Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальные изменения: модели, циклы



Социальное изменение –это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Источниками социальных изменений могут быть следующие причины: социальные, случайные, политические, технологические, изменение спроса на рынке труда.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений, их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку.

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В модели социокультурного поля под социальным изменением понимается: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференция, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющихся результатом его внутренних, имманентных свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксеологической точки зрения.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объема производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества. Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми тенденциями.

Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют: воспроизводству социальной системы и ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения и людей и др.).

– воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты);

– воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная);

– воспроизводству социальных ролей (врач, юрист, военный, педагог).

Цикличность придает общественным процессам ритм и является способом существования и сохранения общества.

Социологи выделяют несколько форм циклических процессов. Некоторые из них: изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные.

Изменения по типу маятника – наиболее простая форма циклического процесса (инвестиционная социальная политика, увеличение – уменьшение).

Волновые движения – цикл технических нововведений, достигая волнового пика, идет на убыль, как бы затухает.

Спиралевидный тип – наиболее сложная форма циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по формуле «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл как бы отрицает предыдущий, превращая в свою противоположность, в другое качество, но в то же время как бы возвращает свое прежнее состояние. Но это старое уже обнаруживает новые свойства. Спиралевидная модель является образцом социальной преемственности. Спиралевидный цикл может быть как восходящим, так и нисходящим, свидетельствующим об упадке общества, дисфункциях в нем, о гибели (отношение человека к природе).

Исторический цикл (Н.Я. Данилевский) отражает единство процесса возникновения, становления, расцвета и распада социокультурных систем, что подчеркивает определенный срок жизни общества.

Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и целенаправленный процесс. Линейный тип направлен в будущее, воспринимается как движение вперед во времени и пространстве. При этом каждый этап общественного прогресса выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их.

Выражает линейные представления теория «социального эволюционизма». Г. Спенсер видел эволюционный процесс в усложнении форм общественной жизни, где общество дифференцируется, но одновременно эволюционные изменения повышают гармонию социальных процессов и способствуют интеграции частей общества. Отсюда – основная идея социального эволюционизма Г. Спенсера – идея дифференциации и интеграции. Значит, общество, развиваясь от простого, традиционного к сложному, дифференцированному, рациональному все более интегрируется.

Эмиль Дюркгейм процесс эволюции понимал как движение от общества с неразвитым разделением труда, сегментарной структурой и механической солидарностью его членов к обществу с развитым разделением труда, сложной структурой.

Механическая солидарность означает, что коллектив поглощает индивида, при этом нормы поведения и ценности едины, то есть все отмечено единообразием социальной жизни.

Органическая солидарность обусловлена развитым разделением труда, взаимозависимостью индивидов, ослаблением действия запретов, повышением степени индивидуальной свободы. Переход от механической солидарности к органической и есть эволюция общества, ее источник – глубокое разделение труда и дифференциация.

Так, Р. Арон и У. Ростоу, авторы теории индустриального общества, видят эволюцию в смене отсталого аграрного общества индустриальным, которому присущи специализация труда, система управления, механизация, автоматизация, научно-технический прогресс, массовое производство товаров для населения.

Во второй половине XX в. получила развитие теория «постиндустриального» общества.

Ученые утверждают, что человечество проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную, постиндустриальную. В последней стадии главные ценности: информация, знание, интеллект, творческая деятельность, носителями которых является человек.

Необходимо также учесть, что в XX в. теория линейных изменений подвергается критике, со ссылкой на то, что не существует вечных социальных изменений, универсальных стадий эволюции, и что линейный тип – это лишь один из многих возможных изменений. Линейная тенденция развития может сохраниться лишь в случае, если общество не будет подвергаться воздействию внешних сил и будет оставаться в равновесном, сбалансированном состоянии.

Однако общество постоянно изменяется, подвергается воздействию окружающей среды. Возникают новые структуры, нормы, ценности, новые процессы. Меняются роли и статусы личности, взаимодействие между которыми происходит по нелинейному пути.

Значит, общество может меняться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Это происходит тогда, когда активность, инновационная деятельность масс стремится освободиться от всех ограничений в обществе: структурных, системных, идеологических. Такое разветвление, раздвоение общества, когда оно поставлено на грань выбора, называется «бифуркацией».

Бифуркация – это нарушение логики предыдущего развития, предсказать ее невозможно. Общество в период бифуркации представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний порядок.

Социальные изменения также бывают:

– эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нем начало;

– экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Виды социальных изменений можно представить схемой.

 

 

 


Виды социальных изменений

 

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов, как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определенной среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации, как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями, наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так, технические новшества – радио, телевидение, автомобиль – породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создают условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную модернизацию (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран, запоздавших с ее проведением), рецидивирующую (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

В числе теорий социальных изменений важное место занимает теория модернизации П. Штомпка. Он различает три понятия модернизации:

1) синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;

2) синоним «современности» то есть комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX вв.;

3) усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация).

 

Концепция прогресса включает следующие компоненты:

1. Понятие необратимого времени, обеспечивающего непрерывность прошлого, настоящего и будущего. Процесс означает, что настоящее лучше прошлого (достигнутый прогресс), а будущее станет лучше настоящего (ожидаемый прогресс).

2. Понятие направленного движения, стадии которого не повторяются и движутся по пути последовательных улучшений.

3. Идею кумулятивного процесса, который может быть либо постепенным, либо революционным, скачкообразным.

4. Различие между характерными стадиями, проходимыми процессами.

5. Наличие имманентных, внутренних причин самодвижения.

6. Признание естественного и неизбежного характера процесса, который нельзя остановить или направить в другое русло.

7. Ключевая идея – понятие улучшения, представление о том, что каждая следующая стадия лучше предыдущей, а в финале достигается окончательный оптимизм.

Прогресс можно анализировать:

– по его движущим силам;

– по формам и видам;

– по средствам достижения.

Историк Р. Нисберт видит разочарование в идее прогресса в следующих симптомах:

1. Распространение мистицизма и иррационализма, лженауки, неверии в позитивное знание.

2. Субъективизм и эгоизм, характерные для упадочных культур.

3. Пессимизм, всеобщий распад и упадок.

Эти положения отрицают концепцию прогресса, утверждают концепцию кризиса. На пессимистическую точку зрения обществоведов, ученых настраивают глобальные события последнего столетия: две мировые войны,огромное количество локальных войн, злодейства тоталитарных режимов, экологические катастрофы, распространение безработицы, нищеты, голода и болезней.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.