Виды управленческих решений.
В практике управления предприятиями принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по сфере деятельности, содержанию, срокам действия и разработки, направленности и глубине воздействия, уровню принятия и т.д. Классификация позволяет выделить виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов. 1. Критериями классификации управленческих решений являются основания, с помощью которых управленческие решения делят на классы или виды. Один из важных критериев классификации управленческих решений — их группировка по сфере действия. Например, можно выделить экономическую, социальную, техническую, организационную, научную и другие сферы принятия решений. В каждой из этих сфер есть свои методы разработки и реализации управленческих решений. Например, в экономической и технической сферах существуют принципиально отличающиеся друг от друга методы сбора и обработки исходной информации, методики анализа и др. 2. По функциональному содержанию решения можно подразделить на плановые, координирующие, организационные, контрольные. То есть решения, призванные решать конкретные задачи организации управления предприятием и его подразделениями, По длительности действия решения можно подразделить на стратегические, тактические и оперативные. Обычно количество принимаемых на предприятии оперативных решений значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение общих затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений на предприятиях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: на малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста размеров предприятий существенно увеличивается время на разработку стратегии их развития. 3. По организации разработки управленческие решения разделяют на индивидуальные и групповые. При этом процесс принятия групповых решений требует от участвующих высоких коммуникативных способностей, владения культурой ведения дискуссий, ораторских способностей. 4. По уровню принятия решения можно разделить на общие, относящиеся ко всему предприятию в целом и принимаемые на самом высоком уровне управленческой иерархии, и частные, относящиеся к структурным подразделениям, функциональным службам и отдельным работникам. 5. По глубине воздействия на предприятие выделяют одноуровневые — охватывающие один уровень организационной иерархии, и многоуровневые — управленческие решения, касающиеся нескольких уровней управления предприятием. От глубины воздействия зависит структура решения, применяемые в его оформлении формулировки, адресность (направленность решения) и др. 6. Решения могут иметь также различную направленность - внутрь предприятия и за его пределы, т.е. во внешнюю среду 7. Особое место в классификации управленческих решений занимает деление по количеству целей на одноцелевые и многоцелевые. Несмотря на общую справедливость русской пословицы «за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», в управлении зачастую принятое решение призвано решить сразу несколько проблем. Например, принимая решений о модернизации оборудования, руководитель может достичь повышения производительности труда, повышения качества продукции, улучшения условий труда рабочих, повышения степени их удовлетворенности работой и др. 8. По кратности задачи принятия решений их разделяют на уникальные и повторяющиеся (типовые). Следует различать кратность решения задачи и кратность использования результатов решений. Есть задачи, которые решаются однократно, но результаты их решения используются многократно. Пример уникальной задачи — установление норм затрат материалов на единицу готовой продукции. Впоследствии установленная норма пересматривается довольно редко. Эту задачу можно назвать уникальной. В то же время кратность использования результата решения задачи — самой нормы очень высока. Примером повторяющейся задачи является разработка календарного плана работы цеха. Эта задача — типовая, повторяющаяся. А результат решенийэтой задачи — план на конкретный период времени (неделю, декаду,смену), реализуется только один раз. После этого разрабатывается другой план — на следующую неделю (декаду, смену). 9. По числу критериев оценки альтернатив выделяют однокритериальные и многокритериальные задачи принятия решений. Принципиальная разница между ними в том, что в условиях многокритериальности возникает проблема соизмерения, совокупного учета требований разных критериев, которая в отличие от задачи упорядочения альтернатив по одному критерию не может быть решена формальным путем и требует обращения к ЛПР. Для этого необходимо организовать взаимодействие с им в процессе решения задачи. 10. По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические Первые определяют основные пути ее развития, вторые - конкретные способы продвижения по ним. Обычно стратегические решения (скажем, о выходе на новый рынок) принимаются на высшем уровне управления, а тактические (например, о ремонте оборудования) - на низовых. 11. По степени самостоятельности решения подразделяются на инициативные Первые принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств, вторые конкретизируют поступающие сверху (например, от головной фирмы) указания. 12. По масштабам решения могут быть глобальными, затрагивающими всю организацию в целом, и локальными, касающимися только одной ее части (стороны деятельности). Реализация глобальных решений, доля которых, как считается, составляет около трети, как правило, нуждается в высокой степени энтузиазма и вовлеченности работников. 13. В соответствии с временным горизонтом можно говорить о перспективных решениях, последствия которых будут ощущаться длительное время (например, 14. В зависимости от конкретной продолжительности периода реализации принято выделять долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до 5 лет) и краткосрочные (до одного года) решения. Долгосрочные решения обычно имеют прогнозный характер, ибо касаются будущей ситуации, которую не всегда можно точно просчитать. Они наиболее рискованны и могут так и остаться на бумаге, если предположения не оправдаются. Среднесрочные решения находят воплощение уже в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные мероприятия. В чрезвычайных обстоятельствах они могут корректироваться. Краткосрочные решения отражаются в оперативных распоряжениях. 