Здавалка
Главная | Обратная связь

Школ и теорий российской социологии



 

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Русские ученые внимательно следили за развитием науки на Западе, учитывая и осмысливая ее новейшие достижения. Испытывая определенное влияние различных течений западной социологии, русская социологическая мысль, вместе с тем, выдвигает собственные оригинальные теории и трактовки, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Обратим внимание на наиболее интересные попытки российских ученых сформулировать социологию как науку: ее предмет, задачи, структуру, теорию и метод. Это выразилось в создании учеными, мыслителями ряда сочинений, исследований.

С.Н. Южаков – «Задачи социологии», «Субъективный метод в социологии».

М.М. Ковалевский – «Природа социологии. Отношение ее к философии, этике и психологии», «Социология и учение о социальной жизни животных», «Социология и статистика», «Понятие генетической социологии и ее метод»

Е.В. Де-Роберти– «Задачи социологии», «Социология и психология».

К.М. Тахтарев – «Изучение общественной жизни. Основные вопросы и задачи социологии. Ее научное построение и направление», «Методы социологии».

Б.А. Кистяковский – «Проблема и задача социально-научного познания», «Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем».

С.Л. Франк – «Сущность социологии».

Н.И. Кареев – «О значении психологии для общественных наук», «Категории долженствования и возможности в русской субъективной социологии».

П.А. Сорокин – «Границы и предмет социологии», «Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп», «Программа и методы исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации».

П.Л. Лавров – «О методе в социологии».

В.И. Ленин – «Статистика и социология», «О предмете марксистской социологии», «Вопросник» и другие.

Развитие социологической мысли в России исследователи обычно разделяют на три основных этапа: середина XIX в. до 1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг.; с начала 60-х гг. до наших дней.

Первый этап был связан с процессом институционализации социологии в России, который несколько отставал от аналогичного процесса в Европе и Америке. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 г., то есть на 16 лет позже образования кафедры социологии при Чикагском университете, и это была единственная кафедра на 160-миллионную Россию. В 1912 г. утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 г. создается Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского.

В начале первого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением: идет процесс критического пересмотра гипотез и научных школ; выявляются взаимодействия между творческой эволюцией ученых-мыслителей и их научными идеями.

В связи с этим история социологии в России предстает в основном как серия индивидуальных работ ученых.

Как и на Западе, в российской социологии этого периода преобладают редукционизм (сведение к простому, упрощение) и натурализм различных оттенков. При этом в основном считалось, что детерминантом общественных отношений является психика человека. Различия же определялись при установлении места психической природы человека. Представители субъективной школы вслед за О. Контом считали, что социальная среда лишь пассивно воздействует на природу человека. Сторонники же объективизма подчеркивали специфику природной среды при взаимодействии с личностью и отводили природе ведущую роль.

Первый этап связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как Петр Лаврович Лавров (1829-1900) и Николай Константинович Михайловский (1822-1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название этико-субъективной социологии. В центре ее внимания были разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленностей его развития. Значительное внимание представители этого направления уделяли разработке теории общественного прогресса. Под прогрессом понималась в первую очередь переработка культуры, а точнее, переработка традиционных, склонных к застою, общественных форм в «цивилизацию» с гибкими, динамичными структурами и отношениями. «Цивилизация» истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение, которое осуществляется, прежде всего, критической мыслью конкретных личностей. Критически мыслящая, творческая личность, согласно их концепции, является не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса.

Интересна и своеобразна методология субъективной социологии. Подобно тому, как О. Конта принято считать отцом социологии как науки, можно сказать, что П.Л. Лавров был родоначальником социологии инновационной.

Исходя из известного тезиса О. Конта о необходимости создания позитивной науки об обществе, П.Л. Лавров выступил с критикой объективизма в социологии, основанного на натурализме и биологизаторстве, и дал в своих социологических работах развернутую аргументацию субъективного метода. С одной стороны, подчеркивал П.Л. Лавров, социология имеет дело с повторяющимися явлениями и призвана раскрывать объективные закономерности, подобно естественным наукам в целом. С другой стороны, сам предмет социологии – человек – выделяет ее из собственно естествознания и сближает с историей. Но история изучает единые, неповторимые факты.

Признавая факт неповторимости и динамичности личности, П.Л. Лавров видел исторический прогресс в развитии человеческой индивидуальности. Однако истинной движущей силой истории и любых видов общественных преобразований является не любая личность, а та, которая, по мнению П.Л. Лаврова, развивает в себе понимание собственных интересов как интересов общественных.

