Здавалка
Главная | Обратная связь

Завод Фомы Егоровича Ятеса



Еще 70 лет назад у реки Исеть был левый приток – речка Мельковка с притоком Основинка. Ширины и глубины русла было достаточно, чтобы по распоряжению главной конторы Екатеринбургских заводов 26.08.1817 г. на берегу реки была выстроена «Мельковская золотопромывальная фабрика». Золотосодержащих песков хватило всего на 12 лет, после чего фабрика, как нерентабельная, была закрыта. В начале 40-х годов заброшенные корпуса приобрел подданный британской короны Петр Эдуардович Тэйт (Тет), служивший на Урале с 1824 г. главным механиком заводов края и решившего заняться частным производством. Назвав завод Вознесенским механическим, Тэйт в 1843 – 1845 гг. по проекту архитектора М. П. Малахова отстроил новое фабричное здание и плотину (образовавшей пруд), восстановил комплекс гидротехнических сооружений и приступил к выпуску паровых котлов и машин. Штат работников 129 человек. Продукция поставлялась пароходным компаниям Поволжья, Урала и Сибири. 21.08.1872 г. завод со всем оборудованием был приобретен соотечественником Тэйта Гаспером Ятесом (Василий Егорович). Но уже 1873 г. завод перешел по наследству сыновьям Гаспера в православии Николаю и Фоме Егоровичам Ятес. Некоторое время на заводской территории находились 3 фабрики (механическая, суконная, пивоваренная), затем производство сукна и пива было свернуто, а механическая фабрика расширена. «Машиностроительный, судостроительный, котельный и чугуно-медно-литейный завод Ф. Е. Ятеса» производил паровые машины и котлы всех систем, турбины, краны, трансмиссии, локомобили, прокатные станы, золотодобывающие драги, оборудование и машины для горнодобывающей промышленности, разноразмерное литье, металлорежущие станки. По переписи 1889 г. на заводской территории (ул. Основинская 51 – 2) располагался строящийся каменный дом, 2 флигеля, службы и пивная лавка. К 1896 г. завод входил в 8-ку лучших предприятий страны по данному профилю. В 1897 г. был реконструирован. Включал токарный, кузнечный, литейный, меднолитейный, котельный и модельный цеха. Штат работников 290 – 350 человек. С 1902 г. управляющим заводом стал старший сын Фомы Егоровича Вольтер (Владимир Фомич) Ятес. Под воздействием кризиса и увеличения импорта машиностроительной продукции завод Ф. Е. Ятеса стал сокращать объем производства. Пытаясь удержаться на плаву, Ф.Е. Ятес арендовал в 1903 году на 10 лет у купца И. И. Игнатова Жабинский судостроительный и механический завод на Мысу в г. Тюмень, где из комплектующих собирались речные катера, шхуны, баржи и пароходы. Эта операция оказалась убыточной. В 1908 г. финансовое положение Ф.Е. Ятеса обострилось настолько, что 16.04.1908 г. общее собрание его кредиторов пришло к выводу о необходимости учреждения администрации, которая должна была возглавить предприятие, вывести его из тупика и расплатиться с кредиторами. В 1911 г. сгорело помещение механического цеха, которое отстроено заново. К 1914 г. штат работников насчитывал 600 человек, во время войны увеличился до 1000. В 1918 г. национализирован. Переименован в «Металлист» постановлением треста Гормет 20.04.1920 г. В 1928 г. вода из Мельковского пруда была спущена в пруд Городской, речка Мельковка упрятана под землю в трубу (сейчас о ее существовании напоминает лишь выходное отверстие в каменной кладке набережной Городского пруда и одна из четырех некогда существовавших улиц, названных по названию реки Мельковскими). В 1936 г. на заводе освоена технология сборки насосов и буровых установок для нефтедобычи. Переименован в завод № 37 имени С. Орджоникидзе с 09.10.1941 г. В 1941 г. в состав завода вошли эвакуированные в г. Свердловск Московский танковый и автомобильный заводы, бронекорпусное производство из г. Подольска, предприятие г. Сталинграда. С зимы 1941-1942 налажен выпуск легких танков Т-60, Т-70 и комплектующих для Т-34 и САУ-76, САУ-122, СУ-85, СУ-100. Переименован в ФГУП «Уралтрансмаш» с октября 1942 г. Переименован в завод № 50 в 1958 г. Переименован в «Завод транспортного машиностроения имени Я. М. Свердлова» в 1967 г., к 150 летнему юбилею завода. Последние 70 лет выпускает самоходные артиллерийские установки, самоходные гаубицы, зенитно-ракетные комплексы и … модификации трамвайных вагонов. На сегодняшний день старая площадка завода (есть еще новая по ул. Шефская) ОАО «Уралтрансмаш», зажата во дворах, ограниченная улицами Азина (ех. ул. 4-я Мельковская), Мамина-Сибиряка (ех. ул. Водочная), Шевченко (ех. ул. Харитоновская) и Лермонтова (ех. ул. Восточная). Находится в 10 мин. от ж/д вокзала «Екатеринбург-Пассажирский». Корпус ремонтно-механического цеха 1840-х годов постройки сохранился и хорошо просматривается с улицы Шевченко…

 

Корпус ремонтно-механического цеха выглядел вот так:

Фото сделано в промежутке между 1935 - 1941 гг. Корпус с трубой в глубине кадра. Сейчас из-за забора видна только часть заводского здания.

 

Автор: oigen999

Сайт: http://kortic.borda.ru/?1-4-0-00000119-000-10001-0#msgid_t







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.