Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля
– работа в библиотеках и с ресурсами интернета; – подготовка к участию в дискуссии; – подготовка к устному экзамену.
Форма аттестации – экзамен. Вопросы к экзамену
1. Образование СССР (принятые документы, различия в подходах к образованию, их проявление при конституционном оформлении Союза, декабрь 1922 – январь 1924 г.). 2. «Национал-уклонизм» в Компартии, его проявление в «султан-галиевщине» в 1923 г. 3. Оформление И.В. Сталиным (в работе «Национальный вопрос и ленинизм», март 1929) и презентация (на 16-м съезде партии) плана решения национального вопроса в СССР и мире. Представление об этапах осуществления плана. 4. 7-й конгресс Коминтерна, его значение в избавлении от национал-нигилизма в политике советской власти. 5. Изменения в национально-государственном устройстве СССР в 1930–1936 гг. 6. Национальные вопросы в условиях разработки и принятия второй Конституции СССР (1936 г.). 7. Национальные аспекты решений о смене руководства Главного политического управления Красной Армии (Л.З. Мехлис, А.С. Щербаков, июнь 1942), роспуске Коминтерна (май 1943), о создании нового государственного гимна (1943). 8. Историко-патриотические аспекты наградного дела военных лет (учреждение орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского, июль 1943; ордена Богдана Хмельницкого, октябрь 1943; орденов и медалей Ушакова, Нахимова, март 1944), возвращения традиционной формы русской военной одежды с погонами (январь 1943), офицерских званий. 9. Как развивались государственно-церковные отношения в СССР с июня 1941 г. до сентября 1943 г. Роль Церкви в укреплении национального патриотизма и отражении немецко-фашистской агрессии. 10. Легализация РПЦ в сентябре 1943 г. Можно ли считать ее «наиболее важной националистической реформой» (Р. и Ж. Медведевы)? 11. Национальные антифашистские комитеты в СССР как инструменты мобилизации международного сообщества на помощь СССР в его борьбе против фашизма. Их деятельность в годы войны. 12. Представленность национальностей в компартии, действующей армии, партизанском движении, среди коллаборационистов, пленных, узников ГУЛАГа. 13. Постановления 10-й сессии Верховного Совета СССР как «новый шаг в разрешении национального вопроса». 14. Ошибки и преступления сталинского режима в национальной политике в годы войны. Масштабы, причины и последствия депортаций народов. 15. Национальный вопрос на оккупированной территории СССР. Влияние национальной политики СССР и Германии на население оккупированных областей. 16. Национальные аспекты коллаборационизма советских людей с агрессором. 17. Вопрос о создании Еврейской республики в Крыму (постановка в феврале 1944 г., история, новейшая интерпретация М. Полтораниным в октябре 2008 г.). 18. Национальные аспекты совещания историков в ЦК ВКП(б) в 1944 г. 19. Уклоны при освещении исторического прошлого народов страны в условиях войны. 20. Освободительный поход Советской Армии в Европу и опасения оживления «низкопоклонства» перед Западом. 21. Основные линии в послевоенной национальной политике и национально-политических процессах. 22. Сталинский тост «За здоровье русского народа» (24 мая 1945 г.) и его влияние на послевоенную национальную политику. 23. В чем усматривались проявления «низкопоклонства» и необходимость идеологического противостояния западнизации в 1946 гг.? (национальные аспекты постановлений о литературных журналах, театральном репертуаре, кинофильмах). 24. Кампания по борьбе с «низкопоклонством», за утверждение русско-советского первенства в мире, ее перерастание в борьбу с космополитизмом (1947–1948). 25. Возникновение и расследование «дела Еврейского антифашистского комитета» в 1948–1951. 26. Пик и спад антикосмополитической кампании в 1949 г. 27. «Ленинградское дело», его великорусско-шовинистические аспекты (1949–1950). 28. Дискуссия о языкознании, ее использование в политических целях (май-июль 1950). 29. «Дело сионистов в МВД» и завершение дела ЕАК. 1951–1952. 30. «Мингрельское дело»: возникновение, направленность, прекращение. 1951–1953. 31. XIX съезд КПСС: Вклад в борьбу за национальный патриотизм в коммунистическом движении, против общемировой космополитизации и глобализации; предрешение политической судьбы наследников сталинской власти. 32. «Дело врачей», его внутри- и внешнеполитические аспекты. 33. Государственный антисемитизм в СССР в годы войны и послевоенные годы сталинского правления: довода за и против. 34. Результаты сталинской национальной политики. Первые констатации и доводы в пользу образования советского народа как новой исторической общности в начале 1950-х гг. 35. Начало десталинизации национальной политики в СССР. Инициативы Берии (март-июнь 1953). 