Таким образом, указав на критически мыслящую личность как на творца истории, П.Л. Лавров одновременно рассматривает ее и в качестве истинного объекта социологического исследования, положив. таким образом, начало инновационному методу в социологии. В этой связи важно отметить, что этот метод, называемый П.Л. Лавровым субъективным, ничего общего не имеет с «голым» субъективизмом, односторонностью или произволом.

Инновационный объект (или критически мыслящая творческая личность) – это личность, которая достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности (профессиональная, управленческая, политическая и т. д.), сообразуя ее с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса, то есть тех сил, которые готовы в массе своей принять эти передовые формы деятельности в качестве образцов для подражания и стремятся к их освоению.

Ярким представителем этико-субъективного направления социологии был также Николай Константинович Михайловский – выдающийся ученый, социолог, общественный деятель, идеолог народничества. В молодые годы он был связан с революционным народничеством, но впоследствии стал приверженцем умеренных политических взглядов. По его мнению, социология – это наука, изучающая общество в его непрерывной динамике. Предмет науки – возникновение и развитие общественности и кооперации ее членов.

Н.К. Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Э. Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни.

Основной задачей социологии представители русской субъективной социологической школы считали необходимость обоснования личных и общественных потребностей, в согласовании которых и заключается процесс роста и скрепления солидарности. Важными факторами общественного развития должны быть обеспечение соответствующих условий со стороны государства и активность личности – гражданина. Именно в этом, по их мнению, и заключаются идеи прогресса.

Заметное место в российской социальной науке того периода занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории он отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого, по его мнению, – развитие солидарности между социальными группами, классами и народами. М.М. Ковалевский подвергает критике так называемые однофакторные теории. Основная задача науки, по его убеждению, – выявление сущности солидарности общественной жизни, описание и объяснение многообразия ее форм. В своих работах М.М. Ковалевский активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии.

М.М. Ковалевский был активным продолжателем идей позитивизма – западного классического направления. В процессе анализа социально-политических явлений общества (будучи депутатом Государственной Думы от кадетов) Ковалевский, пожалуй, одним из первых применил понятие «системный анализ».

Помимо так называемой академической социологии (разрабатываемой в научно-учебных учреждениях) в России большое развитие получили идеологическая и политическая социология.

Развитие идей религиозной социальной философии (христианский гуманизм) восходит к таким русским мыслителями, как И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и другие. Люди высочайшей культуры, получившие блестящее образование, они вобрали в себя знание мировой культуры, выделив в ней предмет своего главного интереса – отечественную и зарубежную религиозную мысль.

Названные мыслители критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX – начале XX вв. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) – русский философ и общественный деятель, создал мистико-натура-листическую концепцию исторического процесса. Человеческую историю он представлял как историю отдельных культурно-социальных организмов. Закон исторической жизни такого организма совпадает с природными законами органического мира и выражается в трехстадийном процессе: восхождении от исходной простоты к «цветущей сложности», от которой через «вторичное упрощение» и «уравнительное смешение» ведет путь к распаду и гибели. Внутренняя структура социально-исторической целостности определяется началами иерархичности (государственности) и гуманности. Согласно концепции К.Н. Леонтьева, процветающее общество в России невозможно без сильного, крепкого государства, активно и рационально использующего аппарат принуждения. К.Н. Леонтьев вообще высоко ставил принудительную власть и считал ее обязательным условием общего благополучия, а ослабление ее – признаком социального распада и разложения.

Государство, по его мнению, должно быть сословным и охранять устои своей сословности. Быт населения должен быть организован иерархически и строиться на национальных традициях народов, населяющих Россию: культура и быт западных стран губительны для России, и потому от Запада следует дистанцироваться. В целом идеи К.Н. Леонтьева можно определить как православный консерватизм.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – автор своеобразной типологии цивилизаций. В работе «Россия и Европа» он выделил «историко-культурные типы» или цивилизации. Западная или германо-романская цивилизация – лишь одна из многих, но вовсе не высшая, кульминационная стадия исторического развития, как утверждают историки-европоцентристы. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в свойственной только ей последовательности. Каждая стадия возникает, развивает собственную морфологическую форму, собственные ценности. Обогащая тем самым общую сокровищницу человеческих культурных достижений, и затем уходит, не получая продолжения в своей специфической сущностной форме.

