, что эти фирмы применяют сходную со струйной печатью технологию в самых различных сферах - от распыления определенных составов по кремниевой поверхности до изготовления электронных схем и кремниевых микроструктур. Факты явного нарушения патента "Xerox" пока не установлены. Однако, чем чаще цитируется указанный базовый патент (а частота его цитирования достигла невиданного уровня — 2168 раз), тем существеннее его значение и тем труднее обойти его без нарушения патентных прав. Если же компания цитирует целый ряд чужих патентов, вероятность правонарушения еще больше возрастает. Наконец, чем больше удалена сфера применения сходной технологии от сферы ее первоначального использования, тем выше вероятность правонарушения либо появления хорошей лицензионной перспективы или перспективы партнерства в рамках совместного предпринимательства. Иногда оценка финансовой значимости патентного портфеля оказывается настолько высокой, что появляется возможность открытия крупного самостоятельного предпринимательства. До того как компания начнет применять охарактеризованные выше стратегии для реализации своих интеллектуальных активов, финансовым руководителям надлежит получить хотя бы общее представление о ценности этих активов. К сожалению, это не простая задача, поскольку методы оценки нематериальных активов, включая ИС, находятся даже за рубежом в зачаточном состоянии, как, впрочем, и рынки сбыта патентных активов. Правда, на этих рынках уже действуют организации типа "Virtual Components Exchange", а также "Patent and License Exchange"; последняя появилась в Интернете на исходе 1999 г. Оценка активов ИС начинается с подразделения патентов на стержневые и нестержневые. Стержневые патенты охраняют технологии, воплощенные или предназначенные для воплощения в текущей или будущей продукции. Для них рыночные оценки малоприемлемы, поскольку они обычно не являются объектом предстоящих лицензионных сделок. Их ценность — в способности содействовать коммерческому успеху производственных подразделений, чья продукция воплощает в себе запатентованные технологии. Компания "Dow Chemical", например, пользуется методом определения вклада каждого патента в чистую стоимость продукции. Нестержневые патенты охватывают технологии, которые не предполагается использовать в производстве текущей или планируемой продукции. Поскольку такие патенты могут стать объектом лицензионной проработки, оценивать их проще. Доля лицензирования зависит от отрасли промышленности и колеблется в пределах от 1 до 5% валового объема продаж или услуг, воплощающих данную технологию. Многие компании предпочитают поручать лицензионную деятельность более квалифицированным независимым фирмам, отчисляя им около 1/3 от суммы получаемых роялти. При оценке как стержневых, так и нестержневых патентов могут пригодиться известные методы патентного анализа ИС. Например, ряд исследований подтвердил, что чем чаще патент компании цитируется в патентах других фирм, тем выше значимость охраняемой им технологии, следовательно, тем ценнее сам патент. Вместо попыток оценки каждого патента в отдельности многие компании предпочитают выделять некую часть общей рыночной капитализации в качестве стоимости своей ИС. Проще всего вычесть капитал компании из ее рыночной стоимости. Остаток можно рассматривать как стоимость интеллектуальных активов. При этом следует иметь в виду, что у этого подхода имеется ряд ограничений: в таких случаях используют более точные методы расчетов с учетом целого ряда дополнительных показателей. Освоив методы оценки интеллектуальных активов, можно перейти к выбору способов их использования в финансовых или инвестиционных целях. Одна из новейших гарантируемых патентами финансовых стратегий предполагает операции с ценными бумагами. Нематериальные активы составляют за рубежом пока небольшой, но растущий сегмент этого бизнеса с оборотом около 200 доли в год. Компании могут получить кредит под залог патентного портфеля. В январе 1999 года инвестиционный банк"Global Asset Capital" (Сан-Франциско) объявил о первом выпуске ценных бумаг под патентные активы. В данном случае облигации выпушенные под ожидаемые роялти от патентованного противоракового препарата, предполагалось продавать инвесторам. Патенты вступающих в бизнес небольших компаний могут служить определенными гарантиями при их финансировании. Солидный патентный портфель порой рассматривается как предварительное условие субсидирования. Венчурные компании не соблазнишь идеями, которые не подкреплены патентами. Сильные патенты, хотя и не