Это предмет многолетнего спора среди экономистов и политиков.
В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не переходя ни в одну из крайностей и не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. [РАСШИРЯЕМ ЭРУДИЦИЮ: Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области: 1) сельского хозяйства, 2) текстиля, 3) одежды и 4) стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары их традиционного экспорта.]
В направлениях протекционизма можно выделить несколько форм: • Селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров. • Отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма. • Коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих. • Скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики. В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Дисциплина «Мировая экономика» изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких, как международное торговое право, международный маркетинг и пр. Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные— все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. ► В общих чертах основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
Таблица 18.1. Классификация инструментов торговой политики
Таможенная пошлина – налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Расчёт таможенной пошлины осуществляется в соответствии с правовыми документами, регулирующими внешнюю торговлю страны. Например, чтобы ослабить интерес предпринимателей вывозить круглый лес из России и стимулировать экспорт товаров из древесины, в которых добавленная стоимость гораздо выше, государство планомерно в течение 2001-2009 гг. увеличивало таможенные пошлины на экспорт необработанного круглого леса и снижало их на экспорт доски, бруса, фанеры и прочих изделий из дерева. Тарифная квота – квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин. Эмбарго – государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определенного вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты. Квотирование – установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объёма экспорта или импорта товаров, работ, услуг определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении. Лицензирование (от лат. licentia — свобода, право) – процесс выдачи разрешений, выдаваемых компетентным государственным органом на осуществление внешнеторговых операций. Добровольное ограничение экспорта– ограничение экспорта, устанавливаемое страной-производителем для предупреждения официальных протекционистских действий со стороны страны-импортера. Например, в 80-е годы японская автомобильная промышленность установила лимит экспорта автомобилей в США и Великобританию для предупреждения превентивных действий со стороны правительств этих стран. Государственные закупки– см. 18.3. Требование о содержании местных компонентов– см. 18.3. Технические ограничения (национальные стандарты и технические нормы)– см. 18.3. Налоги и сборы– скрытый стоимостной инструмент торговой политики государства. Направлен на снижение предпринимательской активности в тех областях экспортно-импортных операций, развитие которых государство стремится ослабить и одновременно усилить те виды внешней торговли, которые интересны национальной экономике. Льготное кредитование– инструмент торговой политики государства, призванный поддержать и стимулировать развитие тех отраслей, в которых заинтересована национальная экономика. За счёт льготного кредитования в стране могут сформироваться те производства, продукция которых будет призвана заместить импортные поставки товаров. Субсидирование– получение товаропроизводителями определенной финансовой поддержки из государственного бюджета для производства определенного вида товара. В результате себестоимость товара для производителя становится меньше. И его товар получает ценовое конкурентное преимущество по сравнению с товарами конкурентов, не имеющих государственных субсидий. Валютное регулирование– применительно к внешней торговле это действия государства по сокращению оттока валюты из страны для уравновешивания платёжного баланса и поддержания запланированного курса национальной валюты. Включает в себя действия ЦБ по девальвации/ревальвации национальной валюты и валютные ограничения предприятий-экспортёров (например, требование обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке) и импортёров на внутреннем рынке. Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли).Каждое из этих понятий весьма относительно, но все они располагаются на одной оси в пределах двух экстремальных случаев, когда ограничительная политика принимает запретительный характер, направленный на прекращение торговли с внешним миром, и когда происходит полный отказ от использования государством каких бы то ни было инструментов торговой политики и полагание на стихию рыночных сил спроса и предложения. В реальном мире экстремальных случаев не встречается, хотя в разные периоды развития отдельные государства в своей торговой политике подходили очень близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром – автаркия (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия). Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения распространяются на менее 25% импорта. Принимая решения об использовании тех или иных инструментов торговой политики, правительство страны обычно оценивает их совокупное воздействие на характер торговой политики страны и возможные ответные меры со стороны торговых партнёров.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|