Здавалка
Главная | Обратная связь

Реализация результатов разработки



На завершающей четвертой стадии разработчики готовятся к коммерческой реализации новой продукции. Именно здесь каби­нетные проекты сталкиваются с суровой действительностью массово­го производства, контроля качества, решения вопросов упаковки, рассылки и развития каналов сбыта. Потребуется внимательно переоценить все связанное с новой продукцией патентование, а так­же приступить к обдумыванию будущего развития или обновле­ния производства. При этом наиболее продвинутые в вопросах интеллектуальной собственности руководители НИОКР уже могут задаться целью захватить исходные патентные плацдармы в новых рыночных сегментах. Параллельно будут патентоваться нестерж­невые технологии или процессы, которые могут оказаться ценны­ми в последующем — при заключении лицензионных сделок либо в качестве стратегического ресурса, усиливающего конкурентные позиции компании в более отдаленном будущем.

Как бы ни были организованы исследования и разработки компании, патентная стратегия остается эффективным инструмен­том в арсенале разработчиков новой продукции. Стратегия эта по­зволяет оценить темпы и направления технического развития в данной отрасли промышленности, раскрыть стратегию и возможности конкурентов, подсказать способы опережающего патентования или предотвратить угрозу катастрофических патентных конфлик­тов, подобных тем, что чуть было не сокрушили компанию "Eastman Kodak".

Используя предложенную выше патентную стратегию, руково­дство НИОКР расширит свои возможности создания домини­рующей продукции, превратив свои лаборатории в механизм обога­щения компании и ее акционеров посредством претворения идей в изобретения, изобретений - в патенты, а патенты - в прибыли.

Проведенное, например, в 1998 г. фирмой "BTG International" ис­следование процессов передачи технологий показало, что 67% американских компаний располагают технологическими актива­ми, которые они не могут использовать. Компании попросту те­ряют 35% запатентованных технологий, не найдя им непосредст­венного применения в своей продукции. Стоимость утраченного оценивается в 115 млрд. долл., если исходить из слишком консер­вативного предположения, что каждый вложенный в НИОКР доллар приносит только 1 долл. дохода. В действительности, как показало недавнее исследование в химической и фармацевтиче­ской промышленности, 1 долл. затрат оборачивается средним до­ходом в размере 15,2 долл. в химии и 17,97 долл. в фармацевтике. Даже если принять в качестве исходной более скромную цифру до­хода в 10 долл. на каждый доллар, затраченный на НИОКР, амери­канский бизнес игнорирует активы ИС стоимостью около 1 трлн. долл. Компания "Lucent" недавно централизовала все активы ИС, передав их в ведение патентно-лицензионного подразделения численностью 266 человек. Затем, используя автоматизированную систему управления ИС, компания приступила к реализации па­тентно-лицензионной программы, которая уже приносит по не­скольку сотен миллионов долларов ежегодного дохода. Это со­ставляет 12% от ежегодного 30-миллиардного дохода, полученного компанией за счет НИОКР. По мнению представителя компании, патент — после его выдачи — превращается в издержки истекшего периода. При этом забыть о нем — означает выбросить потенци­альный источник дальнейшего развития. ИС должна приносить доходы, сопоставимые с доходами от прочих предприниматель­ских активов.

Для некоторых компаний получение доходов за счет патентов может даже стать средством выживания. Компания "Texas Instru­ments" спасалась от банкротства в середине 80-х гг. посредством массового патентного лицензирования и судебных процессов. Только в 1992 г. компания заработала на патентных лицензиях 391 млн. долл. Эта сумма на 43% превышает величину доходов от основной деятельности, составившую 274 млн. долл. Сейчас ли­цензионные поступления компании выросли до 800 млн. долл. в год.

Вмае 1999 года "Texas Instruments" заключила лицензионный пакт, фирмой "Hyundai", который принесет ей дополнительный 1 млрд. долл. роялти в течение последующих 10 лет.

В компании "Xerox" создали специальную лабораторию для экспертизы продукции других фирм на предмет возможного на­рушения ее патентов. Это позволило предъявить иск главному конкуренту "Hewlett-Packard" в связи с нарушением патентов, ка­сающихся цветной струйной печати. Кроме того, были обнаруже­ны заимствования в одной из технологий компании "3Com". В числе должников "Xerox" может оказаться и одна из крупных японских фирм.

