Упражнения к вопросу II
2.1. Являются ли аргументацией или критикой приведённые ниже рассуждения? Установите состав, вид и проверьте правильность рассуждений, являющихся аргументацией или критикой. – Если бы марсианские поля представляли собой покровы обычной растительности, то они не отличались бы такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни, а имели бы характерную для растительности изрезанную поверхность. Согласно многим наблюдениям, марсианские моря отличаются такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни. Следовательно, они не представляют собой покровов обычной растительности. – «Как хорошо, что я не люблю спаржу, – сказала Алиса своему заботливому Другу. – Ведь если бы я любила спаржу, мне пришлось бы её есть, а я её терпеть не могу». – Какой-то человек сказал: «Тогда-то я солгал». Если это правда, то данный человек является лгуном, но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назвать лгуном. Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном. – Лохматый – это тот, у которого волос очень много. А у лысого их мало или вовсе нет. Лохматый от лысого одним волоском не отличается, т. е. если у лохматого один волосок выдрать, то он от этого лысым не станет. Но ведь так-то по одному волоску у него все можно повыдернуть. Все по одному волоску выдернули, а он так лысым и не стал. Странно… – Нет ничего, что было бы лучше, чем вечное блаженство. А кусок чёрствого хлеба всё же лучше, чем когда нет ничего. Следовательно, кусок чёрного хлеба лучше вечного блаженства.
2.2.Прокомментируйте следующие выражения. Найдите в них места, характеризующие существо, цели, познавательные функции полемики/ – «В споре обретаешь твёрдость духа». – «В споре рождается истина». – «Дискуссия – всего лишь способ убедить оппонента в его заблуждениях». – «Истина рождается не в споре, а в результате серьёзной работы». – «Полемика есть чрезвычайно удобный способ к разъяснению мысли». – «Спорь с человеком умнее тебя – он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа, ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победить, но ты можешь быть ему полезен. Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты себе не добудешь, – но отчего иногда не позабавиться! Не спорь только с Владимиром Стасовым». (Шутка И.С. Тургенева, опубликованная им с разрешения Стасова). – «Тот поистине побеждает в спорах, кто побеждает в спорах с помощью истины».
2.3.Что общего и что различает доказательство, аргументацию, полемику? 2.4.Проанализируйте диспут между Б.Расселом и отцом-иезуитом Ф.Ч.Коплстоном о существовании бога. (Б.Рассел. Почему я не христианин. М., 1987. С. 248–307).
Литература:
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. 2. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954. 3. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: Учебник для вузов. М., 1998. Гл. XI. 4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. VI. 5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. X. 6. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. XI. 7. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С. 33-37. 8. Родос В.Б. Спор и полемика. М., 1989. 9. Родос В.Б. Теория и практика полемики: Методическое пособие. Томск, 1989. 10. Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учеб. пособие. М., 1997. 11. Формальная логика. Л., 1977. Ч. I, § 38. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|