Здавалка
Главная | Обратная связь

Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним.



ЛЕКЦИЯ №15 «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

1. Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним.

2. Виды управленческих решений.

3. Основные этапы разработки управленческого решения.

4. Модели принятия управленческих решений.

5. Стили принятия управленческих решений.

6. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

 

Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассмат­ривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и имеет достаточно формализованный харак­тер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Решение - это результат мыслительной деятельности челове­ка, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям; выбор, осуществляемый из нескольких вариантов. Многие считают, что выбор - важнейшая часть процесса принятия решений, но это всего лишь одна из его частей.

Принятие решений - процесс, в течение которого члены организации выбирают конкретный порядок действий для реагирования как на проблемы, так и на возможности, с которыми они встречаются. Результатом верных решений становится порядок действий, помогающий отдельным сотрудникам, группам и организациям добиваться более высокой эффективности.

Принятие решений является важнейшей функцией менед­жеров.

Управленческое решение - творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функциони­рования управляемой системы и анализа информации о ее функциониро­вании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организаци­онно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руко­водителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Управленческим можно назвать не всякое решение, а только та­кое, которое как минимум:

· принимается в ситуации выбора между несколькими альтерна­тивами, приблизительно равноценными с точки зрения челове­ка, принимающего решение (т.е. приходится выбирать не между хорошим и плохим);

· воспринимается теми, на кого оно влияет в качестве обязатель­ного к исполнению (нельзя играть роль руководителя, если ни­кто не принимает на себя роль подчиненного).

Основополагающие элементы деятельности по принятию управ­ленческих решений:

· проблема, требующая разрешения;

Проблема – противоречие между существующим и желаемым состо­янием объекта управления.

Выявление проблем — постоянно действующая функция в любой организационной системе. Без этой функции невозможно осуще­ствить принцип ее постоянного совершенствования.

· человек (или коллективный орган), принимающий решение;

Под лицом, принимающим решение (ЛПР), понимается человек или группе людей, не которых возложена функция окончательноговыбора одного из возможных вариантов решения.

Лицо, принимающее решения, обладает правом выбора из мно­жества альтернатив, несет ответственность за принятые решения и заинтересовано в разрешении имеющейся проблемы. Хотя эти усло­вия и очевидны, выполняются они далеко не всегда. Например, далее мы увидим, что, имея право выбирать из множества альтернатив, человек очень часто останавливается на минимально приемлемом решении и не рассматривает остальные альтернативы. Или, напри­мер, при коллективном принятии решений ответственность может быть «размыта».

· несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор.

Альтернативами называются варианты действий, сопоставляя которыеделает свой выбор лицо, принимающее решение (ЛПР).

Управленческое решение состав­ляет основу процесса управления.

От того, насколько качественно подготовлено управленчес­кое решение в значительной степени зависит эффективность деятельности пред­приятия.

Для выработки качественных управленческих решений необхо­димо обеспечить соблюдение следующих требований:

1. Целенаправленность решения. Каждое решение должно быть направлено на достижение определенной цели управления. Цель формулирует ответ на вопрос почему принимается решение, какою его значение в развитии предприятия, каким образом оно ведет к достижению цели.

2. Адресность управленческого решения означает, что в формулировке управленческого решения должны содержаться ответы на при-
веденные ниже вопросы: Кому решение предназначено? Кто, какие звенья в системе управления являются объектом воз­действия? Кто реализует решение и отвечает за его реализацию?

3. Конкретность решения. Расплывчатые и слишком общие фор­мулировки решения, например: «усилить», «умножить», «обратить внимание» и т.п., не могут быть эффективными. Из таких формули­ровок неясно, кто и что конкретно доджей сделать, непонятно, как проверить исполнение.

4. Своевременность управленческого решения. Как правило, ре­шения принимаются, когда становятся ясными ситуация и пробле­ма. Но ситуации, в которых наблюдаются эти проблемы» могут стать необратимыми, если вовремя не принять соответствующее решение.

5. Полномочность управленческого решения отражает его воспри­ятие исполнителями. Важно, какие полномочия стоят за управлен­ческим решением, насколько «сильны» эти полномочия. Конечно, решение может быть и неформального типа. Но и оно должно быть полномочным — только здесь рать полномочий играет авторитет лидера, это своеобразные «неформальные полномочия».

6. Выполнимость означает необходимость наличия потребных ресурсов, учет конкретной ситуации и возможностей исполнителей. Для различных решений необходимы различные ресурсы (времен­ные, информационные, человеческие, экономические, технические) в определенном количестве и соотношении. Практика показывает, что игнорирование исполнения. Этого требования зачастую делает решение невозможным для выполнения.

7. Возможность контроля за исполнением решения. В каждом из решений должна быть заложена возможность контроля его исполнения. Она, в свою очередь, зависит от других характеристик, например его конкретности и адресности.

8. Срок действия управленческого решения. Многое решения действуют продолжительный срок. При разработке решения этот срок должен быть определен.

9. Система ответственности за реализацию управленческого решения. В системе управления предприятием существует постоянная, определяемая управленческой иерархией система распределения ответственности. Управленческое решение может или вписываться в нее, или потребовать некоторой ее корректировки или дополнения. Все зависит от типа решения, его важности, характера и содержания.

Как процесс управленческое решение - это поиск, группи­ровка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управлен­ческое решение - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.

В зависимости от сферы разработки и реализации управлен­ческого решения могут использоваться разные формы.

Формы разработки управленческих решений:указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, положение, правила, модели.

Формы реализации управленческих решений::предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставле­ние, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, со­вет, деловые игры (тренинги), совещания, заедания, отчет, дело­вое слово.

Таким образом, управленческое решение - это результат ана­лиза, прогнозирования, оптимизации, экономического обосно­вания и выбора альтернативы из множества вариантов для дости­жения конкретной цели управления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.