Здавалка
Главная | Обратная связь

Методический, психодиагностический и психотехнический



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ПРОГРАММА

ВЫПУСКНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО

ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 020414

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»)

МОСКВА

 
2006 г

 
 
 


Составители:

Доцент, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологического консультирования МГОУ

Е.В. Мартынова;

Доцент В.В.Дубинская (практическая часть билета)

Под редакцией Е.В. Мартыновой.

Рецензент:

Профессор, доктор психологических наук,

Л.Б.Шнейдер

 

Программа рекомендована и утверждена на заседании

Кафедры психологического консультирования

Московского государственного областного университета

Февраля 2006г.

 

 

       
   
 
 
 
 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………....с. 4

Вопросы теории и методологии консультирования………………..……………..с. 5

Частные вопросы психологического консультирования ………………………..с. 19

Методический, психодиагностический и психотехнический

инструментарий психолога-консультанта………………………………………с. 34

Практическая часть билета................................ …………………………….с. 40

Структура ответа на 4-й вопрос…………………………………………..……..с. 41

Примерные вопросы.......................................... ……………………………..с. 47

Список рекомендованной литературы………………………………….……….с. 51

Введение

Экзамен по специализации «Психологическое консультирование» включает в себя вопросы общих и частных проблем психологического консультирования, а также практическое задание.

Первый вопрос билета охватывает область теоретических и методологических проблем психологического консультирования; содержания процесса индивидуального и группового консультирования; основных психотерапевтических направлений и подходов к консультированию; умений и навыков консультанта, требований к его личности; профессиональных проблем психологического консультирования; современного состояния немедицинской личностно-ориентированнои психотерапии.

Второй вопрос билета представляет собой разработку частных проблем психологического консультирования, а также основного содержания проблематики клиентских запросов в индивидуальной и групповой консультативной работе.

Третий вопрос билета содержит материал по методическому, психодиагностическому и психотехническому инструментарию психолога-консультанта.

Четвёртый вопрос билета является практическим заданием, в ходе выполнения которого выпускник должен продемонстрировать теоретико-практические знания в области психологического консультирования, а также навыки работы с запросом клиента.

В целом экзамен по специализации «психологическое консультирование» должен подтвердить квалификацию выпускника и его знания и умения в области психологического консультирования.

Вопросы теории и методологии консультирования

Психологическое консультирование как профессиональная деятельность. Разнообразие определений психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия: сложность разведения понятий. Зарубежные и отечественные исследователи о проблеме определения психологического консультирования. Психологическое консультирование как личностно-ориентированная немедицинская психотерапия. Клиенты и условия осуществления деятельности. Ожидания клиентов.

Пять главных целей психологического консультирования: изменение поведения, совершенствование межличностных отношений, развитие навыков преодоления трудностей, помощь в процессе принятия решений, развитие потенциала личности клиента.

Методологическая основа позиции психолога-консультанта, её теоретическая и практическая составляющие. Теоретическая основа развития личности как ориентировочная основа деятельности консультанта. Позитивистская и гуманистическая парадигмы развития личности, их влияние на позицию психолога-консультанта. Влияние субъективного фактора на теории развития личности. Основные принципы развития личности с позиции личностно-ориентированного подхода.

Личность консультанта. Зона роста и зона риска психолога-консультанта. Проблема массовости профессии консультанта. Психологическое консультирование как наука и искусство.

Сферы применения консультирования. Консультирование в системе образования. Консультирование в области соматического здоровья и общего оздоровления. Консультирование в промышленности и бизнесе. Частная практика.

Процесс подготовки консультанта. Соответствие личности студента требованиям, предъявляемым консультированием. Процесс личностного развития, сопровождающий обучение консультированию. Амбивалентность интенсивного процесса познания себя и отношений, необратимость и болезненность начавшихся изменений.

Развитие и углубление самопознания консультанта. Важность личной терапии для психолога-консультанта. Личные ценности в консультировании. Требование «объективности», ценностной нейтральности в процессе психологического консультирования. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — семья, секс, аборты, религия, наркотики. Привнесение межличностных ценностей в процесс консультирования.

Самопознание, самонаблюдение и самопонимание как фундаментальные составляющие процесса становления консультанта. Осознанность мотивов выбора помогающей профессии психологом-консультантом. Проработанность психолога-консультанта.

Требования к личности консультанта. Собственная личность как инструмент профессиональной деятельности консультанта. Свойства личности эффективного консультанта: доверие к людям; уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга.

Модель эффективного консультанта, её подвижность и динамичность. Аутентичность как стержневое качество психотерапевта. Открытость собственному опыту как искренность в восприятии собственных чувств. Развитие самопознания как увеличение возможности жизненного выбора. Сила личности и идентичность консультанта. Толерантность к неопределенности. Понимание и принятие личной ответственности. Глубина отношений консультанта с другими людьми. Постановка реалистичных целей как признание консультантом ограниченности своих возможностей. Эмпатия как важнейшая черта личности эффективного консультанта. Чувство юмора и интуиция консультанта. Зрелость консультанта. Личная, социальная зрелость. Зрелость консультанта как процесс.

Психоаналитические подходы к консультированию. Структура личности по Фрейду. Защитные механизмы «Я». Терапевтический процесс. Роль терапевта. Основные терапевтические техники в психоанализе.

