Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды и классификация подвижных игр.



В педагогической практике используется много разнообразных под­вижных игр. Поэтому большое значение приобретает распределение игрово­го материала на группы, имея в виду сходность отдельных игр по определен­ным признакам. Это помогает более отчетливому представлению о сущест­венных особенностях содержания рассматриваемых игр, содействует их пра­вильному выбору для каждого данного случая.


Используется два основных вида подвижных игр:

1. игры свободные, творческие, вольные (Н.К. Крупская);

2. организованные подвижные игры с установленными правилами.

По признаку количественного состава играющих различаются индиви­дуальные, коллективные и массовые игры.

Индивидуальные подвижные игры в большинстве представляют

продукт детского творчества и в основном организуются детьми самостоя­тельно. В этих играх каждый волен строить свои планы, творческие замыслы, устанавливать наиболее интересные для него самого условия правил, а по желанию и изменить их. Также по личному желанию избираются и средства к осуществлению задуманных действий. Подобные игры используются также педагогами, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками, для организации их досуга.

В педагогической практике основное место занимают коллективные подвижные игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

В физкультурной практике известны так называемые «массовые» под­вижные игры для детей и для взрослых. Массовые игры применяются на раз­личных вечерах, праздниках, массовых гуляниях и т.п.

Некоторые из них носят название «аттракционы». Все они имеют це­лью содействовать организационному отдыху людей и представляют собой группу игр, несколько отличающуюся по своему содержанию и методике от подвижных игр, применяемых в учебных целях. Они могут быть организова­ны как в помещении, так и на открытом воздухе в летнее и зимнее время.

В педагогической практике нередко различают игры по преимущест­венному проявлению у занимающихся физических качеств: ловкости, быст­роты, силы и выносливости. Такое подразделение игр требует соответст­вующей характеристики игровых двигательных действий.


Ловкость, Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим, не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся ( по внезапным заданиям, сигналам).

Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на несколько действий (бег, прыжки, игры с увертыванием).

Быстрота. Игры, требующие своевременных двигательных отве­тов на зрительные, звуковые сигналы, игры с короткими перебежками типа «догоняй - убегай», игры с преодолением небольших расстояний в кратчай­ший срок, игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях («Шишки, желудки, орехи», «День и ночь»).

Сила. Игры с кратковременными мышечными напряжениями дина­мического и статистического характера («Бой петухов», «Перетягивание в парах»).

Выносливость. Игры с неоднократными повторениями активных,

энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными, интенсивны­ми движениями, в которых активные действия чередуются с короткими пау­зами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим («Не давай мяча водящему», «Перетягивание каната»).

Нередко игры группируются по характеру их подвижности (интенсив­ности).

Игры большой подвижности:

1. Все занимающиеся активно и однократно участвуют в беге, прыж­ках, метаниях, бросании и ловле в сочетании с бегом, сопротивлени­ем.

2. В перечисленных выше движениях активное участие принимают каждый из двух групп попеременно.


Игры со средней подвижностью:

1. Большинство занимающихся активно участвуют в таких движениях как ритмичная ходьба, свободная ходьба в сочетании с перебежками, передачи, броски, ловля и метание, а также творческие или подража­тельные движения.

2. В таких движениях, как бег, прыжки, передача, метание, сопротивле­ние и т.д. участвуют отдельные игроки или небольшие группы (по 4 человека).

Игры малоподвижные:

1. В типичных для игры движениях активно сравнительно продолжитель­ное время попеременно участвуют по одному, по два игрока.

2. Все участники свободно передвигаются или выполняют мелкие спо­койные движения.

Это деление сугубо ориентировочно: подвижность игры в значительной сте­пени зависит от методики ее проведения.

В последние годы сделана попытка создать более общую группировку коллективных игр. Она основана на принципах распределения игр, предло­женная П.С. Лесгафтом, А.С. Макаренко, а также в рекомендациях В.П. Виш­невского и М.С. Козлова, В.Г. Яковлева.

Коллективные игры классифицируются по принципу взаимоотношений и взаимодействий играющих. Коллективные подвижные игры принято делить на три группы:

1. Игры без разделения на команды.

