Здавалка
Главная | Обратная связь

Каждое из этих утверждений неправильно или сомнительно и социологи пытаются доказать это следующим путем.



1. Как мы уже отмечали, идея о том, что супружеские узы должны основываться на романтической любви, является сравнительно недавней, и не существовала в ранней истории западных обществ или в других культурах. Романтическая любовь неизвестна в большинстве обществ.

2. Продолжительность человеческой жизни сильно зависит от социальных условий. Формы социальной жизни действуют аналогично «фильтрам» для биологических факторов, вызывающих болезнь, немощь или смерть. Бедняки в среднем менее здоровы, чем, например, богатые, поскольку они обычно хуже питаются, испытывают большие физические нагрузки и имеют плохое медицинское обслуживание.

3. Если мы обратимся к началу XIX в., то мы увидим, что пропорция детей, живущих только с одним из родителей, была такой же, как и сейчас, так как очень много людей умирало в молодости, особенно женщин во время родов. Разрыв и развод сегодня являются главной причиной неполных семей, но их общее число почти такое же, как и ранее.

4. Процент самоубийств не является одинаковым во всех обществах. Даже если мы возьмем только западные страны, то мы обнаружим, что процент самоубийств в них различен. В Великобритании, например, он в четыре раза выше, чем в Испании, но составляет только треть от уровня в Венгрии. Число самоубийств резко возрастает в течение основного периода индустриализации в западных странах – в XIX - начале XX вв.

5. Ценность, которую многие люди в современных обществах придают благосостоянию, – это в значительной степени следствие недавнего развития. Оно ассоциируется с ростом «индивидуализма» на Западе – тот акцент, который мы делаем на индивидуальных достижениях. Во многих других культурах индивидам благо общности полагается ставить выше своих собственных желаний и склонностей. Материальное благополучие часто не ценится выше других ценностей, например религиозных.

6. Люди не имеют не только агрессивных, но и вовсе лишены инстинктов, если под последними понимать фиксированные и унаследованные образцы поведения. Более того, в течение большей части человеческой истории, когда люди жили в небольших племенных группах, война не существовала в той форме, какую она приняла в последствии. Только некоторые из этих групп были агрессивными, большинство – нет. Не существовало регулярных армий, а когда случались стычки, то их причины совместно устранялись или сводились к минимуму. Угроза ядерной войны сегодня вызвана процессом «индустриализации войны», что является главным аспектом индустриализации вообще.

7. Седьмое предложение отличается от предыдущих, так как оно относится к будущему, в отношении которого следует, по меньшей мере, быть острожным. Полностью автоматизированных предприятий очень мало, а рабочие места, исчезающие вследствие автоматизации, создаются в других производствах. Еще нельзя быть уверенным в истинности этого высказывания. Одна из задач социологии – выбрать четкий подход к подобным процессам.

Источник: Руденко Р.И. Практикум по социологии / Р.И. Руденко. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 173-175.

 

Очевидно, что социологические результаты не всегда противоречат общепринятым взглядам. Идеи здравого смысла часто являются источником правильного понимания человеческого поведения. Что необходимо подчеркнуть, так это необходимость для социолога быть готовым спросить, соответствует ли действительности – какими бы близкими они к ней не были – наши представления о самих себе. Поступая таким образом, социология также помогает выяснить, что представляет собой «здравый смысл» в данный момент времени и места.

 

Литература

Основная

1. Кондрауров В.И. Социология: курс лекций / В.И. Кондрауров, А.С. Страданчеков. – М.: ИНФРА–М, 2001.

2. Основы социологии: учеб. пособие / под общ. ред. М.В. Прокопова. – М., 2001.

3. Кончанин Т.Л. Социология / Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

4. Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Кравченко С.А. Социология: учеб. пособие для вузов / С.А. Кравченко. – М.: изд-во «Экзамен», 2003.

6. Рысь Ю.И. Социология. учеб. пособие / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Дашков и К°, 2003.

7. Маршак А.Л. Общая социология / А.Л. Маршак. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

8. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА–М, 2004.

9. Волков Ю.Г. Социология. изд. 2-е / Ю.Г. Волков; под общ. ред. д.ф.н., проф. В.И. Добренькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Дополнительная

1. Социологический энциклопедический словарь. / Ред.–координ. – академик РАН Г.В. Осипов. – М, 1998.

2. Социология в России XIX - начала XX вв. Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1997.

3. Громов И. Западная социология /И. Громов, А. Мицкевич, В. Семенов. – СПб., 1997. – С. 199.

4. Руденко Р.И. Практикум по социологии: учеб. пособие для вузов / Р.И. Руденко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 1999.

5. Кочанов Ю.Л. Начало социологии / Ю.Л. Кочанов. – М.-СПб., 2000.

 

 


Тема. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.