Неофрейдизм. Взгляд на природу человека А.Адлера. Процесс консультирования по Адлеру. Значение и критика теории А.Адлера.

Вклад К.Хорни в теорию консультирования. Невротические потребности личности. Г.Салливан о межличностных отношениях в ходе психотерапии. Терапевтическое интервью по Салливану.

Значение и критика психоаналитической теории. Вклад психоанализа в теорию психологического консультирования.

Гуманистические и аффективные подходы к консультированию. Личностно-центрированная терапия К.Роджерса. Взгляд К.Роджерса на природу человека. Ключевые понятия личностно-центрированной терапии. Процесс и цели консультирования по Роджерсу. Условия для личностного роста.

Техники и процедуры личностно-центрированной терапии. Значение и ограничения роджерианского подхода.

Гештальт-терапия. Взгляд гештальт-подхода на человеческую природу. Ключевые понятия гештальт-терапии. Проблематика человеческих потребностей в гештальт-подходе. Техники и методы гештальт-терапии. Специфические техники в гештальте. Значение и ограничения гештальт-консультирования.

Экзистенциальная терапия (В.Франкл; Р.Мэй; И,Ялом). Семь существенных характеристик природы экзистенциального человека. Основная цель экзистенциальной терапии. Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бьюдженталя. Основные понятия. Процесс и содержание психотерапии по Бьюдженталю.

Значение и ограничения эмоциональных подходов к консультированию.

Когнитивно-поведенческие подходы к консультированию. Рационально-эмотивная терапия А.Эллиса. Взгляд Эллиса на природу человека. Иррациональные идеи. ABC-принцип и его составляющие. Процесс и цели рационально-эмотивной терапии. Три инсайта клиента в РЭТ. Позиция РЭТ-консультанта. Техники и процедуры рационально-эмотивной терапии. Значение и ограничения РЭТ-консультирования.

Когнитивный подход А.Бека. Когнитивные искажения. Этапы когнитивной терапии.

Поведенческое консультирование. Взгляд поведенческой терапии на природу человека. Ключевые понятия поведенческого консультирования. Процесс и цели поведенческой терапии. Методы и процедуры в поведенческом подходе: систематическая десенсибилизация; поведенческий контракт; социальноемоделирование; тренинг ассертивности. Значение и ограничения поведенческого подхода.

Трансактный анализ Э.Берна. Теория личности Берна. Ключевые понятия трансактного анализа. Процедура трансактного анализа: структурный анализ и анализ трансакций. Контракт в трансактном консультировании. Позиция ТА-консультанта. Основная цель трансактного консультирования.

Основные теоретические подходы в семейной психотерапии. Структурная семейная психотерапия С.Минухина. Базовые понятия и идеи. Стратегическая семейная психотерапия (Джей Хейли, Г.Бейтсон, М.Эриксон). Базовые понятия и идеи. Трансгенерационная семейная психотерапия. Семейная психотерапия, основанная на опыте (К.Витакер, В.Сатир). Базовые понятия и идеи. Поведенческая семейная психотерапия.

Понятие о дисфункциональной семье. Признаки семейной дисфункциональности.

Системная семейная психотерапия. Понятие о семейной системе. Ключевые понятия системного семейного подхода: границы, коммуникация, энтропия, гомеостаз, открытые и закрытые системы, положительная и отрицательная обратная связь, взаимосвязь и целостность. Модель здоровой функциональной семьи. Позиция системного семейного консультанта.

Модель системной семейной терапии Маррея Боузна. Понятие самодифференциации, триангуляции родителей. Практические приемы терапии.

Функции персональной теории консультирования: суммирование и обобщение информации; понимание психологических феноменов и целостной жизненной ситуации клиента; выбор ведущего подхода и прогнозирование; соотнесение эффективности консультирования в соответствии с персональной теорией консультанта.

Построение персональной теории консультирования. Развитие собственного взгляда на процесс консультирования. Первый шаг - первоначальное обучение одному из подходов. Последующая интеграция и ассимиляция техник из других подходов. Второй шаг - формулировка собственных предположений о человеческой природе. Осознание собственной структуры и иерархии психологических потребностей. Третий шаг -формулировка собственной модели зрелой, хорошо функционирующей личности, и целей консультирования в соответствии с данной моделью. Четвертый шаг - сведение данных частей в единую систему, проверяемую и постоянно дополняемую на консультативной практике.

Проблема представлений о роли консультанта. Экспертиза и советы в психологическом консультировании. Обратная связь и честность консультанта. Формирование «процессуальной модели» консультирования. Задачи данной модели.

Принципы психологического консультирования. Консультирование как процесс, имеющий определенные фазы и стадии. Эклектическая модель структуры консультативного процесса Б. Гилланда. Шесть стадий психологического консультирования: исследование проблем; двумерное определение проблем; идентификация альтернатив; планирование; деятельность; оценка и обратная связь.

Стадии процесса психологической помощи по И.А.Акиндиновой. Установление контакта с клиентом. Выяснение первичного запроса клиента. Ориентация в проблеме клиента. Определение истинного запроса. Заключение психологического контракта. Этап исследования проблемы. Выход из контакта.

Уникальность реального процесса консультирования. Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным. Позиции консультанта по отношению к клиенту. Запрос клиента. Запросы истинные и ложные.

