Здавалка
Главная | Обратная связь

Знак вопросительный



§ 180. Знак вопросительный ставится после прямого вопроса, в том числе и после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений, например:

Это кто же? Сам главнокомандующий был? (Л. Толстой).

Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она? (Пушкин).

Кто ты? Живая? Мёртвая? (А. Блок).

Примечание. В вопросительных предложениях с однородными членами знак вопросительный может ставиться после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса, например:

Да что мне до кого? до них? до всей вселенной? (Грибоедов).

§ 181. Знак вопросительный в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего,чаще всего внутри цитируемого текста.

Знак восклицательный

§ 182. Знак восклицательный ставится в конце восклицательного предложения, например:

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! (Пушкин).

Печально я гляжу на наше поколенье! (Лермонтов).

Армия пролетариев, встань стройна! Да здравствует революция, радостная и скорая! (Маяковский).

Примечание 1. Всегда являются восклицательными и, следовательно, заканчиваются на письме восклицательным знаком:

а) предложения, не являющиеся придаточными и имеющие в своём составе восклицательные слова как, какой, что за и т.п., например:

Как за минуту тому назад она была близка ему, как важна для его жизни! И как теперь она стала чужда и далека ему! (Л. Толстой).

Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! (Крылов).

б) повелительные предложения, в которых приказание или требование выражено не формой повелительного наклонения, например:

Не сметь!

Сюда, скорей!

За мной, товарищи!

Примечание 2. В восклицательных предложениях знак восклицательный может ставиться после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи, например:

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Всё отвергал: законы! совесть! веру! (Грибоедов).

§ 183. Знак восклицательный ставится после обращений, стоящих в начале предложения, и междометий, стоящих как в начале, так и в середине предложения (второе встречается только в поэтической речи), если такие обращения и междометия являются восклицательными (о запятой при обращениях и междометиях см. § 156, 157), например:

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).

А ныне, ах! за весь его любовный жар готовился ему несносный столь удар (Крылов).

§ 184. Знак восклицательный в скобках ставится внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т.п.) к цитируемому тексту.

Многоточие

§ 185. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, причём знаки вопросительный и восклицательный, если они требуются характером предложения, сохраняются перед многоточием, например:

Простите, государь!.. Стоять я не могу... Мои колени слабеют... Душно... Душно... Где ключи? Ключи, ключи мои!.. (Пушкин).

Не правда ль, ты одна?.. Ты плачешь? Я спокоен... Но если... (Пушкин).

Не мешает сделать замечание, что Манилова... но, признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить, да притом мне пора возвратиться к нашим героям (Гоголь).

§ 186. Многоточие ставится для обозначения заминок в речи, в том числе и внутри слова, например:

Мама, ты не входи ко мне, а только подойди к двери. Вот что... Третьего дня я заразился в больнице дифтеритом и теперь... мне нехорошо (Чехов).

...Ва... ва... ва... ваше превосходительство, – шептал Попов (А.К. Толстой).

§ 187. Многоточие ставится в цитатах:

1. Для указания, что начало или конец цитаты, являющейся по отношению к окружающему тексту самостоятельным предложением, не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:

Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «...Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения...».

Но:

Пушкин писал, что «некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения».

2. Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:

Маркс писал, что «язык... есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

Скобки

§ 188. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний (о тире при таких вставках см. § 174). Вставленными в предложение могут быть:

1. Слова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или её части, например:

На половине перегона лес кончился, и с боков открылись елани (поля)... (Л. Толстой).

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке (Тургенев).

2. Слова и предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые в качестве добавочного замечания, в том числе и выражающие вопросы или восклицание, например:

Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (Пушкин).

Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга (Пушкин).

Наши поэты – сами господа, и если наши меценаты (чёрт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них (Пушкин).

3. Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, но приводимые вкачестве добавочного, второстепенного замечания, например:

Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь (Пушкин).

Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный) (Пушкин).

Нам остаётся свести отдельные черты, разбросанные в этой статье (за неполноту и нескладность которой просим извинения у читателей), и сделать общее заключение (Добролюбов).

§ 189. В скобки заключаются фразы, указывающие на отношение слушателей к излагаемой речи какого-нибудь лица, например:

(Аплодисменты.)

(Смех.)

(Движение в зале.)

§ 190. В скобки заключаются непосредственно следующие за цитатой указания на фамилию автора и название произведения, из которого взята цитата.

§ 191. В скобки заключаются ремарки в драматическом тексте.

Кавычки

§ 192. Кавычками выделяются цитаты.

§ 193. Кавычками выделяются: слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т.п., например:

У нас, как я уже говорил, ещё и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах» (Белинский).

Вся деятельная сторона чувства законности совершенно исчезает в «тёмном царстве» и остаётся одна пассивная (Добролюбов).

Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (С. Аксаков).

§ 194. Кавычками выделяются названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, пароходов и т.п., являющиеся условными наименованиями, например:

«Капитал» Маркса; «Война и мир»; газета «Правда»; колхоз «Путь к коммунизму»; шахта «Мария»; линкор «Парижская коммуна».

Примечание. Кавычками не выделяются названия, в состав которых входят имени..., памяти..., например:

Государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина.

Больница памяти 26 комиссаров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.