Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава II. Отдельные личные сервитуты



 

_ 141. Ususfructus. Понятие и главные свойства*(133)

 

Узуфрукт есть принадлежащее определенному лицу вещное право пользования чужою непотребляемою вещью и извлечения из нее плодов под условием сохранности самой вещи. Ususfructus est jus alienis rebus utendi, fruendi satva rerum substantia. Управомоченное лицо называется узуфруктуарием, или фруктуарием. Пока существует право узуфрукта на вещь, собственник имеет относительно нее только nuda proprietas. Узуфрукт как личный сервитут есть право, принадлежащее только данному лицу: он не может быть распространен на наследников первого узуфруктуария. Впрочем, позднейшее римское право уклонилось от этого принципа; если специально было постановлено, что узуфрукт должен перейти и к наследникам узуфруктуария, то такое распоряжение не считалось недействительным: однако каждый наследник должен представить новую cautio usufructuaria, другими словами, формально дело рассматривалось так, как будто наследник не продолжает узуфрукт своего наследодателя, а приобретает новый узуфрукт. Узуфрукт, по теории римских юристов, неотчуждаемое право, - цессия его недействительна, но осуществление его стало отчуждаемым. Узуфруктуарий может уступить, цедировать третьему лицу осуществление своего права на возмездном или безвозмездном основании, на время или на весь срок существования своего права узуфрукта. Неотчуждаемость самого права при отчуждаемости осуществления его имеет то практическое значение, что узуфрукт остается связанным с личностью первоначального узуфруктуария в том смысле, что со смертью его он прекращается, тогда как смерть цессионария не оказывает влияния на узуфрукт, напротив, осуществление его переходит к его наследникам. Равным образом первоначальный узуфруктуарий продолжает отвечать пред собственником за все действия цессионария, как за свои собственные. Впрочем, цессионарий приобретает не только личное требование против первоначального узуфруктуария, а пользуется и вещной защитой, предъявляя иски первоначального узуфруктуария, в качестве actiones utiles как против него самого, так и против третьих лиц. Сверх того, отречение первоначального узуфруктуария от уступленного им права узуфрукта в пользу собственника недействительно. Узуфрукт есть делимое право, он далее может быть установлен относительно интеллектуальной части вещи, равно он может принадлежать нескольким лицам pro partibus indivisis.

 

_ 142. Права узуфруктуария

 

Узуфруктуарий имеет право пользоваться вещью с устранением собственника от пользования ею, но он должен пользоваться ею boni viri arbitratu, постоянно помня, что вещь должна быть возвращена впоследствии собственнику. Право пользования его распространяется и на приращение вещи, но лишь постольку, поскольку таковые не представляют отдельной вещи, поэтому оно не распространяется на insula in flumine nata и на partus ancillae. Он имеет право извлекать из вещи плоды как естественные, так и цивильные. Естественные плоды он приобретает per perceptionem; плоды, которыми он не успел завладеть ко времени прекращения своего права, переходят к собственнику. Что касается цивильных плодов, то они распределяются между собственником и узуфруктуарием пропорционально времени существования узуфрукта. Для осуществления своего права пользования и извлечения плодов узуфруктуарий имеет квалифицированную detentio вещи, пользуясь посессорной защитой в качестве quasi-владельца.

Пределы полномочий узуфруктуария: а) узуфруктуарий не должен без согласия собственника ухудшать вещь своим пользованием, fructuarius causam proprietatis deteriorem facere non debet, meliorem facere potest; явно он не имеет права предпринимать такие существенные изменения, вследствие которых вещь получает новое назначение, напр., он не имеет права обратить парк в огород или замок в фабрику и т. д.; критерием для решения вопроса о том, какие изменения могут быть сделаны узуфруктуарием, и здесь служит boni viri arbitratus; b) он не может отчуждать своего права узуфрукта, хотя он может предоставить третьему лицу осуществление своего права, равным образом он не может обременять вещь сервитутами; с) с другой стороны, собственник, proprietarius, хотя и сохраняет право отчуждать и закладывать свою nuda proprietas, но без согласия узуфруктуария не может предпринимать никаких действий, способных ограничить права последнего.