Организация консультативной беседы. Процесс беседы и его составляющие: начало беседы; расспрос клиента (первая и вторая фазы расспроса); оказание психокоррекционного и психотерапевтического воздействия; завершение беседы. Гипотезы в психологическом консультировании.

Простые и сложные навыки консультирования. Их применение и воздействие на клиента. Невербальное поведение клиента и консультанта. Невербальные сообщения клиента через время, тело, голос, обстановку. Интерпретация невербального поведения клиента. Невербальное поведение консультанта.

Базовые коммуникативные навыки. Открытые вопросы. Молчание или пассивное слушание. Слушание. Передача содержания или перефразирование. Отражение чувств клиента. Отражение собственных чувств. Резюмирование содержания. Резюмирование чувств.

Сложные навыки консультирования Глубокая эмпатия. Определение темы. Самораскрытие. Проверка восприятия. Интерпретация. Прояснение. Конфронтация. Непосредственность. Активные стратегии. Поведенческие техники. Методология принятия решения. Стратегии решения проблем. Постановка цели. Окончание сессии. Определение консультативного контакта. Шесть условий позитивных изменений личности по К.Роджерсу. Шесть уникальных черт консультативного контакта: эмоциональность, интенсивность, динамичность, конфиденциальность, поддержка,

добросовестность. Зависимость характера консультативного контакта от теоретической ориентации консультанта.

Теория контакта в гештальт-подходе. Цикл контакта и саморегуляции организма и его этапы.

Диалог в психологическом консультировании. Составляющие диалога: готовность, присутствие, уважение к собственной феноменологии и феноменологии клиента.

Особенности помогающих отношений. Определение и характеристики помогающих отношений. Терапевтическая ценность отношений помощи.

Терапевтический климат. Создание обоюдного доверия. Искренность консультативного контакта (конгруэнтность). Принятие, безусловное и безоценочное (безусловное уважение клиента). Конкретность или определенность высказываний. Коммуникативные барьеры: семь барьеров общения.

Измерение основных условий. Пятимерная Шкала эмпатии Каркхафа. Четырехмерная Глобальная шкала эффективности консультанта Газда.

Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии. Основные черты переноса. Ценность переноса в клиент-терапевтических отношениях. Расшифровка переноса. Контрпереносные реакции консультанта. Полезный и препятствующий контрперенос. Условия полезного контрпереноса. Опасности препятствующего контрпереноса.

Групповое психологическое консультирование. Цели группового консультирования. Преимущества группового консультирования. Групповая психотерапия и групповое консультирование. Типы групп.

Руководитель группы как личность. Личность и характер группового консультанта. Личные характеристики группового консультанта: психологическое присутствие; личная сила; смелость; готовность к конфронтации; искренность и аутентичность; чувство идентичности; вера в групповой процесс и энтузиазм; изобретательность и творчество.

Проблемы и трудности начинающих консультантов. Тревога. Самораскрытие. Работа с «трудными» членами группы. Работа с собственной реакцией на сопротивление членов группы. Трудности взаимодействия с системой.

Навыки руководителя группы. Активное слушание. Перефразирование. Разъяснение. Подведение итогов. Вопрос. Интерпретация. Конфронтация. Отражение чувств. Поддержка. Эмпатия. Фасилитация. Инициативность. Постановка целей. Оценивание. Обратная связь. Совет, предложение. Защита. Самораскрытие. Моделирование. Связывание. Блокирование. Завершение.

Цели и желаемые результаты навыков и умений группового консультанта. Специальные умения по открытию и закрытию групповой сессии. Процедуры открытия и закрытия групповой сессии.

Становление эффективного мультикультурального группового консультанта. Осознание собственных убеждений и позиций культурно компетентным групповым консультантом. Знания культурно компетентного группового консультанта. Навыки


и стратегии воздействия квалифицированного группового консультанта. Осознание собственных границ групповым консультантом.

Группы с двумя ведущими. Сильные и слабые стороны ко-терапии.

Развитие собственного стиля групповой работы. Психологический риск участия в группе. Влияние ценностей консультанта на группу. Использование и неправильное применение групповых техник.

Компетентность группового консультанта. Определение собственного уровня компетенции. Профессиональные стандарты для обучения групповых консультантов. Личная психотерапия для будущего группового консультанта. Группы самоисследования. Участие в обучающих тренингах и мастерских.

Стадии и фазы группового процесса. Первая стадия -формирование группы. Отбор членов группы. Практические аспекты формирования группы: открытая или закрытая группа; обязательное или добровольное участие в группе; гомогенная или гетерогенная группа; размер группы; место встреч; частота и длительность встреч; краткосрочная или долгосрочная группа. Функции консультанта и членов группы на первой стадии.

Вторая стадия: начальная стадия - ориентация и исследование. Характеристика начальной стадии. Самоопределение участников и включенность в работу группы. Проблема установления доверительных отношений. Способы установления и поддержания атмосферы доверия.

Роль группового консультанта на начальной стадии: моделирование отношений; помощь в определении целей участников; разделение ответственности за групповые процессы; структурирование группового процесса. Функции и задачи членов группы и консультанта на начальной стадии. Возможные проблемы и трудности.

Третья стадия: переходная стадия - работа с сопротивлением. Характеристики переходной стадии. Возрастание тревоги. Конфликты и борьба за контроль. Вызов групповому консультанту и «нападение» на него. Сопротивление. Трудные члены группы и проблемное поведение консультанта. Функции и задачи членов группы и консультанта на переходной стадии. Возможные проблемы и трудности.