2. Игры «переходные» к командным.

3. Игры с разделением на команды.

Для некомандных игр характерно то, что каждый участник действует са­мостоятельно. Его успех или неудачи не отражаются на действиях других играющих. Например, если один из играющих запятнан, то по правилам игры лишь он один выходит из игры, а остальные продолжают играть. В неко-


16мандных играх обычно немного правил и они просты. Нет большой сложно­сти и в игровых действиях. В этих играх к поведению в коллективе предъяв­ляются лишь самые начальные, элементарные требования, - действуй, не ме­шай другим и не допускай никакой грубости. Каждый активный участник иг­ры может многократно наглядно убеждаться в результате личных действий, сравнивать свои силы и сноровку с достижениями товарищей.

Эти игры особенно распространены и популярны среди детей младшего и среднего возраста («Салки», «Волк во рву», «Шишки, желуди, орехи»).

В играх, переходных к командным, нет оформленных перед игрой команд, но в ходе игры явно намечаются две соревнующиеся стороны, играющие од­на против другой. Их количественный состав изменяется, одна из них стано­вится все больше и в конце концов преобразуется в единый коллектив. Такая группа или оказывает помощь водящим, или постепенно усложняет игру («Караси и щуки»). Подобные игры имеют большое воспитательное значе­ние. Играющие побуждаются к совместным согласованным решениям раз­личных простейших тактических задач. При этом не стесняется инициатива каждого.

В командных играх, как показывает само название, обязательно действу­ют команды, равные по числу играющих и по условиям игры. Каждая коман­да играет коллективно и согласованно против другой команды и заинтересо­вана в том, чтобы выиграть у нее. Все играющие одной команды объединены общей целью и действуют сообща. В командных играх ярко выражена необ­ходимость подчинить личные интересы коллективным интересам своей ко­манды. В таких играх проявляется соревнование - борьба за лучшие резуль­таты. Игры этого типа требуют проявления более сложных отношений между играющими, основанных на развитии чувства дружбы, товарищеской спло­ченности. Правила и судейство в командных играх усложняются. Этими иг­рами особенно увлекаются подростки («Эстафеты», «Мяч в центр», «Мяч ка­питану», «Перестрелка» и.т.д.).


 

17Командные и некомандные игры распределяются на более мелкие группы (в зависимости от различных форм взаимоотношений в играющем коллекти­ве).

Среди игр без разделения на команды различаются:

- Игры без водящих («Космонавты», «Тяни в круг»).

- Игры с водящими («Волк во рву»).

Игры с разделением на команды делятся на:

- Игры без вступления участников в соприкосновении с командой против­ника, в которой участники, добиваясь победы для своей команды, дейст­вуют согласованно между собой, но не могут оказывать непосредственно­го влияния на изменение хода игры в другой команде или затруднять дей­ствия отдельных игроков («Эстафеты»).

- Игры с вступлением участников в соприкосновение с командой противни­ка, где играющие, добиваясь победы, могут заставлять игроков другой ко­манды делать промахи, ошибки, ставить их в невыгодные условия («Мяч капитану», «Борьба за мяч»).

От условий преодоления препятствий, игры с участием водящих подразделяются на:

- Игры с единоборством против водящих («Совушка», «Зайцы, сторож и жучка»).

- Игры с борьбой против водящих при взаимоподдержке и взаимопомощи товарищей («Лиса и куры», «Салки с выручкой»).

Командные игры без вступления и с вступлением участников в соприкосновение с про­тивником подразделяются на:

- Игры с единоборством за свою команду.

- Игры с борьбой за свою команду при сочетании единоборства, взаимо­поддержки и взаимопомощи товарищей.


Кроме этого игры подразделяются по типичным двигательным действиям, связанным с решением различных задач. К каждому из подразделений дан­ной ступени относятся игры, в содержание которых входят:

- Подражательные, творческие, ритмические движения.

- Короткие перебежки на скорость и ловкость.

- Действия на ловкость и скорость с мячом, палками и другими предметами.

- Преодоление препятствий прыжком, сопротивлением, силой.

