Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним.Стр 1 из 6Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ №15 «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ» 1. Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним. 2. Виды управленческих решений. 3. Основные этапы разработки управленческого решения. 4. Модели принятия управленческих решений. 5. Стили принятия управленческих решений. 6. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним. Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и имеет достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям; выбор, осуществляемый из нескольких вариантов. Многие считают, что выбор - важнейшая часть процесса принятия решений, но это всего лишь одна из его частей. Принятие решений - процесс, в течение которого члены организации выбирают конкретный порядок действий для реагирования как на проблемы, так и на возможности, с которыми они встречаются. Результатом верных решений становится порядок действий, помогающий отдельным сотрудникам, группам и организациям добиваться более высокой эффективности. Принятие решений является важнейшей функцией менеджеров. Управленческое решение - творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц. Управленческим можно назвать не всякое решение, а только такое, которое как минимум: · принимается в ситуации выбора между несколькими альтернативами, приблизительно равноценными с точки зрения человека, принимающего решение (т.е. приходится выбирать не между хорошим и плохим); · воспринимается теми, на кого оно влияет в качестве обязательного к исполнению (нельзя играть роль руководителя, если никто не принимает на себя роль подчиненного). Основополагающие элементы деятельности по принятию управленческих решений: · проблема, требующая разрешения; Проблема – противоречие между существующим и желаемым состоянием объекта управления. Выявление проблем — постоянно действующая функция в любой организационной системе. Без этой функции невозможно осуществить принцип ее постоянного совершенствования. · человек (или коллективный орган), принимающий решение; Под лицом, принимающим решение (ЛПР), понимается человек или группе людей, не которых возложена функция окончательноговыбора одного из возможных вариантов решения. Лицо, принимающее решения, обладает правом выбора из множества альтернатив, несет ответственность за принятые решения и заинтересовано в разрешении имеющейся проблемы. Хотя эти условия и очевидны, выполняются они далеко не всегда. Например, далее мы увидим, что, имея право выбирать из множества альтернатив, человек очень часто останавливается на минимально приемлемом решении и не рассматривает остальные альтернативы. Или, например, при коллективном принятии решений ответственность может быть «размыта». · несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор. Альтернативами называются варианты действий, сопоставляя которыеделает свой выбор лицо, принимающее решение (ЛПР). Управленческое решение составляет основу процесса управления. От того, насколько качественно подготовлено управленческое решение в значительной степени зависит эффективность деятельности предприятия. Для выработки качественных управленческих решений необходимо обеспечить соблюдение следующих требований: 1. Целенаправленность решения. Каждое решение должно быть направлено на достижение определенной цели управления. Цель формулирует ответ на вопрос почему принимается решение, какою его значение в развитии предприятия, каким образом оно ведет к достижению цели. 2. Адресность управленческого решения означает, что в формулировке управленческого решения должны содержаться ответы на при- 3. Конкретность решения. Расплывчатые и слишком общие формулировки решения, например: «усилить», «умножить», «обратить внимание» и т.п., не могут быть эффективными. Из таких формулировок неясно, кто и что конкретно доджей сделать, непонятно, как проверить исполнение. 4. Своевременность управленческого решения. Как правило, решения принимаются, когда становятся ясными ситуация и проблема. Но ситуации, в которых наблюдаются эти проблемы» могут стать необратимыми, если вовремя не принять соответствующее решение. 5. Полномочность управленческого решения отражает его восприятие исполнителями. Важно, какие полномочия стоят за управленческим решением, насколько «сильны» эти полномочия. Конечно, решение может быть и неформального типа. Но и оно должно быть полномочным — только здесь рать полномочий играет авторитет лидера, это своеобразные «неформальные полномочия». 6. Выполнимость означает необходимость наличия потребных ресурсов, учет конкретной ситуации и возможностей исполнителей. Для различных решений необходимы различные ресурсы (временные, информационные, человеческие, экономические, технические) в определенном количестве и соотношении. Практика показывает, что игнорирование исполнения. Этого требования зачастую делает решение невозможным для выполнения. 7. Возможность контроля за исполнением решения. В каждом из решений должна быть заложена возможность контроля его исполнения. Она, в свою очередь, зависит от других характеристик, например его конкретности и адресности. 8. Срок действия управленческого решения. Многое решения действуют продолжительный срок. При разработке решения этот срок должен быть определен. 9. Система ответственности за реализацию управленческого решения. В системе управления предприятием существует постоянная, определяемая управленческой иерархией система распределения ответственности. Управленческое решение может или вписываться в нее, или потребовать некоторой ее корректировки или дополнения. Все зависит от типа решения, его важности, характера и содержания. Как процесс управленческое решение - это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п. В зависимости от сферы разработки и реализации управленческого решения могут использоваться разные формы. Формы разработки управленческих решений:указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, положение, правила, модели. Формы реализации управленческих решений::предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заедания, отчет, деловое слово. Таким образом, управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели управления. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|