Жизнеописание небесной бессмертной девы Дун Шансянь
Дун Шансянь - Небесная бессмертная дева Дун, родом из Суйчжоу. Эта женщина была сведуща в искусстве магии. Когда ей только исполнилось семнадцать лет, высокий дух одарил ее внешность удивительной красотой и изяществом. Но она была воздержана в еде и питье, любила покой, блюла гармонию духа, хотя и не покидала мирской жизни. В деревне ее очень почитали за добродетель и называли Небесной бессмертной девой. Так и появилось у нее прозвище - Небесная бессмертная дева. Однажды утром пурпурные облака повисли над ее домом, небесная музыка заструилась из них, наполняя ее дом. К деве снизошли два юных святых отрока и повели ее на Небо. Однако родители святой были простоваты и глупы: они стали плакать и причитать по ней, умоляя не покидать их. Она к тому времени уже поднялась над землей на несколько десятков сажен, но услышала вопли родителей, вновь спустилась на землю и вернулась домой. И никто больше не видел ни пурпурных облаков, ни святых отроков. Прошло несколько месяцев. Потом все повторилось, и она, как и прежде, стала подниматься на Небо. Родители опять начали рыдать. Поэтому вскоре она снова спустилась на землю. В годы под девизом Кай-юань (Положенное начало) династии Тан (VIII в.) Сын Неба очень полюбил учение святых бессмертных. Услышав об этом случае, он призвал деву в столицу империи - Чанъань. Там она пробыла более месяца и стала просить разрешения вернуться к себе в деревню. Ей было позволено, и высокопоставленный чиновник проводил ее домой. Через сто с лишним дней она вновь стала восходить на Небо. Родители, как и прежде, рыдали. Поэтому она на память им сбросила на землю свою телесную оболочку. После же взмыла вверх и исчезла. Ее сброшенная кожа имела форму ее тела, и даже ее одежда осталась на ней. Это было так, как если бы цикада сбросила свою кожу. Ее покрыли лаком и так сохранили. Святая дева получила титул Небесной бессмертной, Танский двор приказал основать два монастыря на ее родине. Ныне это место находится в десяти с лишним верстах от столицы губернии, на берегу реки Фуцзян. Из произв.: Тайпин гуан цзи (Обширные записи, составленные в годы правления под девизом Тайпи) // Религии Китая: хрестоматия / ред.-сост. Е.Л. Торчинов. - СПб., 2001. - С. 130-131.
Религиозные тексты по мировым религиям БУДДИЗМ Мандала – это сакрально-схематическое изображение, используемое в буддийских и индуистских религиозных практиках. Мандала имеет сложную структуру, символизирующую и модель Вселенной («карта космоса»), и человеческое совершенство. Наиболее распространенной формой мандалы является внешний круг (Вселенная) с вписанным в него квадратом (стороны света), внутри которого находится внутренний круг (измерение божеств), который сегментирован или имеет форму лотоса. Тибетская мандала Ляшенко В.В. (статья подготовлена по материалам книги
В настоящее время для обозначения любых круговых изображений чаще всего используется восточное слово «мандала». В современной западной культуре это слово приобрело свою популярность главным образом благодаря тому, что в ХХ веке мандалы, с лёгкой руки К.Г. Юнга, стали широко использоваться в психологической практике. Причём важно подчеркнуть, что это касается именно современной (научно-технической) культуры, поскольку каждая традиционная культура прекрасно знакома с круговыми («мандальными») изображениями. Слово ма́ндала в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание». Большой толковый словарь Владимира Чернышёва так определяет слово «мандала»: «Мандала (санскр. манда – суть, сущность, центр + ла (суффикс) – указание на завершённость, полное обладание = всесущее) - 1) холст или доска с изображёнными на них символическими священными письменами буддизма; 2) символическое изображение мироздания, аналогичное по функциям христианской иконе; 3) место у дерева Бодхи, где Сиддхартха (Будда) достиг просветления, т.е. территория со всевозможными совершенствами; 4) место в центре кайдана; алтарь буддийского храма»… Мандала – это символ Женского, Великой Матери, Богородицы, Первоматерии, рождающей всё сущее: и Землю, и человека, и материю, вплоть до элементарных частиц и силовых полей, и всю безбрежную Вселенную. В общем смысле мандала есть универсальная символическая модель мироздания, человеческого сознания и всевозможных жизненных процессов – она выражает собой овеществление, проявление, рождение жизни. Как первозданная форма, имеющая отношение к основам бытия, мандала известна и применялась во всех культурах, хотя сам термин «мандала» является термином восточной духовной культуры, отражающий особую философию и мировоззрение Востока, которые определяют и соответствующие особенности использования тех «психологических инструментов», которые называются термином «мандала». Все мандалы восточной традиции имеют индивидуальные различия: нет мандал, которые были бы похожи одна на другую, несмотря на то, что существует и вполне определённая структура мандал, и правила, по которым они создаются. В восточной традиции любая мандала в своей сути представляет собой сакральный дворец – дом какого-либо божества (божество мандалы располагается в центре), которое является выразителем вполне определённых качеств (например, сострадания, милосердия, мудрости и т.