По мнению Н.Я. Данилевского как представителя исторической школы русской социологии, существуют три типа исторических действующих лиц (агентов):

1) позитивные действующие лица истории (общности), которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы);

2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (гунны, тюрки, монголы);

3) люди и народы, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций, у каждой цивилизации имеется своя творческая сущность (сфера, тема): для греческой – красота, для семитской – религия, для римской – закон и администрация, для китайской – практика и польза, для индийской – воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской – наука и технология.

Все цивилизации имеют уникальные циклы развития.

1. Период возникновения, кристаллизации, принятия формы, образа, утверждение культурной и политической автономности, языка.

2. Фаза расцвета, развития творческого потенциала.

3. Застой, исчерпание творческих сил, распад.

Каждый народ в своем развитии также переживает циклические стадии – рождение, молодость, дряхлость и смерть.

Н.Я. Данилевский полагал, что европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения; растет цинизм, секуляризация, ослабляется инновационный потенциал, преобладает ненасытная жажда власти и идея доминирования над миром.

Идеи целостности духовно-душевного мира получили особое выражение в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX в. у Владимира Соловьева («Чтение о Богослове») и Николая Бердяева. Лейтмотивом их учения является объяснение творческого начала в человеке:

– каждая личность несет в себе божественное начало;

– человек становится Человеком благодаря религиозному сознанию – оно высшее, что есть у Человека;

– Бог утрачивает значение внешней упорядочивающей силы, он лишь наделяет человека свободой и творчеством;

– человек – творец своей судьбы, бесконечного выбора между добром и злом.

Подобные взгляды требовали отступления от ортодоксальных религиозных позиций, что и вызвало запрет со стороны властей и Синода. А за сторонниками этого направления закрепилось название «русские светские богословы».

Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев). Главный смысл марксистской теории – раскрытие экономической закономерности перехода от частной к общественной собственности и выяснение ее сущности. Основные положения марксизма:

- политические взгляды и социальные отношения общества образуются на основе (базисе) общественно-экономических отношений;

- экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику;

- государство – продукт классовых противоречий, а поэтому выступает в защиту господствующего класса. Вместе с исчезновением классов исчезает и государство.

Спектр левых социально-политических движений этого периода не ограничивался только коммунистическим движением и социал-демократией. В него входили также анархизм, троцкизм.

Представителем экономического направления русской социологии является наш соотечественник Перт Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и в настоящее время входят в обязательный курс изучения в Оксфорде. При анализе его работ выявляются следующие идеи, высказанные им одним из первых еще в начале XX в.:

– наличие социальной дифференциации общества;

– четкая взаимосвязь экономического и социального развития. Но в то же время эти сферы общественной жизни не могут реформироваться одновременно и параллельно;

– развитие капитализма должно привести к появлению широкого среднего класса, усовершенствованию системы образования, развитию промышленности и, в конце концов, – к определенной социальной уравновешенности общества. Диктатура же пролетариата приведет к пагубным последствиям.

Второй этап развития социологической мысли в России характеризуется дальнейшим нарастанием процесса институционализации, а именно: приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. Созданное при факультете общественных наук Петроградского университета социологическое отделение возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), крупнейший ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

П.А. Сорокин в 1922 г. эмигрировал за границу: в Германию, Чехословакию, США. Наиболее значительными его работами являются: «Система социологии», «Социология революции», «Социальная и культурная динамика» и многие другие. В работе «Система социологии» он, анализируя сущность социологии как науки, полагает.

Во-первых, социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же.

Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, то есть субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм.

В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению.

В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.А. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата.

В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, то есть сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

П.А. Сорокин разграничивал теоретическую и практическую социологию.

Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

- социальную аналитику, изучающую строение как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений;

- социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;

- социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей.

Практическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного и включает в себя социальную политику.

С точки зрения П.А. Сорокина, простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеют три элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, то есть те средства, которые используются ими во взаимодействии. П.А. Сорокин выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух; одного и многих; многих и многих, б) взаимодействие сходных и несходных лиц, в) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

П.А. Сорокин первым стал рассматривать социальную мобильностькак любое изменение социального положения, а не только переход индивидов и семей из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

1) вертикальном (движение вверх и вниз в социальной иерархии);

2) горизонтальном (движение на одном и том же социальном уровне).

