Социальная сущность игры.
Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения 8реальных жизненных процессов в играх детей. Этой точки зрения придерживаются многие ученые. Одним из первых ее высказывал Г.В. Плеханов: «Ребенок после рождения начинает подражать деятельности родителей. В жизни отдельного ребенка игра, конечно, старше труда, но в жизни общества труд «предшествует игре, т.е. труд - старше игры» (Письма без адреса. Собр. соч. т.1 М., стр. 247. 1924). Можно свести теории буржуазных авторов к следующим направлениям: 1. Игра является первичной, она предшествует труду или иной утилитарной человеческой деятельности (т.е. труду отводится подчиненная, второстепенная роль). 2. Игра есть проявление инстинктов в человеческом поведении. Наиболее яркими представителями этих биологизаторских теорий были немецкие ученые Ф. Шиллер (1917) - автор теории «избытка энергии» и К. Гросс (1906) автор теории «самовоспитания». Согласно теории избытка энергии, игровая деятельность возникает вследствие накопления в организме избыточной, неизрасходованной энергии, которую необходимо удалить, что и достигается якобы при помощи игры. Таким образом, игровая деятельность возникает как внутренняя реакция, обусловленная биологической необходимостью. Теория самовоспитания объясняет происхождение игры стремлением к деятельности, связанной с упражнением унаследованных инстинктов. Идеалистические теории происхождения игры подвергались острой критике со стороны передовых русских педагогов, психологов и врачей. Формирование игры относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Эту функцию информационного канала, обеспечивающего умелое использование сил природы и подготовку к жизни новых поколений, игра успешно выполняла и выполняет. Развитие игры непрерывно протекает под воздействием множества факторов. Первыми следует назвать 9материальные условия существования. Изменения условий жизни отражаются в содержании игр. Другой фактор - один из элементов культуры, результат народного творчества. В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшие иллюстрации этого - национальные игры. Недаром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры детей». В сфере физического воспитания игре принадлежит роль предшественника современного спорта. Именно в игре родилось состязание, которое со временем превратилось в спорт (в том числе и в спортивные игры) со всем его многообразием форм и проявлений. О близком родстве игры и спорта сегодня нам напоминают самые крупные состязания современности - олимпийские игры. 5. Функции подвижных игр. Игра — специфическая форма упражнений, возникшая и развивающаяся параллельно с развитием человеческого общества. Здесь можно выделить 4 аспекта: биологический, социальный, психологический и педагогический. Каждый из них позволяет обрисовать значение этого вида деятельности при решении вопросов становления и совершенствования природы человека. Но только в их совокупности можно представить истинную ценность игры как явления, порожденного силой и могуществом человеческого разума. Социальная функция: 1. Подготовка к труду. Именно в игре, где моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. 2. Социальная интеграция - игра выступает как социальная форма организации совместной деятельности по достижении общей цели. Проще говоря, в игре создается коллектив, связанный единством действий, целей, переживаний. Каждый коллектив играющих есть не что иное, как социальная 10микросистема со своим распределением ролей и характером взаимоотношений между участниками. 3. Воспроизводство творческого потенциала современного общества. Игра - «упражнение в радости» открывает каждому возможность полезно использовать свободное время. Это делает ее одним из самых привлекательных средств активного отдыха, развития творческих способностей людей. В процессе занятий подвижными играми моделируются самые различные ситуации, создаются предпосылки к воспитанию общественных отношений, культурного поведения, активной жизненной позиции, социализации личности. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые в дальнейшей жизни часто оказываются весьма устойчивыми и нередко предопределяют общую направленность личности. В подвижных играх заложены возможности проявления творческих способностей к самовыражению, к самостоятельности, к самоутверждению. Действия, совершаемые человеком во время игры, в быстро меняющейся обстановке, в условиях возникновения непредвиденных ситуаций, способствуют ускоренному формированию у него способностей и навыков, которые впоследствии переносятся им на процесс труда, организацию отдыха, военное дело. Подвижные игры удовлетворяют естественную потребность детей в движении, содействуют развитию характерных и важных видов взаимоотношений между людьми - соревновательной борьбы и сотрудничества. Воспитательная функция: Воспитательная функция многокомплексна, это одна из самых главных функций. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие и совершенствование многих личностных качеств, такие - как: чувство коллективизма, общительность, товарищество, сплоченность, готовность 11пожертвовать своими интересами в пользу коллектива. Сюжет игры, правила активизируют познавательную деятельность, обогащают участников знаниями, новыми представлениями, направляют и развивают двигательную память, сообразительность. В коллективных подвижных играх каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. В играх представлены широкие возможности воспитания чувства уважения к другим народам, интернационализма. Параллельно с физическим воспитанием осуществляется идейно -политическое, нравственное, эстетическое, трудовое, военно - патриотическое воспитание. Оздоровительная функция: Подвижные игры, в основу которых заложены естественные движения, активизируют функциональное развитие органов и систем, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействует сохранению баланса между процессами возбуждения и торможения. Подвижные игры решают задачи активного отдыха, восполняют дефицит двигательной активности, снимают утомление и повышают общую работоспособность, оказывают закаливающее действие. Экспериментально обоснована эффективность рационального использования подвижных игр в оздоровлении больных детей. Образовательно - тренировочная функция: Дети от игры получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться большой двигательной активности, что способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных умений и навыков, повышению тренированности участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Игры способствуют формированию психологического стереотипа, адекватного соревновательным условиям. 12Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми и подростками в играх, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею, особенно на начальном этапе обучения и тренировки. Двигательные навыки, освоенные в процессе игры, более устойчивы и долговечны. Выявлен кумулятивный эффект в занятиях с детьми I - Ш классов. Оценочная функция: Подтверждено, что подвижные игры могут быть использованы как тесты для оценки двигательной одаренности, физической подготовленности, тактического (оперативного) мышления, психической устойчивости, личностных способностей и качеств. Игры, особенно в комплексе могут быть использованы как фактор диагностики и прогнозирования двигательных способностей. В процессе игры индивидуальные особенности и детей и взрослых проявляются особенно ярко. Вышеизложенное подтверждает, что в последние годы достигнуты определенные успехи в развитии подвижных игр, внедрении их в практику физкультурного движения. Особое значение приобретают подвижные игры как фактор борьбы с гиподинамией, как средство массового приобщения детей, в том числе и дошкольного возраста, к занятиям физической культурой и спортом. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|