Работа лаборатории позволяет выявлять и потенциальных пра­вонарушителей. Например, в ходе одного из анализов патентных ссылок было установлено, что целая группа фирм — от "Ford" до "Baxeer International" и "Hewlett-Packard" — цитировала один и тот же базовый патент "Xerox", касающийся струйной печати. Иссле­дование конкретных патентов показало, что эти фирмы применя­ют сходную со струйной печатью технологию в самых различных сферах - от распыления определенных составов по кремниевой поверхности до изготовления электронных схем и кремниевых микроструктур. Факты явного нарушения патента "Xerox" пока не установлены. Однако, чем чаще цитируется указанный базовый патент (а частота его цитирования достигла невиданного уровня — 2168 раз), тем существеннее его значение и тем труднее обойти его без нарушения патентных прав. Если же компания цитирует целый ряд чужих патентов, вероятность правонарушения еще больше возрастает. Наконец, чем больше удалена сфера примене­ния сходной технологии от сферы ее первоначального использо­вания, тем выше вероятность правонарушения либо появления хорошей лицензионной перспективы или перспективы партнерст­ва в рамках совместного предпринимательства.

Иногда оценка финансовой значимости патентного портфеля оказывается настолько высокой, что появляется возможность от­крытия крупного самостоятельного предпринимательства.

До того как компания начнет применять охарактеризованные выше стратегии для реализации своих интеллектуальных активов, финансовым руководителям надлежит получить хотя бы общее представление о ценности этих активов. К сожалению, это не простая задача, поскольку методы оценки нематериальных акти­вов, включая ИС, находятся даже за рубежом в зачаточном со­стоянии, как, впрочем, и рынки сбыта патентных активов. Правда, на этих рынках уже действуют организации типа "Virtual Com­ponents Exchange", а также "Patent and License Exchange"; послед­няя появилась в Интернете на исходе 1999 г.

Оценка активов ИС начинается с подразделения патентов на стержневые и нестержневые. Стержневые патенты охраняют тех­нологии, воплощенные или предназначенные для воплощения в те­кущей или будущей продукции. Для них рыночные оценки малопри­емлемы, поскольку они обычно не являются объектом предстоящих лицензионных сделок. Их ценность — в способности содейство­вать коммерческому успеху производственных подразделений, чья продукция воплощает в себе запатентованные технологии. Ком­пания "Dow Chemical", например, пользуется методом определения вклада каждого патента в чистую стоимость продукции.

Нестержневые патенты охватывают технологии, которые не предполагается использовать в производстве текущей или планируемой продукции. Поскольку такие патенты могут стать объектом лицензионной проработки, оценивать их проще. Доля лицен­зирования зависит от отрасли промышленности и колеблется в пре­делах от 1 до 5% валового объема продаж или услуг, воплощающих данную технологию. Многие компании предпочитают поручать лицензионную деятельность более квалифицированным незави­симым фирмам, отчисляя им около 1/3 от суммы получаемых ро­ялти. При оценке как стержневых, так и нестержневых патентов могут пригодиться известные методы патентного анализа ИС. На­пример, ряд исследований подтвердил, что чем чаще патент ком­пании цитируется в патентах других фирм, тем выше значимость охраняемой им технологии, следовательно, тем ценнее сам патент.

Вместо попыток оценки каждого патента в отдельности многие компании предпочитают выделять некую часть общей рыночной капитализации в качестве стоимости своей ИС. Проще всего вычесть капитал компании из ее рыночной стоимости. Остаток можно рассматривать как стоимость интеллектуальных активов. При этом следует иметь в виду, что у этого подхода имеется ряд ограничений: в таких случаях используют более точные методы расчетов с учетом целого ряда дополнительных показателей.

Освоив методы оценки интеллектуальных активов, можно перейти к выбору способов их использования в финансовых или инвестиционных целях. Одна из новейших гарантируемых патен­тами финансовых стратегий предполагает операции с ценными бумагами.

Нематериальные активы составляют за рубежом пока неболь­шой, но растущий сегмент этого бизнеса с оборотом около 200 доли в год. Компании могут получить кредит под залог патентного портфеля. В январе 1999 года инвестиционный банк"Global Asset Capital" (Сан-Франциско) объявил о первом выпуске ценных бумаг под патентные активы. В данном случае облигации выпушенные под ожидаемые роялти от патентованного проти­воракового препарата, предполагалось продавать инвесторам.

