Здавалка
Главная | Обратная связь

Типы личности, зависящие от ценностных ее ориентаций



 

На выполнение социальной роли личностью, на деятельность человека в обществе оказывают влияние ценностные ориентации. Это предпочтения общества чему- либо, которые находят выражения в различных формах и содержании поведения человека.

В зависимости от ценностных ориентаций выделяются типы личности:

– традиционалисты – ориентированы на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, желание самореализации;

– идеалисты – ориентированы критически к нормам, авторитетам, имеют установки на саморазвитие;

– фрустрированный тип – имеет низкую самооценку, подавленное самочувствие, ощущение выброшенности из жизни;

– реалисты – сочетают стремление самореализации с чувством долга и самоконтролем

– гедонистические материалисты – желают удовольствий здесь и сейчас, гонятся за наслаждениями;

– модальный тип – преобладает реально в данном обществе;

– идеальный тип – это желаемая личность, гармонично развитая;

– базисный тип – отвечает потребностям конкретного общества.

Общество стимулирует появление определенных качеств личности и типов поведения. Так, капитализм развивает хитрость, прагматизм, расчетливость, эгоизм, карьеризм. Авторитарное общество формирует беспомощность, безответственность, практику двойных стандартов, паразитическую новацию, которая проявляется в желании перехитрить государство, обмануть систему в достижении своих целей.

Решающую роль в самореализации человека играет социализация как важнейший фактор развития личности. Социализация отличается от понятия «развитие», которое означает развертывание имманентных (внутренне присущих) индивидуальных свойств, от «воспитания», которое отражает целенаправленный процесс формирования личности, согласно принятым в обществе нормам и ожиданиям. Социализацияохватывает не только процесс, но и результат взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний среды общения.

Спектры социализации отражаются в деятельности, общении и самосознании личности:

– в сфере деятельности идет расширение видов социализации, изменение ее содержания, осмысление ее духовно-практической направленности;

– в сфере общения идет расширение социальных контактов, взаимодействий, углубление социального познания, развитие навыков общения;

– в сфере самосознания осуществляется становление образа собственного «Я» как активного субъекта социализации, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самоуважения, самооценки.

Многие ученые, разрабатывая концепции социализации, предлагали свое видение этой непростой проблемы.

Г. Тард – французский социолог – в основу социализации положил принцип подражания, в котором определены личностные формы общения «воспитатель – воспитуемый» как базовое социальное взаимодействие.

З. Фрейд – в психодинамической теории социализации придерживается биогенетической, неизменной природы человека, в то же время подчеркивает значение влияния окружения, особенно родителей.

Г. Блумер и Д. Мид в теории о личности придерживаются мнения, что отдельный индивид не является исходным моментом, приоритет – социальному общению, в ходе которого формируются индивидуальные качества личности. Социализация, согласно данной теории, есть процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, с которыми связаны определенные социокультурные значения, смыслы, символы.

Э. Эриксон рассматривает социализацию как ответную реакцию человека на кризисы его жизненных циклов. Основное направление развития личности – есть социальная адаптация на основе мышления, внимания, памяти.

Таким образом, социализация – есть процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения, установок общества, социальной группы, системы связей и отношений, в которую личность включена в качестве субъекта труда, общения и познания.

В качестве источника социализации человека выступают:

– первичный опыт, связанный с периодом детства;

– передача культуры как формы деятельности через социальные институты (семья, детсад, школа, трудовой коллектив и др.).

– интерактивное общение и взаимное влияние людей в процессе их совместной деятельности;

– процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Различаются социализации – первичная и вторичная. Первичная идет через непосредственное воздействие на человека ближайшего окружения, родителей, семьи, школы. Вторичная социализация идет через опосредованное влияние на человека социальных групп, институтов, организаций в общей форме воздействия.

В качестве общих факторов первичной и вторичной социализации личности выступают элементы социальной среды:

– роли и статусы, которые группа и общество предлагают человеку для выбора;

– ценности, социальные нормы, знания, умения и навыки, которыми человек овладевает, чтобы исполнять роли и поддерживать приобретенный статус;

– социальные институты, создающие технологии по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей и норм;

– реальный жизненный процесс: экономический, политический, социальный и духовный.