36. Хрущевские инициативы в национальной политике (1954–1955). 37. ХХ съезд партии и его воздействие на национальные процессы в СССР. 38. Развенчание Сталина как продолжателя дела Ленина по образованию СССР и решению национального вопроса (Публикация ленинской статьи «К вопросу о национальностях…», публикация статей В.В. Пентковской и С.И. Якубовской). 39. Хрущевские планы по форсированию строительства коммунизма в СССР, их национальные аспекты. Совнархозы, их воздействие на национально-политические процессы. 40. Изменения в национально-государственном устройстве СССР во второй половине 50-х – начале 1960-х гг. 41. Изменения в национальном составе и структуре населения, их отражение в материалах переписи 1959 г. 42. Закон «О связи школы с жизнью» (1958), его национально-языковые последствия. 43. Оживление национал-нигилизма в связи с разработкой и принятием программы строительства коммунизма на XXII съезде КПСС. 44. Возникновение и утверждение официальной концепции «новой общности» в период между 22-м и 23-м съездами партии (1961–1966) 45. Формирование диссидентских национальных движений, их направленность, требования (конец 1950-х – начало 1960-х гг.). 46. Разработка и принятие третьей Конституции СССР. Национальные аспекты нового Основного Закона 1977 г. 47. Основные противоречия новой исторической общности людей в условиях позднего «развитого социализма» (1977–1985). 48. Развитие диссидентских национальных движений в условиях позднего «развитого социализма» (1977–1985). Особенности движений: украинское, литовское, эстонское, армянское, грузинское, крымско-татарское, месхов, еврейское, советских немцев, русское. 49. Особенности изучения и пропаганды «торжества» ленинской национальной политики, расцвета, сближения и слиянии наций, интернационализации общественной жизни на этапе «развитого социализма». 50. Национальные проблемы первых лет «перестройки» (1985–1989). Нарастание противоречий в «новой общности», ступени кризиса межнациональных отношений. 51. Проявления кризиса в межнациональных отношениях в 1985–1988 гг. (Северный Кавказ, весна 1985; Якутск, весна 1986; Алма-Ата, декабрь 1986; активизация национальных движений крымских татар, эмиграционных настроений советских евреев и немцев; возникновение экстремистского крыла в движении «Память» (1987); возникновение очагов межнациональной напряженности в Нагорном Карабахе, Сумгаите, 1988 г.). 52. Национальности СССР по переписи 1989 г. 53. Сентябрьский (1989 г.) Пленум ЦК КПСС и его решения: неудавшаяся попытка реформирования национальной политики. 54. Углубление кризиса национальных отношений, начало распада СССР, 1991–1990 (формирование массовых «национальных фронтов», движение за придание национальным языкам государственного статуса (1989); движение за суверенизацию союзных и автономных республик (1990). Акт «О государственной независимости Литовского государства» (11.3.90) – начало распада СССР). 55. Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (от 3.4.1990), его положения и судьба. 56. Борьба вокруг заключения нового Союзного договора, «Ново-Огаревский процесс» (23 апреля – 23 июля 1991). Официальный и альтернативные проекты преобразования советской федерации. 57. Выступление ГКЧП, срыв подписания Союзного договора, начало демонтажа государственно-политических структур СССР (август–сентябрь 1991 г.). 58. «Ново-Огарево-2» (сентябрь–ноябрь 1991), попытки сохранения СССР как «конфедеративного демократического государства». 59. «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» в резиденции "Вискули" в Беловежской пущ (8 декабря 1991) и его последствия: юридическое оформление распада СССР, создание СНГ, провозглашение Российской Федерации.
По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка «отлично» ставится: за полный и исчерпывающий ответ, за знание материала, литературы вопроса, памятников и проблем, за ясность в изложении материала, хорошую грамотность и культуру речи. Оценка «хорошо» ставится: за исчерпывающий, но не полный ответ, за приблизительное знание материала, литературы вопроса, памятников и проблем, за не всегда присутствующую ясность в изложении материала и не выявленную культуру речи. Оценка «удовлетворительно» ставится: за приблизительный и неполный ответ и знание материала, памятников. Оценка «неудовлетворительно» ставится: за неполный ответ, за обильные и грубые ошибки, допущенный отвечающим, за очевидное отсутствие знания проблем, материала, памятников.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|