Начало XX в. вплоть до 20-х годов характеризуется некоторым снижением интереса к социологическим исследованиям в России в связи с общественно-политической обстановкой в стране. Накопление эмпирического опыта в области строительства новой жизни, необходимость перехода от агитационно-пропагандистских форм к научно-исследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевых социологий – труда, быта и культуры, бюджета времени, социологической структуры и др.

Исследования имели преимущественно социально-экономический характер с использованием социологического подхода. Среди подобных работ можно выделить исследования С. Струмилина, Я. Видревича (экономика труда, бюджет времени), А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советского общества), В. Андреева, Г. Поляка (условия жизни), А. Гозулова, Б. Смулевича (народонаселение), М. Загорского, В. Кузмичева (духовная жизнь) и других революционно-прогрессивных представителей социологии.

Результаты исследований приводились в более чем десяти журналах по проблемам условий организации труда и управления («Организация труда», «Система и организация», «Производство, труд и управление», «Экономика и быт» и др.).

С 30-х до 50-х годов XX в. в России социологические исследования фактически не проводились. Возрождение социологии началось в 60-е годы в так называемую «хрущевскую оттепель».

В 1956 г. советские ученые впервые приняли участие в заседании Международной социологической ассоциации. С 1958 по 1964 гг. СССР посетили Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс и другие представители западной социологии. С созданием в 1962 г. Советской социологической ассоциации произошла официальная институционализация социологии. На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В.А. Ядов и Ю.В. Арутюнян), в 1960 г. в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В. Осипов). В 1969 г., как уже говорилось, начал работу Институт конкретно-социологических исследований, имеющий отделы в ряде крупных городов. С середины 60-х годов ХХ в. стала издаваться социологическая литература, периодические сборники «Социологические исследования» и «Информационный бюллетень ССА». Широко публикуются статьи, отчеты, монографии, книги и сборники по социологической проблематике.

С начала 90-х годов ХХ в. начинается новый период развития отечественной эмпирической социологии.

В ней четко выражены аспекты:

– гуманистическая ориентация всего творческого процесса в социологии;

– глубокий исторический подход, сочетающий в себе достоинства анализа мировой и отечественной истории;

– тесная связь с потребностями практики, прежде всего, с политикой и политической деятельностью.

Наиболее известными российскими социологами сегодня являются:

Владимир Александрович Ядов(р. 1929) – доктор философских наук, профессор, создатель ленинградской социологической школы. Направление деятельности: методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, общетеоретические тенденции в современной социологии.

Геннадий Васильевич Осипов (р. 1929) – академик РАН, Президент Академии социальных наук. Научно-исследовательская тематика: теоретико-методологические проблемы социологии, предмет и структура социологического знания, применение математических методов в социологии.

Татьяна Ивановна Заславская – социолог, экономист, академик РАН. Научный интерес в сфере экономической социологии: пути и методы формирования бизнес-слоя – новой социальной группы предпринимателей и менеджеров частного бизнеса.

Жан Терентьевич Тощенко (р. 1935) – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН по отделению философии, социологии, психологии и права, главный редактор журнала «Социологические исследования». Научный интерес – социологические проблемы труда и управления.

Игорь Семенович Кон (р. 1928) – доктор философских наук, профессор, литератор. Научный интерес – философия и методология истории, теория личности, социальные и психологические проблемы юношеского возраста, социология и этнография детства, сексология.

Юрий Николаевич Давыдов (р. 1929) – доктор философских наук, профессор. Научный интерес – социология культуры и искусства, история зарубежной социологии.

Анатолий Васильевич Дмитриев (р. 1934) – член-корреспондент РАН, социолог. Научный интерес – общая теория конфликтов, проблема этнических и межнациональных конфликтов, теория политической коммуникации.

Владимир Иванович Добреньков (р. 1939) – доктор философских наук, профессор, декан социологического факультета МГУ. Научный интерес – история и теория социологии, философии и религии. Опубликовано более 80 научных работ, в том числе 4 монографии, учебники и учебные пособия.

 

Контрольные вопросы для собеседования

 

1. Назовите социальные источники развития социологии.

2. Огюст Конт как основоположник социологии, его основные взгляды на общество и социальный прогресс.

3. Герберт Спенсер и его учения об обществе.

4. Учение Эмиля Дюркгейма о социальных фактах, социальном развитии и научном методе в социологии.

5. Макс Вебер – крупнейший немецкий социолог, теоретик капитализма, его учение о бюрократии и понимающей социологии.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс – теоретики новой коммунистической формации, сущность их диалектики исторического процесса.

7. Основные представители социологической науки в России







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.