Здавалка
Главная | Обратная связь

Н. Смелзер о роли социализации личности



 

Как уже отмечалось ранее, во многом характер деятельности личности зависит от содержания социализации. Социологи понимают под социализацией процесс накопления людьми опыта, социальных установок, интеллектуальных и физических навыков, необходимых для исполнения социальных ролей. Это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Социализация является своеобразным духовным кодированием человека, помогает ему выработать социальные реакции и формы активности.

Ученые выделяют четыре иерархически расположенные структуры, осуществляющие социализацию. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.

1. Микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие – семья, детсад, школа, круг друзей.

2. Мезосистема – это отношения между элементами микросистемы – семья – школа.

3. Экзосистема, состоящая из институтов, которые непосредственно индивида не касаются, но оказывают на него влияние (деловое окружение родителей).

4. Макросистема – культурное окружение – идеология, социальные ценности, внушаемые прямо ребенку, индивиду или косвенно влияющие на функционирование трех структур.

Процесс социализации начинается с младенчества. Социолог Н. Смелзер отмечает, что в детстве и юности человек проходит иногда стадии развития, которые могут влиять на его будущее. Это весьма распространенные следующие явления:

Депривация – отсутствие родительской заботы, покинутые родителями дети приобретают нежелательные социальные навыки, слабую способность к обучению.

Госпитализм порождают изоляция детей из общества семьи, отсутствие теплого общения с родителями, создание для них казенной обстановки детских учреждений для сирот. Это ведет к высокому уровню заболеваемости, отставанию в физическом и умственном развитии, формированию безынициативности, отчужденности от общества, недоверие к людям, нормам и законам общества.

СМИ. Будучи средствами распространения знаний, норм поведения, опыта, информации, рекламы СМИ могут формировать как позитивное, так и агрессивность, поверхностность, саморекламу, бездуховность. Социологи утверждают при этом, что двойственность значения СМИ в том, что человек воспринимает и запоминает в первую очередь то, что более соответствует его характеру, мыслям, желаниям.

Школа. Школа зачастую применяет методы воспитания, несвойственные семье. Обстановка в ней также отличается от семейной. В школе часто нужно просить разрешения выйти из класса, поиграть на перемене, сходить к врачу. В школе нет той нежности, ласки, взаимопонимания, что в существует в семье. Поэтому социализация в школе требует адаптации (приспособления) к условиям общественным.

Имитация и идентификация – это осознанное стремление детей копировать модель поведения родителей и усваивать образцы их поведения, установки и ценности как собственные. Они играют позитивную роль в формировании поведения личности в том случае, если образцы положительные.

В социализации личности определенную роль играет чувства стыда и вины, так как они либо поощряют определенное поведение, либо запрещают негативное поведение, либо вообще подавляют мысль о нем. Осмысление поведения при чувстве стыда или вины надолго западает в душу человека, является при этом сдерживающим началом, не позволяющим нарушать нормы общества.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как соотносятся между собой понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.

2. Раскройте содержание учения Фрейда о структуре личности.

3. Покажите статусы личности.

4. Расшифруйте основные типы личности. Как на их формирование влияет социализация?

5. Покажите содержание теории Н. Смелзера о социализации личности.

6. Как можно понять высказывание В. Соловьева: «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество».

 

Рефераты

 

1. Понятие личности. Ее типы, потребности.

2. Теории личности.

3. Личность в системе социальных взаимоотношений.

4. Структура личности и факторы ее формирования.

5. Механизмы воздействия общества на личность и личности на общество.

 

Контрольная работа

 

Вариант 1

1. Понятие личности, ее черты и потребности.

2. Основные ценностные ориентации личности и вытекающие из них типы поведения.

 

Вариант 2

1. Основные типы личности.

2. Сущность социальной роли личности, факторы, способствующие ее выполнению.

 

Вариант 3

1. Основные концепции личности.

2. Основные статусы личности.

 

Тест

 

Человек – ________________________________________________

Индивид – это ____________________________________________________

Индивидуальность – это _____________________________________________

Личность – это ___________________________________________________

Основные черты личности: ___________________________________________

Ведущие концепции личности: ________________________________________

Статусы личности __________________________________________________

Ведущими типами личности являются __________________________________

Ведущие качества личности в капиталистическом обществе ________________

Основные качества личности при социализме _____________________________

Основные типы поведения личности: ____________________________________

Ученые, разрабатывающие концепции личности, ее социальной роли: ________

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.