- Действия, требующие применения двигательных навыков, в соответствии с задачами на умение ориентироваться, наблюдать, слушать.

В педагогической практике имеет место и классификация эстафет по раз­личным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых задний.

Пользуясь любой группировкой игр, руководитель обязан разносторонне оценивать содержание каждой намеченной игры, учитывать конкретные пе­дагогические задачи, которые ставятся перед той или иной игрой, принимать во внимание особенности окружающей обстановки, в которой данное занятие организуется, а также доступность и соответствие игры составу играющих.

1. По количеству включаемых заданий эстафеты квалифицируются на простые и сложные. Если одно задание (бег на определенное расстоя­ние, ведение мяча, переноска груза и пр.), то это простые эстафеты, ес­ли же два или более заданий - комбинированные. Последние с учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий.

2. По требованиям к выполняемым заданиям - на строго регламентиро­ванные и произвольные. В первом случае задание надо выполнять за­ранее утвержденным способом (такой вариант эффективен при повто­рении и закреплении определенного учебного материала), во втором -преодолевать препятствия или выполнять двигательные задания можно любым способом, выбирая самый рациональный или удобный для себя.

3. По характеру перемещений - на линейные, круговые, встречные. В ли­нейных эстафетах участники перемещаются прямолинейно или выпол-


19няют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу (рис. 2а) в круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в од­ну сторону (рис. 26). Во встречных эстафетах половина участников ка­ждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача (например, переброска мяча) идет на встречу друг другу (рис. 2в). 4. По способу действий участников - на индивидуальные и коллективные (совместные). В индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия:

- на месте;

- с продвижением различными способами;

- с передвижением и дополнительными заданиями, например, с преодоле­нием препятствий и пр.

В совместных эстафетах участники передвигаются группами:

- успех решает согласованность действий всех участников команды;

- используется поочередное передвижение, сочетаемое с коллективными действиями.

Существуют также эстафеты, занимающие промежуточное положение в этой классификации. В них задания выполняются поочередными передвижениями групп по 2-3 и более человек.

5. Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений на гимнастиче­ские, легкоатлетические (с бегом, прыжками), игровые (баскетбольные, фут­больные и пр.), лыжные, водные и пр.

Эстафеты могут быть также тематическими (сюжетными) и комическими. Наиболее часто в них включается серия различных заданий, и каждый игрок (группа участников) выполняет свое зада­ние.


20Рекомендуемая литература (основная).

1.Былеева Л.В., Короткое И.М.,.. Климкова Р.В., Кузмичева Е.В. Учеб­ное пособие. М.: СпортАкадемПресс,2002.

2.Былеева Л. В., Короткое И. М. Подвижные игры. Учебное пособие. -М., ФИС, 1982.

З.Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. Сборник эстафет и игровых заданий. - М., ФИС, 1985.

4.Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. М.: Физкультура и спорт, 1985.

5.Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 4-6 классов. М.: Физкультура и спорт, 1985.

6.Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

Рекомендуемая литература (дополнительная).

ЕКенеман А.В., Кистяковская М.Ю., Осокина Т.И. Физическая подго­товка детей 5-6 лет к занятиям в школе. М.: Просвещение. 1980.

2.Короткое И. М. Подвижные игры в школе. М. Просвещение, 1989.

3.Короткое И. М. Подвижные игры детей. - М. Советская Россия, 1987.

4.Короткое И. М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М. Физкуль­тура и спорт, 1971.

5.Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.

6. Черемисин В.П. Теоретико-методические основы спортивных и под­вижных игр (сборник лекций). - М.: МГАФК, 2000.

 

7.Подвижные игры. Практический материал: Учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры/ Авт. – сост. И.М.Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 279с.

8.Спортивные игры на уроках физкультуры / Под общей редакцией О. Листова. - М.: СпортАкадемияПресс, 2001.-23. 76с.

9.Давыдов В.Ю. Игры для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Учеб. пособ. Волгоград: ВГАФК,2002.-210с.

10.Подвижные и спортивные игры в школе: учеб. пособие / под ред. А.К. Компанийца. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена» , 2006.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.