п.). Каждое божество имеет свою мандалу, то есть свой дом, свой дворец. В тибетской буддийской традиции мандалы используются в ритуалах посвящения, в которых учителя дают разрешение ученикам заниматься тантрическими медитативными практиками: через мандалу само божество в символической форме даёт посвящение адепту. При этом настоящая буддийская мандала – это прежде всего внутренний образ. Поэтому, по свидетельству посвященных лам, мандалы, которые можно найти в монастырях и храмах, не обладают какой-либо особой ценностью, ибо являются всего лишь внешними репрезентациями настоящих мандал: без участия посвященного (который, опираясь на внешнее изображение, создает внутреннюю мандалу) такая мандала является лишь красивой картинкой. Практика состоит в создании внутреннего образа мандалы, который строится посвящённым в своем сознании (воображается). Эта духовная практика настолько изменяет сознание йогина, что восприятие им окружающего мира преображается: для него этот мир становится миром божественным, Чистой Землёй, а сам он обретает те просветленные качества, которыми наделено его божество... В этой связи можно привести слова из Тибетской книги мертвых (в более точном переводе – «Великое Освобождение в результате услышанного в бардо[3]»): «О, сын благородного рода, все эти миры существуют только в четырех областях твоего собственного сердца и в средоточии его как пятой области, и ныне они вновь являются из твоего сердца и предстают пред тобой. Образы эти не приходят откуда-то извне, но существуют изначально как первозданная спонтанная игра твоего ума; распознай же их истинную природу! О, сын благородного рода, образы эти ни велики, ни малы, но обладают совершенными пропорциями. У каждого из них свои украшения, свое облачение, свой цвет, своя поза, свой трон и свой символ. Они рассредоточены пятью парами, каждая из которых окружена ореолом света пяти цветов. Вся мандала, все боги и богини пяти родов явятся одновременно. Распознай их, ибо они – твои идамы[4]». И именно поэтому адепту, постигающему «путь мандалы», гуру непременно напоминают, что образы мандалы не реальны, а являются лишь проекцией его собственного сознания. Ибо принятие символов в качестве реальности означало бы идолопоклонство – преклонение перед символами. Но не символы реальны, а то, что за ними стоит. За ними же стоит психологическая реальность человека, реальность его внутреннего мира, которая выражается в этих символах. Важно отметить, что вне зависимости от того, что по виду восточные мандалы зачастую представляют собой квадрат, тем не менее, все они имеют концентрическую структуру: это либо квадрат, вписанный в круг, либо круг, вписанный в квадрат. Также многие мандалы имеют в своей структуре троичную символику, представленную в различного вида треугольниках. Карл Густав Юнг в этой троичности и четверичности видел проявление архетипов, которые нашли свое естественное выражение не только в восточной духовной культуре, но и в западной, в частности, в алхимических трактатах. К слову сказать, алхимию Юнг считал не чем иным, как историческим аналогом своей психологии бессознательного. По его собственному признанию, лишь благодаря алхимии он смог осознать, что бессознательное – это процесс и что отношения между эго и бессознательным и есть психическое развитие. Лишь осмыслив суть алхимического символизма, Юнг смог прийти к центральному понятию своей психологии – к процессу индивидуации. И в символизме алхимиков, и в восточных мандалах тройственность означает мужской принцип, а кватерность – женский. Соединение тройственности и кватерности означает воплощение духа в материю либо восхождение материи к духу (в зависимости от того, как они соотносятся друг с другом). Круг, объединенный с квадратом, является символом связи души (круг) и тела, материальной реальности (квадрат). В каждой культуре существуют своё понимание, своя терминология, своё назначение, своё воплощение и способы применения круговых изображений. Большинство из них имеют культовый, сакральный, космогонический характер: мандалы и янтры восточных традиций; мандорла (от итал. mandorla «миндалина») в образах как западной, так и восточной христианской традиции; лабиринты; многочисленные яргические знаки-свастики; славянский календарь; магические круги алхимиков и оккультистов; зодиакальный круг; святилища, хороводы и ритуальные танцы с круговой организацией танцующих; ба-гуа и круг существования (инь-ян) китайской традиции; культовый предмет ацтеков «камень солнца»; города-храмы (например, Аркаим) и т.