Здавалка
Главная | Обратная связь

Герберт Спенсер – создатель органической школы социологии



 

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ, социолог, основоположник органической школы в социологии. Г.Спенсер как ученый, широко эрудированный и образованный человек, занимает видное место в науке об обществе.

В его учении можно выделить следующие позиции и взгляды:

Эволюционная гипотеза о развитии природы, науки, искусства, религии, философии. Эволюция – это переход от неопределенной бессвязной однородности к связной разнородности, сопровождающейся интеграцией неорганической, органической и надорганической ее видами. Формой неорганической эволюции Г. Спенсер считал человеческую общность, ее рост, строение, продукты и отправления.

Индивидуалистический подход к пониманию общества. Люди живут вместе потому, считал он, что это им выгодно, необходимо для развития индивида. Его физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие идет вместе с социальным прогрессом. Г. Спенсер доказывал, что общество по стадиям развития имеет определенную типологизацию. Критерием типологизации общества он считал различие в формах социальной регуляции. Для социального организма, как и биологического, характерно не только образование все большей массы в процессе роста, но и увеличение связанности этой массы со сближением ее частей. Для координации все более разнообразной деятельности необходим правящий центр и средства сообщения между удаляющимися пространственно друг от друга социальными единицами. При машинизации производства все меньше индивиды подчиняются друг другу. Но они добровольно объединяются в кооперацию как новую форму социальной жизни, возможную для контроля. Основным вопросом социальной жизни Г. Спенсер считал, насколько каждый должен быть подчинен всем, и насколько ученый свободен от социальных пут общественной жизни в поисках истины.

Органическая теория общества. Суть этой теории заключается в том, что общество рассматривается как единая система взаимодействия биологических и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и вне данной связи функционировать не могут. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется социальное значение каждого субъекта и социального института. Организм, отмечал Г. Спенсер, развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Общество в его понимании – живой развивающийся организм.

Доказывал он это следующими доводами:

- как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;

- все они усложняются;

- их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;

- живые организмы и общества продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.

Правительство в обществе Спенсер уподобляет мозгу человека (мозг руководит жизнедеятельностью человека, правительство – жизнедеятельностью общества. Оно исчисляет и балансирует интересы сословий, групп, партий). Торговля сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца – с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию, сравниваются с нервной системой живого организма.

Теория о социальной эволюции. Социальная эволюция есть прогрессивное, постепенное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных и политических институтов. Развитие политических процессов обусловливается, вызывается потребностями и интересами людей. Значит, и сама эволюция объективно обусловливается потребностями людей.

В эволюции общества он выделил следующие моменты:

– переход от простого к сложному (интеграция);

– переход от однородного к разнородному (дифференциация);

– переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Г. Спенсер утверждает, что в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и различных социальных институтов. Функции общества также возрастают в размере, в разнообразии, в сложности и определенности. В связи с этим роль социального субъекта как члена общества всегда возрастает, в то же время общество должно создавать человеку условия для физического, интеллектуального и духовного развития.

Г. Спенсер в своем творчестве обосновывал проблему равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Равновесие рассматривается как сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Социальное равновесие:

– между эмоциями людей и их образом действий;

– между народонаселением и средствами их существования;

– между спросом и предложением;

– между функционированием государственных учреждений и поведением граждан;

– между обществом и личностью.

Распад общества – это процесс, обратный социальному равновесию, гармонии, стабильности. Распад начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов, власти, армии, малоэффективной деятельности классов. Когда движению масс мешают единицы политиков, уменьшается процесс интеграции, возрастают движения дезинтегрированные (центробежные), тогда растет беспорядок, правительство совершает нелепые действия, прерывается производство, торговля, усложняются отношения. Иного быть и не может, ибо все перечисленные факторы действуют и функционируют в единстве.

 

Законы, обоснованные Г. Спенсером:

1. Закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов. В рамках эволюционной теории Спенсер обосновывает названный закон тем, что основополагающие структурно-функциональные изменения происходят в обществе лишь по мере того, как адекватные изменения происходят в среднем уровне всестороннего развития его членов. То есть люди в своей массе должны адекватно дорасти до этих изменений в научном, интеллектуальном, культурном, демократическом отношении, а особенно они должны меняться в направлении смягчения нравов, умения жить в условиях дифференциации и интеграции социальных структур, повышения законопослушности, упорядоченности общественных отношений.

2. Закон выживания сильнейших и лучших. Положения данного закона Г. Спенсер распространял не только на отдельных индивидов, но и в целом на общество, его структуру, функции. Так, история показывает, что на смену менее совершенным обществам приходят более совершенные, утверждение более совершенных отношений между мужчиной и женщиной меняют формы брака, семейных отношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.