Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная сущность игры.



Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со ското­водством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения


8реальных жизненных процессов в играх детей. Этой точки зрения придержи­ваются многие ученые. Одним из первых ее высказывал Г.В. Плеханов: «Ре­бенок после рождения начинает подражать деятельности родителей. В жизни отдельного ребенка игра, конечно, старше труда, но в жизни общества труд «предшествует игре, т.е. труд - старше игры» (Письма без адреса. Собр. соч. т.1 М., стр. 247. 1924). Можно свести теории буржуазных авторов к следую­щим направлениям:

1. Игра является первичной, она предшествует труду или иной ути­литарной человеческой деятельности (т.е. труду отводится подчиненная, вто­ростепенная роль).

2. Игра есть проявление инстинктов в человеческом поведении. Наиболее яркими представителями этих биологизаторских теорий были не­мецкие ученые Ф. Шиллер (1917) - автор теории «избытка энергии» и К. Гросс (1906) автор теории «самовоспитания».

Согласно теории избытка энергии, игровая деятельность возникает вследствие накопления в организме избыточной, неизрасходованной энергии, которую необходимо удалить, что и достигается якобы при помощи игры. Таким образом, игровая деятельность возникает как внутренняя реакция, обусловленная биологической необходимостью.

Теория самовоспитания объясняет происхождение игры стремлением к деятельности, связанной с упражнением унаследованных инстинктов. Идеа­листические теории происхождения игры подвергались острой критике со стороны передовых русских педагогов, психологов и врачей.

Формирование игры относится к начальному этапу становления чело­века и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования. По­явление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Эту функцию информационного канала, обеспечиваю­щего умелое использование сил природы и подготовку к жизни новых поко­лений, игра успешно выполняла и выполняет. Развитие игры непрерывно протекает под воздействием множества факторов. Первыми следует назвать


9материальные условия существования. Изменения условий жизни отражают­ся в содержании игр. Другой фактор - один из элементов культуры, резуль­тат народного творчества. В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшие иллюстрации этого - национальные игры. Неда­ром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ жи­вет в стране, взгляни на игры детей».

В сфере физического воспитания игре принадлежит роль предшествен­ника современного спорта. Именно в игре родилось состязание, которое со временем превратилось в спорт (в том числе и в спортивные игры) со всем его многообразием форм и проявлений. О близком родстве игры и спорта се­годня нам напоминают самые крупные состязания современности - олим­пийские игры.

5. Функции подвижных игр.

Игра — специфическая форма упражнений, возникшая и развиваю­щаяся параллельно с развитием человеческого общества. Здесь можно выде­лить 4 аспекта: биологический, социальный, психологический и педагогиче­ский. Каждый из них позволяет обрисовать значение этого вида деятельности при решении вопросов становления и совершенствования природы человека. Но только в их совокупности можно представить истинную ценность игры как явления, порожденного силой и могуществом человеческого разума.

Социальная функция:

1. Подготовка к труду. Именно в игре, где моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека.

2. Социальная интеграция - игра выступает как социальная форма организации совместной деятельности по достижении общей цели. Проще говоря, в игре создается коллектив, связанный единством действий, целей, переживаний. Каждый коллектив играющих есть не что иное, как социальная


10микросистема со своим распределением ролей и характером взаимоотноше­ний между участниками.

3. Воспроизводство творческого потенциала современного общест­ва. Игра - «упражнение в радости» открывает каждому возмож­ность полезно использовать свободное время. Это делает ее одним из самых привлекательных средств активного отдыха, развития творческих способно­стей людей.

В процессе занятий подвижными играми моделируются самые различ­ные ситуации, создаются предпосылки к воспитанию общественных отноше­ний, культурного поведения, активной жизненной позиции, социализации личности. Совместная игровая деятельность придает первоначальное на­правление ценностным ориентациям, которые в дальнейшей жизни часто оказываются весьма устойчивыми и нередко предопределяют общую направ­ленность личности. В подвижных играх заложены возможности проявления творческих способностей к самовыражению, к самостоятельности, к самоут­верждению. Действия, совершаемые человеком во время игры, в быстро ме­няющейся обстановке, в условиях возникновения непредвиденных ситуаций, способствуют ускоренному формированию у него способностей и навыков,

которые впоследствии переносятся им на процесс труда, организацию отды­ха, военное дело. Подвижные игры удовлетворяют естественную потреб­ность детей в движении, содействуют развитию характерных и важных видов взаимоотношений между людьми - соревновательной борьбы и сотрудниче­ства.

Воспитательная функция:

Воспитательная функция многокомплексна, это одна из самых главных функций. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют раз­витие и совершенствование многих личностных качеств, такие - как: чувство коллективизма, общительность, товарищество, сплоченность, готовность


11пожертвовать своими интересами в пользу коллектива. Сюжет игры, правила активизируют познавательную деятельность, обогащают участников знания­ми, новыми представлениями, направляют и развивают двигательную па­мять, сообразительность.

В коллективных подвижных играх каждый участник наглядно убежда­ется в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоле­ние препятствий и достижение общей цели. В играх представлены широкие возможности воспитания чувства уважения к другим народам, интернацио­нализма. Параллельно с физическим воспитанием осуществляется идейно -политическое, нравственное, эстетическое, трудовое, военно - патриотиче­ское воспитание.

Оздоровительная функция:

Подвижные игры, в основу которых заложены естественные движения, активизируют функциональное развитие органов и систем, стимулируют со­вершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, со­действует сохранению баланса между процессами возбуждения и торможе­ния. Подвижные игры решают задачи активного отдыха, восполняют дефи­цит двигательной активности, снимают утомление и повышают общую рабо­тоспособность, оказывают закаливающее действие. Экспериментально обос­нована эффективность рационального использования подвижных игр в оздо­ровлении больных детей.

Образовательно - тренировочная функция:

Дети от игры получают удовольствие, испытывают «мышечную ра­дость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться большой двигатель­ной активности, что способствует приобретению и совершенствованию раз­нообразных двигательных умений и навыков, повышению тренированности участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Игры способствуют формированию психологического стереотипа, адекватного соревновательным условиям.


12Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми и подростками в играх, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею, особенно на начальном этапе обучения и тренировки. Двигательные на­выки, освоенные в процессе игры, более устойчивы и долговечны. Выявлен кумулятивный эффект в занятиях с детьми I - Ш классов.

Оценочная функция:

Подтверждено, что подвижные игры могут быть использованы как тес­ты для оценки двигательной одаренности, физической подготовленности, тактического (оперативного) мышления, психической устойчивости, лично­стных способностей и качеств. Игры, особенно в комплексе могут быть ис­пользованы как фактор диагностики и прогнозирования двигательных спо­собностей. В процессе игры индивидуальные особенности и детей и взрос­лых проявляются особенно ярко.

Вышеизложенное подтверждает, что в последние годы достигнуты оп­ределенные успехи в развитии подвижных игр, внедрении их в практику физкультурного движения. Особое значение приобретают подвижные игры как фактор борьбы с гиподинамией, как средство массового приобщения де­тей, в том числе и дошкольного возраста, к занятиям физической культурой и спортом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.