Четвертая стадия: рабочая стадия - сплоченность и продуктивность. Характеристики стадии. Развитие групповой сплоченности. Природа и сила групповой сплоченности. Характеристики эффективно работающей группы. Терапевтические факторы групповой безопасности: доверие и принятие; эмпатия и забота; близость; надежда; свобода экспериментирования; катарсис; когнитивная реконструкция; согласие на изменения и принятие обязательств; самораскрытие; конфронтация; польза обратной связи. Функции и задачи членов группы и консультанта на рабочей стадии. Возможные проблемы и трудности.

Пятая стадия: заключительная стадия - объединение и завершение. Характеристики стадии. Эффективные способы завершения группы: работа с чувствами; оценка влияния группы на её участников; получение и предоставление обратной связи; завершение незаконченных дел; продолжение обучения и самопознания. Функции членов группы и консультанта на заключительной стадии. Возможные проблемы и трудности.

Шестая стадия: постгрупповая работа - контрольная встреча и оценка. Контрольная сессия. Индивидуальные и постгрупповые сессии. Функции членов группы и консультанта в постгрупповой период. Возможные проблемы.

Специфика индивидуального консультирования. Физические компоненты терапевтического климата: обстановка консультирования; структурирование консультативного пространства; структурирование времени консультирования. Эмоциональные компоненты терапевтического контакта.

Кабинет консультанта. Его обстановка. Консультативное пространство. Особенности территории консультанта. Расположение клиента и консультанта. Проблема физического прикосновения к клиенту. Продолжительность сессии. Длительность консультативной беседы. Возрастной аспект длительности психологических консультаций.

Психологический контракт. Права и обязанности клиента и консультанта. Требования к контракту. Распределение ответственности. Заключение контракта. Причины отказа консультанта от консультирования.

Оценка проблем клиента. Психологическая оценка как системная процедура наблюдения за поведением и личностью клиента. Проблема постановки психологического диагноза. «За» и «против» психологической диагностики в психологическом консультировании.

Психологический анамнез. Содержание основной информации о клиенте. Психологическое прогнозирование. Методологическая основа психотерапевтической эффективности.

Специфика группового консультирования. Преимущества групповой формы работы. Группа как социальный микрокосм. Коррективный эмоциональный опыт. Ценность обратной связи. Идентификация с активным участником группы. Способствование

личностному росту. Экономические преимущества. Гибкость групповых форм работы.

Лечебные факторы в групповой терапии по И.Ялому. Одиннадцать базовых категорий групповой терапевтической эффективности: внушение надежды; универсальность; сообщение информации; альтруизм; корректирующий анализ влияния родительской семьи; развитие социализирующих техник; имитационное поведение; интерперсональное влияние; групповая сплоченность; катарсис; экзистенциональные факторы.

Психологический механизм терапевтического действия групповой сплоченности. Самооценка и социальная оценка. Выражение враждебности. Сравнительная оценка терапевтической эффективности лечебных факторов группового консультирования.

Правила работы в группе. Внутригрупповая этика. Ограничения группового консультирования.

Организация пространства в групповом консультировании. Требования к групповому пространству. Место группового терапевта в группе. Проблема членства консультанта в группе. Принципы формирования консультативных групп.

Этические проблемы психологического консультирования. Природа этических обязательств консультанта. Проблема конфиденциальности. Принципы конфиденциальности. Уровни конфиденциальности. Двойственные ролевые отношения. Принципы разделения отношений на наносящие ущерб и безвредные. Неразглашение информации, его типы. Компетентность и злоупотребление служебным положением.

Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Феномен «подсознательной инфекции». Основные психологические причины «инфицирования» консультанта и возможные пути их устранения. Семейные проблемы консультанта и пути их разрешения.

«Синдром сгорания». Определение, содержание, особенности состояний. Эмоциональное сгорание и стресс. «Синдром сгорания» и психосоматика. Основные причины «синдрома сгорания». Проблема неизбежности «синдрома сгорания». Профилактика эмоционального сгорания психолога-консультанта. Способы поведения и рекомендации. Качество жизни консультанта. Терапевтическая креативность как фактор, предотвращающий возникновение «синдрома сгорания». Приемы и способы самоподдержки психолога-консультанта.

Роль психотерапии в жизни современного человека. Отношение к психотерапии вчера и сегодня. Отношение к психотерапии в России и за рубежом. Философские, социальные, экономические и социально-психологические причины расширения сферы деятельности и контингента психолога-консультанта в России и за рубежом.

Проблема интеграции психотерапевтических подходов в персональной теории консультирования. Преимущества эклектического подхода в консультировании. Перспективные направления психологического консультирования, их социально-психологические причины. Консультационные услуги для пожилых людей. Актуальность мультикультурального подхода в консультировании. Значимость консультативной работы с проблемами зависимого поведения. Обострение проблемы психологического здоровья. Психотерапия в работе с соматическими и психосоматическими заболеваниями.