 

_ 143. Обязанности узуфруктуария

 

Узуфруктуарий не только обязан пользоваться вещью осмотрительно, boni viri arbitratu, но как bonus paterfamilias должен принять все меры к тому, чтобы сохранить ее в исправном виде, поскольку время и умеренное пользование сами по себе не влекут за собою уменьшения стоимости ее; поэтому он несет обыкновенные расходы по ремонту зданий, должен заботиться о корме животных, о пополнении стада и т. д. Он отвечает за omnis culpa, но он не обязан принимать на себя особых расходов, вызванных помимо его воли, как то: расходов по капитальному ремонту здания и т. д. Он несет подати и повинности, лежащие на вещи. По прекращении узуфрукта он обязан выдать вещь и вознаградить собственника за всякий убыток, причиненный им, в известных случаях к нему может быть предъявлен иск и в то время, пока продолжается узуфрукт. Он обязан представить особое обеспечение, cautio ususfructuaria, обыкновенно в форме поручительства; в случае непредставления его он может быть принужден к этому как исковым путем, так и путем невыдачи вещи. Впрочем, он может быть освобожден от представления такого обеспечения на основании особого соглашения, а в известных случаях и на основании закона.

 

_ 144. Quasiususfructus*(134)

 

Объектом узуфрукта могут служить только телесные непотребляемые вещи. Однако в конце республики или в начале империи состоялся сенатусконсульт, определивший, что узуфрукт может быть установлен относительно всякого рода вещей. Это послужило поводом для выработки особого института quasiususfructus, который преследует те же экономические цели, как и verus ususfructus, но имеет совершенно иную юридическую форму. Quasiususfructus применяется в двух категориях случаев. Во-первых, он может быть установлен относительно потребляемых вещей, как то: денег, хлеба, вина. В таком случае quasi-узуфруктуарий приобретает право собственности на эти вещи с обязательством вернуть по наступлении такого обстоятельства, которое повлекло бы за собою прекращение настоящего узуфрукта, tantundem ejusdem qualitatis или соответственную сумму денег тому лицу, которому при настоящем узуфрукте пришлось бы вернуть самую вещь. Для обеспечения этого он должен представить cautio quasi ususfructuaria. Что касается платьев, то они сами по себе не суть потребляемые вещи, однако, если носить их, они обыкновенно в скором времени изнашиваются; поэтому допускается устанавливать на них не только verus, но и quasiususfructus. Во-вторых, он может быть установлен относительно обязательственных требований, так называемый ususfructus nominum. Если он установлен в пользу самого должника, то сущность его заключается в том, что должник за соответствующее время не обязан платить % по своему долгу и не обязан произвести платеж по нему. Если он установлен в пользу третьего лица, то это третье лицо за соответствующее время имеет право получать % по долгу; in dubio оно имеет также право требовать исполнения от должника, приобретая в таком случае относительно объекта обязательственного требования, смотря по природе последнего, либо verus, либо quasiususfructus. Конечно, и здесь требуется представление обеспечения. Наконец, ususfructus может быть установлен относительно целого имущества, так назыв. ususfructus omnium rerum. В таком случае лицо приобретает относительно одних вещей verus ususfructus, относительно других - quasi ususfructus.

 

_ 145. Usus*(135)

 

Usus, по буквальному своему смыслу, есть вещное право пользования без права извлечения плодов. Источники говорят: constituitur etiam nudus usus, id est sine fructu. Узуарий не имеет права пользоваться вещью как источником доходов, поэтому не может присваивать себе плоды вещи и может пользоваться ею только сам, но не должен извлекать выгоды из нее путем возмездного предоставления пользования ею третьим лицам; даже безвозмездное предоставление другому лицу пользования всею вещью не допускается. Однако в некоторых случаях, в зависимости от природы данной вещи и во внимание к вероятной воле установителя, права узуария несколько расширяются и, в частности, за ним признается ограниченное право извлечения плодов, поскольку последние идут на удовлетворение его личных нужд; напр., если установлен извоз относительно дома с фруктовым садом, то узуарий может срывать столько плодов, сколько требуется для его обеда, и т. п. В некоторых случаях, по тем же соображениям, usus даже прямо уподобляется узуфрукту или квазиузуфрукту, именно, если он установлен относительно таких вещей, которыми нельзя непосредственно пользоваться, а из которых только и можно извлекать плоды; сюда относятся usus silvae, usus pecuniae. В остальном к usus применяются те же правила, как и к ususfructus; в частности, узуарий обязан тоже представить cautio usuaria. В современном праве usus хотя и возможен, но встречается очень редко, так как не существует даже определенного термина для выражения римского понятия usus. Вследствие этого вопрос о том, установлен ли в частном данном случае usus или какое-нибудь другое ограниченное вещное право пользования, может быть разрешен только путем толкования установительного акта.

 

_ 146. Habitatio и operae servorum

 

Кроме ususfructus и usus в римском праве встречались еще два личных сервитута: а) habitatio, т. е. вещное право жительства в чужом помещении; b) operae servorum, т. е. вещное право на труд чужого раба. Оба эти сервитута в римском праве носили алиментарный характер, т. е. рассматривались как формы оказания материальной поддержки неимущим лицам, а поэтому пользовались известными привилегиями, напр., они не прекращались в случае non usus.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.