д. При этом есть и то, что их все объединяет – объединяет их самое существо круга как символа совершенной целостности, объединённости, защищённости, зарождения нового… Мандала нисколько не противоречит и не оскорбляет ничьих религиозных чувств, поскольку является не религиозным термином, а «техническим». Суть мандалы глубоко психологична и символична, и именно поэтому мандалы есть во всех культурах и религиозных системах. Она не только не противоречит идеям Православия, но напротив Православие очень активно использует принцип мандалы. Хотя термин «мандала» относится к другой религиозной культуре. Даже сама суть икон стоит в тесной связи с буддийскими мандалами, которые воспринимаются не иначе, как домом божества. Так ведь и икона есть изображение Лика Божьего и используется она именно для установления внутренней связи с Богом…
Хосе Аргуэлес в книге, посвящённой мандале, так описывает её сущность: «На протяжении всей человеческой истории Мандала проявлялась как универсальный и неизменный символ цельности, гармонии и преобразования. Она определяет характер почти всех первоначальных интуитивных представлений относительно природы реальности, тех представлений, которые определяют нашу жизнь и присущи каждому из нас. Круг – это основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой, и с помощью которой, человек себя утрачивает и вновь обретает. Это непреходящая Мандала. Нет народа, у которого его нельзя было бы встретить, так как он содержит всё, и его начало, и его конец». В своих воспоминаниях Юнг отмечает, что в 1916 году он нарисовал свою первую мандалу, после того как написал «Septem Sermones Ad Mortuos» («Семь проповедей мертвым»), однако смысл её тогда для него остался неясен. Только спустя некоторое время он стал понимать, чем являются его мандалы, которые он начал рисовать каждое утро в своей записной книжке. Каждый рисунок, по пониманию Юнга, отражал некое его внутреннее состояние на тот момент. Эти рисунки показывали ему, что происходило с его психикой изо дня в день: «Лишь со временем я понял, чем же на самом деле является мандала: это самодостаточность, внутренняя целостность, что стремится к гармонии и не терпит самообмана. «Так вечный смысл стремится в вечной смене от воплощенья к перевоплощенью». Мои мандалы были криптограммами, они объясняли состояние моей души и каждый день принимали новую форму. В них я видел себя, то есть всё моё существо в его становлении. Вначале моё представление о них было смутным, хотя я уже тогда сознавал, как много они значат, и хранил их как драгоценные жемчужины. Я был убеждён, что в них выражена самая суть предмета и что со временем они откроют мне всё происходящее со мной. Мне это виделось так, как если бы я и мой внутренний мир – были монадой этого бесконечного мира и мандала составляет эту монаду, микрокосм моей души. Уже не помню, сколько кругов мандалы я нарисовал тогда – очень много. Всё это время я вновь и вновь задавал себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа? Какова её цель?». <…> я был вынужден пропустить через себя нескончаемый поток бессознательного, который нёс меня неизвестно куда. Но когда я начал рисовать мандалы, то заметил, что все пути, по которым я шёл, все шаги, которые я совершал, вели назад, к некоему центру. Я понял, что мандала и есть этот центр, средоточие всех путей, т.е. главный путь, что составляет индивидуальность. Тогда же, в период между 1918 и 1920 годами, ко мне пришло понимание того, что цель психического развития – самодостаточность. Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая «самость». Однонаправленное развитие возможно лишь вначале, затем все отчетливее проступает центр. Сознание этого вернуло мне уверенность в себе и внутреннее равновесие. Когда я выяснил, что выражает мандала, я достиг своего конечного знания. Может, кому-нибудь известно больше, но мне этого было достаточно». Юнг «описал некоторые психологические механизмы, лежащие в основе создания мандал, а также возможные сопутствующие эффекты. В частности, он предположил, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса психического развития (индивидуации) с характерными для него фазами, а также взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психики». В том, что мандалы спонтанно появляются в сновидениях, воображении, в творчестве, Юнг видел свидетельство того, что происходит процесс индивидуации. Поясняя сущность этого процесса, Юнг писал: «Цель индивидуации – не что иное, как освобождение самости от фальшивых