Коучинг как особое направление консультативной работы. Консультирование карьерных изменений и роста. Использование компьютерных технологий в психологическом консультировании. Значимость профилактической деятельности консультантов. Проблема подтверждения терапевтической эффективности и ответственности консультанта. Развитие потребности в профессиональном росте и творческом подходе к профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Частные вопросы психологического консультирования

Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем. Супружеские проблемы как наиболее частая причина обращения за консультацией. Типология супружеских проблем. Конфликты, связанные с распределением супружеских ролей. Конфликты в межличностных отношениях. Сексуальные проблемы. Конфликты во взаимоотношениях супругов с родителями одного или обоих супругов. Болезнь одного из супругов. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях. Дефицит близости в отношениях между супругами. Явный и скрытый локусы жалобы в консультировании супружеских отношений. Роль родительской семьи в возникновении супружеских конфликтов. Проблема конкуренции в супружеских отношениях, её психологические корни.

Особенности консультирования при работе с супружеской парой. Преимущества и недостатки работы с парой. Организация работы с супружеской парой. Проблема вступления консультанта в коалицию с одним из супругов, способы её решения.

Причины прихода супругов на консультацию. Длительность работы с супружеской парой.

Консультирование супружеской пары. Начало беседы. Структурирование беседы. Использование домашних заданий при работе с супругами как уточнение и детализация ситуации в семье. Обсуждение конфликтной ситуации в форме дискуссии. Исследование поведенческих или эмоциональных паттернов во взаимодействии супругов.

Особенности работы с проблемами распределения семейных ролей и обязанностей между супругами. Проблема равенства в распределении семейных обязанностей, «мужские» и «женские» обязанности. Невыполнимые требования, предъявляемые к партнеру, их психологический анализ и причины. Коррекция ригидных представлений и принципов.

Дефицит доверия и близости в отношениях супругов. Особенности супружеских коммуникаций. Создание позитивного фонда в общении супругов. Анализ чувств и переживаний супругов в процессе общения друг с другом. Коррекция стилей общения.

Организация работы с одним супругом. Принципы работы с одним супругом. «Обратная сторона» поведения клиента. «Способы» создания им или поддержания семейных затруднений. Ситуации: активная жена - пассивный муж; чрезмерная зависимость супруга от родителей. Консультирование по поводу проблем, связанных с болезнью партнера. Трудности в отношениях с партнером.

Переживание расставания с партнером. Варианты жалоб клиентов. Проблема ревности. Измена или охлаждение в отношениях супругов. Ситуация развода: многообразие клиентских" запросов - как вернуть партнера; трудности прощения; безответная любовь; реорганизация жизни; единственность любви; выбормежду партнерами. Консультирование разводящихся. Развод и страх одиночества. Развод и дети.

Консультирование родителей по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми разного возраста.

Условия оказания психологической помощи ребенку. Задачи психолога-консультанта при взаимодействии с ребенком. Эффективность групповой работы (тренингов) с детьми и подростками. Цели и задачи групповой психологической работы с детьми и подростками.

Общие принципы работы с родителями в процессе консультирования по проблемам детей и подростков. Особенности взаимоотношений консультанта с лицами, обратившимися по поводу проблем ребенка. Цели консультирования родителей. Беседа с родителями по поводу проблем ребенка, её структура и этапы. Оценка эффективности беседы.

Основные проблемы дошкольников. Типология родительских жалоб: причины, связанные с детьми; причины, связанные с родителями. Тактика консультирования.

Типология школьных проблем. Четыре формы психогенной школьной дезадаптации. Работа психолога-консультанта с неуспевающими школьниками, схема и содержание. Направления работы психолога-консультанта в области детско-родительских отношений.

Консультирование подростков. Психологические нормативные задачи возраста в сексуальной, психологической и социальной сферах. Типология подростковых проблем. Возможные варианты консультативной работы.

Причины подросткового суицида; потеря, давление, низкая самооценка. Социально-психологические цели, достигаемые тинейджерами через прием алкоголя и наркотиков. Типы поведения, могущие указывать на злоупотребление наркотическими веществами. Психологические рекомендации родителям подростков-наркоманов.

Типология жалоб родителей на трудности во взаимоотношениях с детьми старше 15 лет. Отсутствие контакта с детьми. Неуважительное отношение детей к родителям, постоянные ссоры и конфликты. Тревога за детей, за построение их жизни. Проблемы, связанные с отклоняющимся поведением детей.

Постановка диагноза проблемы и формулировка гипотез. Выяснение уровня «нормальности» ребенка и действительной позиции родителя по отношению к ребенку. Коррекция позиции родителя по отношению кребенку. Ситуация родительской гиперопёки.

Коррекция отношения родителя к ребенку. Барьеры в отношениях ребенка и родителя. Акции доверия как способ устранения барьеров в отношениях. Разговор о собственных чувствах и переживаниях. Присвоение собственных чувств. Я-сообщение. Организация доверительного разговора родителя с ребенком.

Консультирование родителей по поводу реальных проблем и сложностей в жизни ребенка. Основные принципы и задачи консультирования. Оказание психологической поддержки.

Консультирование родителей по поводу их собственных проблем. Конкретизация проблемных ситуаций, их типология. Пустота и ненужность, собственная жизненная нереализованность, родительская некомпетентность и вина, собственные глубокие личностные проблемы. Переформулирование проблем клиентов. Стратегии работы в зависимости от причин прихода клиентов.Консультирование при сексуальных проблемах. Понимание консультантом нормы, патологии и девиации сексуальной жизни. Причины сексуальных отклонений: психологические и физические. Виды консультирования клиентов с сексуальными проблемами: сексуальное просвещение, формирование адекватного сексуального поведения, сексотерапия. Цели и задачи сексуального просвещения. Мифология сексуальной жизни. Девять правил сексологического консультирования по Киркпатрику. Знание консультантом возрастных особенностей сексуального поведения. Основные принципы сексотерапии.