гарантируют, но увеличивают вероятность конкурентоспособных перспектив фирмы. Поэтому инвесторы заинтересованы в независимой профессиональной оценке долларовой стоимости нематериальных активов фирмы. Даже наиболее консервативное сообщество банкиров стало проявлять интерес к стоимости патентных активов. Состояние интеллектуальной собственности компаний становится одним из индикаторов, с помощью которых биржевые аналитики оценивают корпоративный потенциал. Например, после того как 4 июня 1999 года суд отклонил патентный иск против создателя лазера компании "Visx", стоимость ее акций за один день подскочила на 31%. Проведенный недавно анализ биржевых курсов акций нескольких сотен компаний за 10-летний период подтвердил высокую корреляционную связь между стоимостью акций компании и показателями частоты цитирования ее патентов: чем выше цитируемость (а следовательно, и значимость) патентов той или иной фирмы, тем обычно выше и темпы роста стоимости ее акций. Авторитетный журнал "Forbes" предполагает, что по мере ускорения роста ценности ИС в условиях развивающейся экономики знаний использование патентных прав в качестве стимулятора инвестиций станет все более обыденным. Тогда наибольший успех достанется тем инвесторам, которые обратят свое внимание на активы ИС первыми. Эффективная патентная стратегия разработки передовой и прибыльной продукции включает три главных компонента. Охрана "стержневых" технологий Имеется в виду проведение патентного анализа с целью выделения обладающей наивысшими потребительскими свойствами продукции, которую можно защитить патентами, блокирующими действия конкурентов, а также патентование стержневых технологий, воплощенных в этой продукции. Конечно, хорошо управляемая организация исследований и разработок предполагает регулярное получение сведений о потребностях рынка и рекомендаций маркетологов о потребительских свойствах, способных выделить продукцию на рынке сбыта. Но и здесь не обойтись без патентов, играющих важную роль в разработке продукции посредством предотвращения правонарушений и расширения возможностей компании по созданию конкурентоспособной продукции. Компания "Hitachi", постоянно находящаяся в числе десятка фирм с наиболее высокими показателями патентования, придерживается стратегической политики, фокусирующей внимание на разработке группы лидирующих товаров, в основе которых лежат доминирующие или "стратегические" патенты. Эти товары отбираются на ранней стадии НИОКР, после чего соответствующие технологии патентуются по всему миру, обеспечивая создание широкой сети стратегических патентов и преграждая пути конкурентам. По мнению руководителя, отвечающего в компании за ИС, лидирующие товары не всегда отличаются особенно сложной технологией изготовления. По простым изобретениям легче получить сильные патенты, которые трудно обойти конкурентам, вынужденным разрабатывать более сложные, а, следовательно, более дорогие и менее конкурентоспособные товары. Процесс патентования серьезно воздействует на приоритеты НИОКР в биотехнологии и фармацевтике. Представители фирмы "Genetics Institute", например, говорят, что, отбирая версию подлежащего разработке лекарства, они руководствуются не только результатами их клинических испытаний, но и тем, какая из версий может обрести наиболее надежную патентную охрану. В США, пожалуй, не найти компании, которая бы интегрировала управление интеллектуальной собственностью в процессе НИОКР лучше, чем компания "Gillette". В течение столетия ей удается лидировать на рынке благодаря способности создания и затем патентования новых доходных технологий. Так, первоочередной задачей при разработке новой сенсорной бритвы стало изучение патентной ситуации вокруг ее основного эксплуатационного свойства: способности - благодаря двум независимо движущимся лезвиям — обеспечивать более чистое и комфортабельное бритье. Инженеры принесли руководству семь различных вариантов установки "плавающих" лезвий, и компания запатентовала все варианты. Однако чтобы выбрать вариант для воплощения в реальную продукцию, инженеры работали с патентоведами, начиная с самых ранних стадий НИОКР, отыскивая наиболее надежное в патентном отношении решение. Пришлось изучить все относящиеся той области патенты, начиная с прошлого столетия; в результате остановились на проекте, который труднее обойти потенциальным конкурентам. Таким образом, доминирующую продукцию можно создать лишь при условии тесной взаимоувязки ее разработки с процедурой патентной охраны. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|