обёрток персоны, с одной стороны, и лишение изначальных образов их суггестивной силы, - с другой». Психологическое развитие является не чётким и линейным, а круговым: оно состоит из возвращения снова и снова к центру души, который есть не рациональный сознательный центр – Эго, а всеобъемлющая Самость. Понятие Самости как предельной (возможно, точнее было бы даже сказать – запредельной) психической целостности (а потому она и неописуема, и неопределима, хотя в то же самое время она включает в себя и определенность, и даже уникальность), как полное объединение противоположностей, охватывающее и сознательное, и бессознательное, и было для Юнга тем, что выражает собой мандала. Задачу человека Юнг видел в том, чтобы стать самим собой, осуществив свою природу, а это и означает не что иное, как движение к своей самости, то есть к своей целостности, к своему объединению, своей непротиворечивости. Это движение к самому себе, к своему самоосуществлению Юнг назвал индивидуацией, что буквально и означает – становление «не-делимым» (от лат. «in-dividuus» - неделимый, неразделённый, нерасщеплённый, неразведённый). При этом индивидуация означает не индивидуализм (то есть подчеркивание некоей своей уникальности, непохожести, своеобразия в ущерб общественным интересам и обязательствам), а напротив – осуществление своих общественных качеств, своей человеческой общественной природы, своей человечности. Индивидуация по Юнгу представляет собой не просто один из множества психических процессов, а это «таинство соединения», в котором самость ощущается как брачный союз противоположных половин, отображением которого и служит мандала: «Вряд ли мы ошибёмся, если будем считать, что мандала стремится к наиболее полному единству противоположностей, включая союз мужской тройственности и женской кватерности по аналогии с алхимическим гермафродитом». Итак, именно самость создает тот рисунок души, который отображается в мандале. Мандала раскрывает особенности движения самости, и создаёт своеобразную матрицу, в которой раскрывается уникальная природа души. Круг мандалы отражает нашу предельную суть, которая сама есть не что иное, как стремление души к самореализации и целостности. Однако если иметь в виду обычных, реальных людей, то, говоря словами Юнга: «Обычный человек не есть “самость” - он является массой и частицей в массе, коллективе до такой степени, что он даже не осознает свое собственное эго. Поэтому с незапамятных времён он нуждается в преобразующих мистериях, которые должны ввергнуть его в ни что иное, как variete, и избавить его от животной коллективной психе. Но если мы неподобающим образом отталкиваем это variete человека "как он есть", то он не может достичь интеграции, стать самостью. И это ведёт к духовной смерти». Мотив мандалы, по мнению Юнга, и является таким предчувствием центра личности, «родом центральной точки в душе, с которой всё связано, которой всё организовано и которая сама по себе является источником энергии». Сила, заключённая в центре нашего существа (в самости), побуждает нас к тому, чтобы проявиться и быть, настоятельно влечёт нас к самоосуществлению. И если мы следуем этой силе, то мы приближаемся к самим себе и осуществляем свою собственную природу, мы становимся самими собой. Юнг был убеждён, что мандала неизбежно ведёт того, кто ею пользуется, к открытию и использованию источника своей внутренней энергии.При этом внешняя форма или структура мандалы является отражением каждой конкретной ситуации: внешней или внутренней. И поскольку мандала является отражением внутренних сил, проявляющихся вовне в зримом изображении, то становится понятно, что в работе с мандалой нет места восприятию её как некоей магической вещи, которая своей собственной силой воздействует на созерцающего её человека. Воздействует не мандала, а мы воздействуем на самих себя, а точнее – даже не воздействуем, а взаимодействуем, приходим в соприкосновение с собой посредством выражения самих себя, своих чувств, своей сути во внешнем образе. Взаимодействие с этим образом позволяет нам осознать те внутренние силы и механизмы, которые привели нас к созданию этого образа. Через изображение мандалы возможно проявление своего текущего внутреннего состояния, своих стремлений, желаний, своих сил, своего духа. В мандале есть тайна, и она есть путь к постижению тайны – тайны самих себя. Однако сама по себе она не содержит некоего активного начала, и не может воздействовать. Ибо воздействовать, как и вообще действовать, может только субъект. Воздействует не мандала, но человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, осознает себя, изменяет себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие через мандалу. Мандала мистична (таинственна), но не магична. Магия не в мандале, а в том, кто её создает и созерцает! Поэтому, думаю, не следует мистифицировать мандалу сверх необходимого, ибо она не более чем символ, рождающийся в сознании человека, она путь, через который человек может прийти к самому себе. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей психологической развитие тех, кто хочет продвинуться в осознавании себя. В нашем подходе, носящим название "Присутственная арт-терапия", «мандала» понимается весьма упрощенно – это просто рисунок в круге. Однако использование в нашей работе именно круговых изображений неслучайно, оно имеет свои цели и особенности.О значении круговых изображений в культуре уже было достаточно сказано выше. Скажем ещё несколько слов об их значении в психологической практике. Изобразительная (психологическая) работа с круговыми изображениями весьма эффективна, поскольку форма круга в силу своих особенностей помогает обращаться к глубинным областям сознания, способствует высвобождению подавленных и забытых, но не прожитых и не освобожденных переживаний и раскрытию содержащейся в них энергии. Это возможно благодаря тому, что форма круга является одной из первичных форм для нашего сознания, причём эта форма является самой гармоничной, идеальной. Она на неосознаваемом уровне всяким человеком воспринимается как выражение целостности и единства, а также как совершенная защита, если этот круг рисуется вокруг тела, жилища или той области, которую мы хотели бы закрыть, обезопасить, защитить от проникновения в неё. Размышляя о том, в связи с чем круг является таким важным образом для человека, Сьюзан Финчер пишет: «Круговой мотив появляется в человеческой истории очень рано. В древних наскальных рисунках Африки, Европы и Северной Америки использовались круги, спирали и тому подобные рисунки. Непонятно, для чего они изображались, но мы знаем, что они были чем-то важным, т.к. их было очень много. Что мы знаем о людях, которые не могут помочь нам объяснить их выбор круга как значимого образа? Давайте обратимся к естественной истории в поисках ответа. Рассмотрим момент, когда мы все появляемся. Мы растем из крошечного круглого яйца, содержащегося в матке нашей матери. В её матке мы окружены и прочно удерживаемся внутри сферического пространства. Когда наступает время появиться на свет, мы выталкиваемся серией круговых мускулов через трубчатый родильный канал и выходим в мир через круглое отверстие. Родившись, мы обнаруживаем себя на круглой планете, вращающейся по круговой орбите вокруг Солнца. Мы прикованы к земле силой гравитации, поэтому мы не осознаем нашего вращения. Но наши тела знают о нём. Если мы посмотрим глубже, на уровень атомов, из которых состоят наши тела, мы найдем ещё одну вселенную, где элементы вращаются по своим круговым орбитам. Подсознательное ощущение вращения, как и память о матке, закодирована в наших телах. Таким образом, мы предрасположены к тому, чтобы реагировать на форму круга. Эти факты человеческой жизни являются общими для всех людей, как древних, так и наших современников». Обращаясь к кругу, мы тем самым вольно или невольно обращаемся к мотивам целостности и интеграции в самих себе. Круг, нарисованный нами, непроизвольно воспринимается обережным, ограждающим нас, создающим наше священное, защищённое место в мире (в пространстве своего сознания), в котором сконцентрированы все наши жизненные силы. И потому арт-терапия при помощи круговых изображений – весьма эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем. Рисуя мандалу, мы не только рождаем личный образ, который является отражением того, чем мы являемся в данный момент. Но мы и пробуждаем «дремлющие» внутренние ресурсы (силы), в результате чего интенсифицируется процесс интеграции (внутреннего объединения) личности. Создавая круговое изображение, мы создаём своё личное священное пространство, в котором различные части нашего внутреннего мира могут безопасно проявиться и прийти во взаимодействие друг с другом. Круг даёт толчок внутренним движениям наших чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым нашу целостность. Исцеление и происходит за счет растущей внутренней целостности. Как результат, выражение своего чувственного опыта в круговых рисунках помогает и снятию напряжения и разрешению внутренних конфликтов. Именно эта способность мандалы (круговых изображений) – пробуждать и интегрировать чувственный опыт, опыт переживания (который, по моему мнению, является единственным реальным опытом, знанием и достоянием человека), увеличивая тем самым объем самоосознавания, – делает мандалу уникальным психотерапевтическим инструментом. Библиографический список:
1. Аргуэлес Хосе «Мандала» / Хосе Аргуэлес, Мириам Аргуэлес. – М.: «Благовест», 1993. 2. Большой толковый словарь Владимира Чернышева. – Режим доступа: www.e-slovar.ru, свободный. – Дата обращения 1.04.2014 3. Копытин, А.И. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия / А.И. Копытин, Б. Корт. – CПб.: Речь, 2007. 4. Ляшенко, В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия. – М.: Психотерапия, 2014. 5. Ляшенко, В.В. Особенности проведения арт-терапевтических занятий с использованием круговых изображений в открытой группе : метод. пособие / В.В. Ляшенко. – М. : Генезис, 2012. 6. Юнг, К.Г. Воспоминания, размышления, сны / К.Г. Юнг; перевод В. Поликарпов. – Мн.: ООО "Харвест", 2003. 7. Юнг, К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы) // О природе психе. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. 8. Юнг, К.Г. Отношения между Эго и Бессознательным // Сознание и бессознательное: сборник : [пер. с англ.] – СПб.: Университетская книга, 1997. 9. Susanne, F. Fincher. Creating Mandalas: For Insight, Healing, and Self-Expression. – Shambhala Publications, 1991.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/NIRVANA.html: НИРВАНА (санскр. – «затухание», «угасание», «иссякание», «успокоение»), согласно всем школам буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха), исчерпанности притоков аффектированного сознания (доши), прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы». Нирвана, которая осуществима еще при жизни адепта после его «просветления», завершается конечной нирваной после распада его последнего тела – паринирваной. В классическом буддизме нирвана рассматривается как основное содержание учения Будды. К нирване ведет восьмеричный путь, включающий правильные воззрения, размышление, речь, действия, образ жизни, внимание, медитацию и сосредоточение. Непосредственно достижению нирваны предшествует полное прекращение (ниродха) восприятий, мыслей и чувств. Однако конечный пункт этого пути, который впервые был достигнут самим Буддой и который может быть пройден только буддийским монахом, описывается в палийских текстах как неопределимый. Это же относится и к тому «совершенному» (татхагата), который его достигает: на вопросы о его посмертной судьбе Будда отвечал, что после смерти его нельзя считать ни существующим, ни не существующим, ни тем и другим одновременно, ни даже не тем и не другим, подобно тому, как нельзя определить, «куда» уходит после сгорания топлива огонь – на восток, запад, север или юг. Нирвана определяется поэтому преимущественно «методом отрицаний» – как не рожденное, не произведенное, не созданное, ни с чем не соединенное, как отсутствие стремления, отсутствие привязанности, отсутствие иллюзии и т.п. Однако она может быть определена и положительно – как истина, стабильность, мир, безопасность, чистота или «дальний берег». Пример как отрицательных, так и положительных характеристик нирваны дает известнейший постканонический текст Вопросы Милинды (Милиндапаньха). В ответ на просьбу греческого царя Милинды (Менандра) описать нирвану буддийский мудрец Нагасена сообщает, что она ни с чем не сопоставима и потому принципиально неописуема. Милинда недоумевает, почему этого нельзя сделать, если она существует, и Нагасена приводит аналогии с другими существующими, но неописуемыми вещами: с количеством воды и живых организмов в существующем океане, а также с обликом, возрастом или размерами существующих без-образных богов. Нирвану можно только уподобить по некоторым ее признакам (не по сущности) ряду известных феноменов. У нее есть одно сходство с лотосом – она незапятнанна; два – с водой, она остужает лихорадку (аффектов) и утоляет жажду (желаний); три – с противоядием, она спасительна для терзаемых ядом (страстей), прекращает болезни (страдания), является нектаром бессмертия; четыре – с океаном, в ней не заводится падаль (привязанностей), она велика и безбрежна, вмещает великие существа («совершенных»), расцвечена множеством цветов (знания и «освобождения»); пять – с пищей, она продлевает век живых существ, придает им силы, создает им облик, угашает муки голода (активность аффектов), избавляет от изнеможения в страданиях); десять – с пространством, она не рождается, не стареет, не умирает, не приходит, не возникает, ею нельзя овладеть, она недоступна для воров, не имеет «опоры» или преграды и бесконечна. В ответ на существенно важный вопрос Милинды – «осуществляют» ли нирвану как уже сущую или «порождают» как не-сущую – Нагасена склоняется к первому: нирвана существует объективно как покойная, счастливая и возвышенная, но «истинно делающий» реализует ее своей мудростью и практикой, следуя наставлениям Будды и других «знатоков». Его состояние подобно ощущениям того, кто избавился от огня, освободился от кучи трупов, очистился от болотной грязи и тины. Хотя нет места, в котором «расположена» нирвана, есть «места» ее осуществления. Таковыми являются нравственное поведение (шила) и внимание (сати). Нирвана осуществима везде – как в различных регионах «страны ариев», так и у греков, иранцев или китайцев и др.