Проблематика сексуальных проблем клиентов. Пассивность партнера в сексуальных отношениях. Неудовлетворенность сексуальными отношениями с партнером. Стратегии консультирования клиентов с сексуальными проблемами.

Психологическое консультирование беременных женщин и молодых матерей, его специфичность. Помощь в адаптации к беременности и оптимизация физического и психического состояния женщины. Подготовка к материнству. Родительские функции матери. Помощь в кризисной ситуации, возникающей в беременности. Задачи психологической помощи семье, сформулированные М.Е. Ланцбург: родительская ответственность, социально-психологические навыки оказания поддержки в семье, психолого-педагогическая компетентность, развитие саморегуляции.

Диада «мать - дитя» как объект психологической помощи, её психологические особенности. Онтогенез материнской сферы женщины. Развитие личности женщины во время беременности. Типы переживания беременности по Г.Г.Филипповой. Диагностика отношения женщины к беременности и к ребенку, понимания ею функций матери. Сопровождение женщины в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенком и принятия себя в роли матери. Специфика методов и методик работы с беременными женщинами и молодыми матерями. Психопрофилактическое значение данного направления консультационной работы.

Консультирование специфических групп клиентов. Взрослые, пострадавшие от сексуального злоупотребления в детстве. Симптомы сексуального злоупотребления ребенком. Проблемы лечения. Основные принципы консультативной работы.

Психологическое консультирование сексуальных меньшинств. Формирование гомосексуальной идентичности. Проблема бисексуальности. Ответственность консультанта в работе с гомосексуалистами и лесбиянками. Цели и задачи консультирования. Рекомендации консультантам при работе с гомосексуализмом.

Консультирование ВИЧ-инфицированных клиентов. Проблемы клиентов. Составляющие консультативного процесса: смещение терапевтических целей, изменение границ контракта, перенос и контрперенос, сгорание консультанта, проблемы этики.

Психологическое консультирование пожилых людей. Возрастно-психологические особенности старости. Проблема «успешного старения». Особенности психологической помощи пожилым людям. Роль и задачи консультанта.

Консультирование клиента с психосоматическими расстройствами. Классификация психосоматических расстройств. Психосоматические расстройства у детей. Многообразие подходов к происхождению психосоматических заболеваний. Теории возникновения психосоматических расстройств.

Конструкт болезни. Понятие о внутренней картине здоровья и внутренней картине болезни кпиента. Типология отношения пациента к заболеванию. Когнитивный аспект болезни, его влияние на прогноз развития заболевания. Роль больного, и её влияние на прогноз развития заболевания.

Стратегии консультирования клиента с психосоматическим заболеванием. Четыре модели психосоматического заболевания (В.Гусев). Проблема ответственности клиента за возникновение и течение заболевания. Проблема толерантности психосоматических больных. Эмоциональные проблемы пациентов с психосоматикой.

Психосоматический симптом как блокированная или неосознаваемая потребность. Психосоматический симптом как результат конверсии психической энергии. Первичная и вторичная выгода, получаемая пациентом. Психосоматический симптом как результат алекситимии.

Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений. Психосоматика в семейной системе. Её место, роль, функции. Психосоматический симптом как результат дисфункции семейной системы. Работа психолога-консультанта с психосоматикой в системной семейной терапии.

Консультирование зависимого поведения. Виды зависимостей. Разнообразие зависимого поведения, и его психологические причины. Психологические механизмы возникновения аддикции. Защитно-приспособительное значение аддиктивного поведения. Аддикция как личностная проблема.

Химическая зависимость. Консультирование при алкоголизме. Психологические причины алкоголизма. Деструктивное отношение алкоголика к самому себе. Принципы работы с алкоголиком: требование трезвости, амбивалентность контакта и зависимость от консультанта, реакции контрпереноса и их противоречивость.

Программа «Анонимные алкоголики». Терапевтические факторы программы «АА».

Сущность психической зависимости при наркомании. Синдром психической зависимости: наркотик как важнейшее условие контакта человека с миром. Синдром физической зависимости: встраивание наркотика в обменные процессы в организме. Синдром измененной реактивности организма к действию наркотика. Психологический аспект абстинентного синдрома. Ожидание страданий и отношение к ним.

Психологическая характеристика «тяги» к наркотикам. Психическая зависимость как устремление, содержащее в себе возможность самовоспроизводства. Возможные пути профилактики и реабилитации употребления наркотиков. Психопрофилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Другие виды зависимостей. Компьютерная аддикция. Игровая аддикция. Сексуальная зависимость. Трудоголизм. Религиозные аддикции. Стратегии психологического консультирования клиентов с зависимостями.

Психология созависимого поведения. Созависимость как эмоциональная зависимость от значимого другого. «Сломанное «Я» как глубинная сущность созависимости (М.М.Решетников). Четыре формы созависимых отношений (Е.В.Емельянова). Злокачественная созависимость по Е.В.Емельяновой. «Спасательство» как форма созависимого поведения.