15. В соответствии со степенью предопределенности результата различают вероятностные и детерминированные (однозначные) решения, которые сравнительно редки. Вероятностные решения принимаются в условиях неопределенности, на основе частичной информации, причем не всегда действительно необходимой (в то же время и избыточная информация не обязательно может улучшить решение). В этом случае одному и тому же действию соответствует несколько результатов, вероятность наступления которых не всегда можно оценить, тогда лишь перечисляются ожидаемые последствия. Если вероятность получения некоторого результата можно рассчитать с помощью математических методов, она считается объективной. В противном случае - субъективной, или предполагаемой. Такие решения допускают корректировку на непредвиденности, ошибки, столкновение с другими интересами. 17. По направленности воздействия решения могут быть внешние (касаются окружения) или внутренние. 18. По степени обязательности исполнения они подразделяются на директивные, рекомендательные и ориентирующие, что зависит, например, от уровня принятия, сроков действия, степени важности. Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения. Рекомендательные готовятся совещательными органами (различного рода комитетами или комиссиями). Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает. Наконец, ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов. Ориентирующими, по сути, можно считать и прогнозные решения, являющиеся как бы «маяком» для плановых. 19. По функциональному назначению можно выделить организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие решения. Примером организационного является решение о распределении служебных обязанностей. Регулирующие решения чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий, отражаемый в правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т. д. Координирующие решения носят в основном оперативный характер (например, распределение текущей работы среди подчиненных). Контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных действий исполнителей. Активизирующие решения связаны, например, с премированием. 20. По степени сложности решения разделяются на простые, сложные и уникальные. 21.По методам выработки различаются шаблонные и творческие. 22. В зависимости от числа разработчиков решения делятся на индивидуальные По способу принятия последние, в свою очередь, бывают консультативными, совместными и парламентскими. Консультативные решения предполагают, что лица, которые их окончательно принимают, советуются с окружающими (подчиненными или экспертами) и с учетом их рекомендаций единолично делают окончательный выбор. Совместные решения основываются на взаимном согласии всех участников в рамках консенсуса, сложившегося в процессе их подготовки. Парламентские базируются на том, что большинство причастных лиц их одобряет. 23. По широте охвата выделяются общие и специальные решения. Первые касаются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности. Вторые относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту. 24. С точки зрения предопределенности решения принято делить на запрограммированные и незапрограммированные. К принятию первых приводит или логика развития ситуации, когда иного выхода нет, или ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсивности. Незапрограммированные решения принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах, если требуемые шаги трудно заранее точно расписать. Они определяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творческого подхода, интегрирующего данный анализ, опыт, искусство и чутье менеджера. 25. По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении лиц, принимающих решения, последние подразделяются на детерминированные, принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные, принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме. 26. С точки зрения подходов к разработке можно говорить о: • эвристическом решении, предполагающем свободный научный поиск подходящего варианта; • нормативном, исходящем из требований стандартов; • прецедентном, учитывающем имеющийся опыт; • синоптическом, использующем формализованные и математические модели. 27. По способам принятия выделяют интуитивные, адаптационные и рациональные решения. Интуитивное решение основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен (интуиция - способность предугадывать, предполагать, предвидеть). На него влияет так называемое «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров, обладающих широким кругозором. Такое решение принимается в условиях, когда существует возможность выбора, но отсутствие времени не позволяет долго раздумывать над ситуацией. Здесь велик риск ошибок, поэтому оно допустимо лишь в крайнем случае, скорее как исключение. Адаптационное решение основывается на общих знаниях, здравом смысле - осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности. Оно предполагает осуществление тех шагов (с поправкой на сегодняшний день), которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными. Положительной стороной такого решения являются простота и оперативность принятия, однако оно страдает рядом пороков. Так, здравый смысл на практике встречается весьма редко, опыт, на который при этом возлагаются столь большие надежды, может отсутствовать, особенно если решение принимается впервые. Действуя же по аналогии в известном направлении, легко упустить другие, гораздо более выгодные варианты. Недостатком обоих видов является их субъективность, обусловленная особенностями личности принимающего решение, глубиной понимания им ситуации и проблемы. Рациональное решение предполагает использование научных методов и объективных критериев. Но полный рационализм также невозможен. Во-первых, люди не могут знать все возможные альтернативы, быть уверенными в надежности информации, предугадать последствия своих действий. Во-вторых, принятие рациональных решений всегда представляет собой психологический процесс, а у большинства людей присутствуют эмоции и отсутствует логика. В-третьих, возможности внимания, памяти, понимания проблем у них ограниченны. В результате разные лица, даже обладающие одинаковой компетентностью, на основе одного и того же набора фактов могут формулировать различные идеи. Поэтому человек, принимающий решение, часто ищет не оптимальный, а удовлетворительный по минимуму требований вариант и выбор свой делает на основе упрощенной картины мира независимо от целей, текущей ситуации и ее восприятия, прошлого опыта. Исследования показывают, что в 45 процентах случаев решения не принимаются из-за неприятной проблемы; в 35 процентах случаев - из-за нечеткого распределения обязанностей; в 20 процентах случаев принимаются неправильные решения. Таким образом, на практике любые решения содержат элементы иррациональности и субъективизма. Это предъявляет определенные требования к личности того, кто эти решения принимает.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|