Нирвана - Почтенный Нагасена, ты употребляешь слово «нирвана». Но можно ли описать очертания, или облик, или возраст, или размеры этой нирваны, исходя из какого-либо сравнения, довода, причины или основания?… - Скажи, государь, ветер есть? - Да, почтенный. - Ну-ка, государь, опиши мне ветер: каковы его цвет и очертания, маленький он или большой, длинный или короткий? - Невозможно, почтенный Нагасена, показать ветер. В руки ветер не дается, и его не пощупаешь. Но ветер-таки есть. - Если, государь, невозможно показать ветер, то ветра, стало быть, и нет. - Я знаю, почтенный Нагасена, что есть ветер, это [знание] проникает мне в сердце, но показать ветер я не могу. - Вот точно так же, государь, нирвана есть, но указать цвет или очертания нирваны невозможно... (Кн. III, вопр. 5/65). - Почтенный Нагасена, есть ли такое место - будь то на востоке, будь то на юге, будь то на западе, будь то на севере, будь то наверху, внизу, сбоку, - где находится нирвана? - Нет, государь, нет такого места ни на востоке, ни на юге, ни на западе, ни на севере, ни наверху, ни внизу, ни сбоку, где бы находилась нирвана... Пользуясь подлинным вниманием, истинно-делающий осуществляет нирвану. Скажем, государь, огонь ведь существует, но места, откуда он берется, нет. Тот, кто трет две чурки одну о другую, тот и получает огонь. Вот точно так же, государь, нирвана есть, но места, откуда она берется, нет. Осуществляет нирвану истинно-делающий, пользуясь подлинным вниманием... - Хорошо, почтенный Нагасена, пусть нет места, откуда берется нирвана. А есть ли такое место, находясь в котором истинно-делающий осуществляет нирвану? - Да, государь, есть такое место, находясь в котором истинно-делающий осуществляет нирвану. - Каково же это место, почтенный, находясь в котором истинно-делающий осуществляет нирвану? - Нравственность, государь, - вот это место. Стоя на почве нравственности и пользуясь подлинным вниманием, истинно-делающий осуществляет нирвану, где бы он ни находился: у греков ли, у шаков ли, в Китае, в Вилате, в Александрии ли, Никумбе, в Каши ли, в Кошале, в Кашмире ли, в Гандхаре, на вершине ли горы, в мире ли Брахмы - все равно. Скажем, государь, зрячий человек всюду увидит пространство, где бы он ни находился: у греков ли, у шаков ли, в Китае, в Вилате, в Александрии, в Никумбе, в Каши ли, в Кошале,в Кашмире ли, в Гандхаре, на вершине ли горы, в мире ли Брахмы - все равно. Вот точно так же, государь, стоя на почве нравственности и пользуясь подлинным вниманием, истинно-делающий осуществляет нирвану, где бы он ни находился... (Кн.III, вопр. 12/82). - Почтенный Нагасена! Нирвана - это полное счастье или же она смешана с тяготой? - Нирвана есть полное счастье, государь, она не смешана с тяготой. - Нет, почтенный Нагасена, мы не согласны с утверждением, что нирвана есть полное счастье. Мы полагаем, почтенный Нагасена, что нирвана смешана с тяготой; мы и обоснование тому представим, что нирвана смешана с тяготой. Обоснование это вот каково: у всех тех, кто взыскует нирваны, почтенный Нагасена, и в теле и в мыслях заметны утруждение и натуга, ограничение в том, как стоять, ходить, сидеть, лежать и есть, подавление сна, сдерживание деятельности чувств, отказ от имения и состояния, разлука с любимыми, родственниками и друзьями. Те же все в мире, кто счастлив и исполнен счастья, тешат и ублажают пять своих чувств пятью чувственными усладами... Вы же зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ум давите и задавливаете, тесните и утесняете, гнетете и угнетаете, отчего и тело утруждается, и мысль утруждается, а утружденная мысль испытывает душевную боль... Таково то основание, на котором я утверждаю, что нирвана смешана с тяготой. - Нет, государь, нирвана не смешана с тяготой, нирвана есть полное счастье. Что же до тяготы, которую ты назвал нирваной, государь, то эта тягота есть не нирвана, но начальная часть осуществления нирваны, это искание нирваны. Сама же нирвана есть полное счастье, государь, и не смешана с тяготой. Сейчас я это обосную... Сначала все те, кто взыскует нирваны, утруждают тело и мысль, ограничивают себя в том, как стоять, ходить, сидеть, лежать, есть, подавляют сон, сдерживают деятельность чувств, не щадят ни тел, ни самой жизни и в тяготах взыскуют нирваны, [а затем] наслаждаются в нирване полным счастьем, словно разбившие неприятелей цари, - царским счастьем. Одним словом, государь, нирвана есть полное счастье и не смешана с тяготами. Нирвана - это одно, а тяготы - это другое (Кн. III, вопр. 9/79). Из кн.: Вопросы Милинды. - М., 1989. - С. 255-256, 288-290, 298-299.