Консультативная работа с созависимыми клиентами. Факторы, обеспечивающие успешность консультирования при созависимости. Уровни консультирования при созависимости (Е.В.Емельянова). Информационный уровень консультирования. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора. Уровень получения коммуникативных навыков и умений. Психотерапия созависимости как создание и укрепление нового Эго. Терапия отношением. Содержание и возможные методы психологической работы с созависимостью.

Психологическое консультирование кризисных состояний. Общее представление о кризисе. Жизненные и случайные кризисы. Цели кризисного консультирования: установление отношений доверия, определение сути кризисной ситуации, обеспечение обратившемуся возможности действовать. Восемь базовых принципов кризисной интервенции: безотлагательная интервенция, самоопределение, действие, ограничение целей, поддержка, фокусирование на решении основной проблемы кризиса, образ кризисной ситуации, уверенность в себе.

Модель решения кризисных проблем: а) в чем состоит проблема (кризис)? б) что предпринималось до сих пор? в) что же выбрать? Два правила, позволяющие сделать проблему клиента более конкретной и действенной.

Виды кризисных ситуаций. Суицид как проявление кризиса. Факторы суицидального риска. Признаки суицидальной опасности. Оценка степени опасности ситуации. Действия по отношению к суицидальному клиенту. Общие принципы кризисной интервенции. Стратегии консультирования, снижающие риск суицида.

Переживание острого горя. Горе утраты как процесс. Стадии и задачи горя. Типичные и нетипичные симптомы горя. Симптомокомплексы горя. Временная динамика горя. Процесс скорби по Э. Кублер-Росс: эмоциональный шок, отрицание,

озлобленность, осознание утраты, смирение. Психологическая сущность «работы скорби». Проявления скорби. Ритуалы траура. Типы патологической скорби. Формы осложненного синдрома потери по Моховикову.

Принципы консультативной помощи в ситуации острого горя. Концепция диагностики и работы с актуальным горем Дж.Вордена. Четыре основных задачи утраты: признание факта потери; переживание боли потери; организация окружения, где ощущается отсутствие усопшего; выстраивание нового отношения к умершему и продолжение жизни. Трехступенчатая модель помощи при работе с острой реакцией утраты по Вайтхеду. Стадия изучения. Стадия нового понимания. Стадия действий. Техники работы с переживанием утраты.

Особенности беседы с умирающим человеком. Реакция неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть. Модель Э. Кублер-Росс: динамика психологических реакций умирающих. Фазы отрицания, протеста, торга, депрессии, принятия смерти. Проблема преодоления страха смерти. Принципы консультативной работы с умирающим человеком.

Понятие «насилие» и «семейное насилие». Классификация видов и форм насилия. Консультирование жертв сексуального насилия. Эмоциональные реакции жертвы сексуального насилия. Основные принципы консультативной помощи жертвам насилия.

Мифы о семейном насилии. Психологические причины семейного насилия. Проблемы инцестовых отношений. Жертва насилия, её психологический портрет. Черты личности, склонной к насилию. Теория цикличности насилия Л.Уолкера. Консультирование по вопросам семейного насилия. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с работой. Психологическое консультирование и профориентация. Этапы профессиональной ориентации: профессиональные информация, консультация, профотбор и профессиональная адаптация. Задачи и цели профессиональной консультации. Директивная и недирективная профконсультация. Виды профессиональной консультации: справочные, диагностические, медицинские. Достоинства и недостатки справочно-диагностической профессиональной консультации.

Типы недирективной профконсультации: психоаналитическая, гуманистическая, развивающая. Основные принципы развивающей (активизирующей) профконсультации.

Типы запросов оптанта при профессиональном консультировании. Подтверждение правильности выбора профессии. Отсутствие выраженных интересов и способностей. Многообразие интересов и способностей. Расхождение между интересами и способностями. Расхождение мнения ребенка и родителей относительно профессионального выбора.

Сходство и отличие профессионального консультирования и психологического консультирования. Особенности роли консультанта. Возможности изменения запроса клиента в профконсультировании.

Проблемы безработицы. Фазы развития специфических стрессовых состояний у безработных по Л.Пельцман. Фаза неопределенности и шока. Фаза субъективного облегчения и конструктивного приспособления к ситуации, Фаза утяжеления состояния. Фаза беспомощности и примирения. Психологические причины стресса безработного. Психологическая и социальная дезадаптация при безработице.

Характер консультирования безработных. Кризисное и проблемное консультирование при безработице, его задачи и цели. Возможности психосоциальной помощи безработным.

Консультирование по выбору и развитию карьеры. Полипрофессиональность современного мира. Изменения в мире труда. Цели и задачи карьерного консультирования. Взаимосвязь проблем карьеры с личностными проблемами.

Теории развития карьеры. Процесс консультирования в области карьеры по теории черт-факторов и задача консультанта. Структурные теории. Влияние психологического климата в семье на выбор профессии (теория Роэ). Личностно-потребностный подход к выбору профессии (теория Хоппока). Конгруэнтность личности и профессиональной среды (теория Холланда). Теории развития профессионального поведения и принятия решения. Работа как образ жизни, способ выражения индивидуальности и средство поддержки (теория Супера). Процесс принятия решения по Бергланду. Альтернатива, результат, его ценность (теория Хилла). Теория социального научения принятия решения в области карьеры (Крумбольтц).