Патенты вступающих в бизнес небольших компаний могут слу­жить определенными гарантиями при их финансировании. Солидный патентный портфель порой рассматривается как предварительное условие субсидирования. Венчурные компании не соблазнишь идеями, которые не подкреплены патентами. Сильные патенты, хотя и не гарантируют, но увеличивают вероятность конкуренто­способных перспектив фирмы. Поэтому инвесторы заинтересова­ны в независимой профессиональной оценке долларовой стоимо­сти нематериальных активов фирмы.

Даже наиболее консервативное сообщество банкиров стало проявлять интерес к стоимости патентных активов. Состояние интеллектуальной собственности компаний становится одним из индикаторов, с помощью которых биржевые аналитики оценива­ют корпоративный потенциал. Например, после того как 4 июня 1999 года суд отклонил патентный иск против создателя лазера компании "Visx", стоимость ее акций за один день подскочила на 31%. Проведенный недавно анализ биржевых курсов акций не­скольких сотен компаний за 10-летний период подтвердил высокую корреляционную связь между стоимостью акций компании и показа­телями частоты цитирования ее патентов: чем выше цитируемость (а следовательно, и значимость) патентов той или иной фирмы, тем обычно выше и темпы роста стоимости ее акций.

Авторитетный журнал "Forbes" предполагает, что по мере уско­рения роста ценности ИС в условиях развивающейся экономики знаний использование патентных прав в качестве стимулятора инвестиций станет все более обыденным. Тогда наибольший ус­пех достанется тем инвесторам, которые обратят свое внимание на активы ИС первыми.

Эффективная патентная стратегия разработки передовой и при­быльной продукции включает три главных компонента.

Охрана "стержневых" технологий

Имеется в виду проведение патентного анализа с целью выде­ления обладающей наивысшими потребительскими свойствами продукции, которую можно защитить патентами, блокирующими действия конкурентов, а также патентование стержневых техноло­гий, воплощенных в этой продукции.

Конечно, хорошо управляемая организация исследований и раз­работок предполагает регулярное получение сведений о потребно­стях рынка и рекомендаций маркетологов о потребительских свойствах, способных выделить продукцию на рынке сбыта. Но и здесь не обойтись без патентов, играющих важную роль в разра­ботке продукции посредством предотвращения правонарушений и расширения возможностей компании по созданию конкуренто­способной продукции.

Компания "Hitachi", постоянно находящаяся в числе десятка фирм с наиболее высокими показателями патентования, придер­живается стратегической политики, фокусирующей внимание на разработке группы лидирующих товаров, в основе которых лежат доминирующие или "стратегические" патенты. Эти товары отбирают­ся на ранней стадии НИОКР, после чего соответствующие техноло­гии патентуются по всему миру, обеспечивая создание широкой сети стратегических патентов и преграждая пути конкурентам.

По мнению руководителя, отвечающего в компании за ИС, лидирующие товары не всегда отличаются особенно сложной тех­нологией изготовления. По простым изобретениям легче получить сильные патенты, которые трудно обойти конкурентам, вынуж­денным разрабатывать более сложные, а, следовательно, более до­рогие и менее конкурентоспособные товары.

Процесс патентования серьезно воздействует на приоритеты НИОКР в биотехнологии и фармацевтике. Представители фирмы "Genetics Institute", например, говорят, что, отбирая версию под­лежащего разработке лекарства, они руководствуются не только результатами их клинических испытаний, но и тем, какая из вер­сий может обрести наиболее надежную патентную охрану.

В США, пожалуй, не найти компании, которая бы интегриро­вала управление интеллектуальной собственностью в процессе НИОКР лучше, чем компания "Gillette". В течение столетия ей удается лидировать на рынке благодаря способности создания и затем патентования новых доходных технологий. Так, первооче­редной задачей при разработке новой сенсорной бритвы стало изучение патентной ситуации вокруг ее основного эксплуатационного свойства: способности - благодаря двум независимо движущимся лезвиям — обеспечивать более чистое и комфортабельное бритье. Инженеры принесли руководству семь различных вариантов уста­новки "плавающих" лезвий, и компания запатентовала все вариан­ты. Однако чтобы выбрать вариант для воплощения в реальную продукцию, инженеры работали с патентоведами, начиная с самых ранних стадий НИОКР, отыскивая наиболее надежное в патентном отношении решение. Пришлось изучить все относящиеся той области патенты, начиная с прошлого столетия; в результате остановились на проекте, который труднее обойти потенци­альным конкурентам.

Таким образом, доминирующую продукцию можно создать лишь при условии тесной взаимоувязки ее разработки с процеду­рой патентной охраны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.