Социологи выделяют две модели социализации – «модель подчинения» – социализация в условиях регламентации, отбора информации, контроля, выполнения предписанных стандартов поведения, – «модель интереса» – свобода выбора индивидом путей самореализации.

В качестве моделей социализации также можно отметить следующие:

гармоническая модель социализации проявляет себя в том, что индивида вводят в социальную реальность через объективное восприятие им существующих отношений, институтов власти, выработку у него уважения к законам, адекватной реакции на социальные изменения и выполнение им своих обязанностей, ролей.

гегемонистическая модель социализации – индивид, проходя процесс познания мира и вхождения в него, воспринимает больше негативных явлений, ему прививаются чувства неуважения к любым социальным и политическим структурам, явлениям, пренебрежительное отношения к другим индивидам, чувства собственного превосходства над другими, гордости собой, недоступности;

плюралистическая модель социализации свидетельствует о признании индивидом равноправия с другими, признания их прав, свобод, способности менять политические пристрастия, ценностные ориентации;

конфликтная модель социализации: индивид формируется в обстановке нетерпимости, противостояния, противоборства на основе межличностной, межгрупповой борьбы, различных конфликтов, в результате – конфликты, борьбу он воспринимает как естественное состояние.

Часто на социализацию личности влияет окружение индивида. Американский ученый А. Хейлер разработал концепцию «значимого другого». Это та личность, одобрения которой индивид добивается, и указания которой он принимает. В качестве «значимого другого» могут выступать родители, учителя, наставники, популярные личности, участники игр.

Российский ученый В.А. Ядов предложил в качестве социализации индивида учитывать несколько диспозиционных уровней, в которых различные ценностные ориентации, потребности, цели, интересы, установки, начиная от простейших – витальных потребностей – до высоких социальных установок и высших целей индивида.

Социализация личности включает в себя две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.

Интериоризация – это формирование внутренней структуры личности с помощью усвоения ее норм, ценностей, и процесс перевода этих элементов внешней среды во внутреннее «Я». Интериоризация формирует индивидуальность, неповторимость духовного мира личности, способы познания им мира.

Социолог Р. Мертон в зависимости от условий, в которых адаптируется индивид, от решаемых противоречий, предложил реализуемые им типы поведения.

Конформист – лояльно принимает цели и институциональные средства, одобряемые в обществе.

Новатор – принимает цели, одобряемые обществом, но достигнуть их пытается неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

Ритуалист – формально использует институциональные средства, не учитывая, что они не соответствуют целям, имеющим общественную поддержку (идеальный тип бюрократа, индивид, формально выполняющий инструкции, но непонятно, ради каких целей).

Ретриатист (изолированный тип) – не принимает ни целей, ни средств, одобряемых обществом. Таких людей воспринимают как бегущих от действительности (наркоманы, алкоголики).

Мятежник (бунтарь) – пытается создать новую систему ценностей и достичь целей новыми средствами. К ним можно отнести гениев, революционеров, сумасшедших.

Отметим, как утверждают ученые, что отсутствие смысла жизни для личности – тяжелейшая социальная патология.

Поиск смысла жизни и стремление его реализовать, утверждает австрийский психиатр В. Франкл, есть имманентное (внутреннее) человеческое качество. Он выделил три группы ценностей, которые могут составлять смысл жизни:

– ценности творчества (что мы даем миру: научные результаты, произведения искусства, добротные товары);

– ценности переживания (что мы получаем от мира: любовь, уважение, риск, победа);

– ценности отношения (какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить).

Социальные ценности в обществе выполняют ряд функций. Они выступают как:

1. Желательное, предпочтительное для данного субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержание идей, художественных форм.

2. Критерии оценки реальных изменений.

3. Смысл целенаправленной деятельности.

4. Регуляторы социальных взаимодействий.

5. Внутренние побудители к деятельности.

 

Социальные ценности ориентируют человека в окружающем мире, побуждают, мотивируют на конкретные действия. Социальные ценности – это убеждения группы или общества по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

Фундаментом, основанием каждой системы ценностей выступают нравственные ценности, которые выражают варианты предпочтительных взаимоотношений людей, их связи друг с другом, с обществом, а также пронизаны формами контроля (стыд, совесть, покаяние) и, как правило, несут различие между добром и злом, долгом, ответственностью и безответностью, честью и бесчестием.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.