Типы профессионального консультирования по Моррил и Форресту. Принятие решения через обеспечение информацией и разъяснение проблемы. Принятие решения через отработку навыков принятия решения. Создание процесса непрерывного выбора. Формирование личностной способности в самостоятельном достижении поставленных целей и влияния на будущий выбор.

Отличительные особенности консультирования по вопросам карьеры. Психодиагностический инструментарий консультанта по вопросам карьеры. Проблемы половых различий в консультировании. Современные представления о женских и мужских проблемах. Женские проблемы. Репрессивная природа женских социальных ролей. Сексуальная дискриминация и полоролевые стереотипы. Природа женской идентичности.

Проблемы мужчин. Внутренняя конфликтность мужской роли. Ограничивающее и сдерживающее воздействие мужской роли. Психологические причины трудностей обращения мужчин за консультативной помощью.

Принципы ведения консультативной помощи с учетом тендерных различий.

Виды дистантного консультирования. Телефон доверия. Модели Телефона Доверия: профессиональная, волонтерская, подростковая, специализированные линии. Этические нормы телефонного консультирования. Три основных принципа телефонного консультирования. Общие правила работы на Телефоне Доверия. Исследование проблемы в телефонном диалоге. Четыре фазы телефонного диалога. Выявление психологических защит в телефонном диалоге. Кризисная интервенция в телефонном консультировании. Проблематика телефонного консультирования, категории запросов. Профилактика синдрома «сгорания» у телефонных консультантов.

Другие виды дистантного консультирования. Консультирование on-line и off-line. Особенности заочного консультирования.

Проблема ответственности в психологическом консультировании. Позиция консультанта. Проблема распределения ответственности в терапии. Причины деструктивности «советования» в ходе консультирования. Чувства консультанта и разделение ответственности.

«Спасательство» как ловушка консультирования. Треугольник Карпмана: «жертва» - «преследователь» «спасатель». Проявления стереотипов спасательства у консультанта. Принципы разделенной ответственности за процесс и результат терапии. Режим полной ответственности.

Проявление защитных механизмов в консультировании. Сопротивление и работа с ним. Функция защитных механизмов. Клинические проявления сопротивления. Сопротивление в телесной терапии, в гештальт-терапии, в экзистенциальной терапии, в клиент-центрированной психотерапии. Четыре основных подхода к работе с сопротивлением: усиление, обход, преодоление,осознание.

Механизмы защиты: проекция, регрессия, отрицание, забывание, рационализация, перенос, контрперенос и др.

События на границе-контакт в гештальт-терапии: проекция, конфлюенция (слияние), интроекция, ретрофлексия, дефлексия.

Проблема использования психодиагностики в консультировании. Цели и причины использования психодиагностического инструментария в психотерапии. Четыре основные функции психодиагностики по Хансену: предсказание, диагностирование, мониторинг, оценивание. Три функции психодиагностики по Сандбергу: принятие решение о возможности работы с клиентом, формирование образа клиента, проверка гипотезы.

Методы и методики, используемые в консультировании. Классификация методов исследования по Б.Г.Ананьеву. Эмпирические методы в консультировании: наблюдение, автобиография, интервью, анализ продуктов деятельности, эксперименты, тесты, анкеты и т.д. Типы тестов по Белкину: тесты достижений, тесты способностей, карты интересов, тесты интеллекта, личностные тесты. Компьютерное тестирование.

Интерпретация результатов. Сообщение результатов клиентам. Проблема безопасности клиентов при сообщении результатов.

Основные задачи исследований в консультировании. Измерение эффективности консультирования. Оценка консультирования: проблема критериев оценивания, трудности оценивания, смешивание эффектов лечения.

Четыре типа критериев, измеряющие улучшение у клиента по Блочеру. Критерии социального регулирования, личностные критерии, критерии профессионального регулирования, образовательные критерии. Субъективная оценка эффекта консультирования консультантом и клиентом.

Супервизия. Определение супервизии. Отличия отношений в супервизии от отношений в психотерапии и консультировании. Этические и юридические принципы супервизии. Супервизорские роли. Супервизор как учитель. Супервизор как терапевт. Супервизор как консультант. Супервизор как эксперт. Супервизор как менеджер. Супервизор как администратор.

Модели супервизии. Классификации супервизорских моделей. Супервизорские отношения. Ответственность супервизируемого. Ответственность супервизора.

Специальные формы психологической помощи. Телесно-ориентированная терапия. Ведущие понятия телесной терапии: энергия, мышечная броня, почва под ногами. Методы телесной терапии: дыхание, напряженные позы, двигательные упражнения,

физический контакт (массаж). Метод Фельденкрайса, метод Александера, рольфинг, первичная терапия Янова. Танце-двигательная терапия. Цели и задачи телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии.

Терапия искусством. Цели и преимущества терапии искусством перед другими формами психотерапевтической работы. Функции и виды арт-терапии. Музыкотерапия. Цели и методы музыкотерапии. Библиотерапия. Сказкотерапия. Терапевтическое воздействие сказки. Работа с песочницей. Кинотерапия. Терапевтическое воздействие кино. Цели кинотерапии.

Искусство в подготовке будущих консультантов. Функции искусства и возможности воздействия на человека и группы людей.

 

 

Методический, психодиагностический и психотехнический







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.