Библия Ветхий Завет Исход. Десять заповедей. Глава 19. 1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, и на седьмой день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. 2 И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, положились там станом в пустыне; и расположился там Израиль стал против горы. 3 Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь с горы говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым; 4 вы верили, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас (как бы) личных крыльях, и принес вас к Себе; 5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать заповедей, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; 6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. 7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все свои слова, которые заповедал ему Господь. 8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, вспомним (и будем послушны). И донес Моисей слова народа Господу. 9 И сказал Господь Моисею: вот, я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу. 10 И сказал Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, 11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; 12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь возводить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; 13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, (когда облако отойдет от горы) могут они взойти в гору. 14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. 15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к камням. 16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук весьма сильный; и встревожился весь народ, бывший в стане. 17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. 18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; 19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и ему голосом. 20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. 21 И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него; 22 И священники же, приближающиеся к Господу (Богу), должны освятить, чтобы не поразил их Господь. 23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее. 24 Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы (Господь) не поразил их. 25 И сошел Моисей к народу и пересказал ему. Глава 20. 1 И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: 2 Я господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 12 Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 13 Не убивай. 14 Не прелюбодействуй. 15 Не кради. 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего. Символ веры 1 Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца Рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. 4 Распятаго же при Понтии Пилате, и страдавша и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием, 6 и возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца [и Сына (катол)] исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшего пророки. 9 Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущего века. Аминь. Библия Ветхий Завет Бытие. Сотворение мира Глава 1. 1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6 И сказал Бог: Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй. 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.) 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый. 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так.) 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествует они над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Грехопадение Глава 2. 1 Так совершены небо и земля и все воинство их. 2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. 4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. 7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки Тихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. 14 Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. 15 И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью, умрешь. 18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и что бы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. 21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. 25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Глава 3. 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет; не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам,) где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся, 11 И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. 14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. 16 Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. 17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. 20 И нарек Адам имя жене своей: Ева[5], ибо она стала матерью всех живущих. 21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Новый Завет Страшный суд. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|