Предвосхищение как принцип организации памятиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процесов А.Г. Асмолов Д. психол. нак, заф. каф. психологии личности МГУ ( главы из книги) Предвосхищение как принцип организации памяти Отождествление памяти с прошлым опытом стало настолько привычным, что исследователи нередко не замечают очевидной неадекватности подобного отождествления. Между тем мнемическая деятельность, как и любая другая направленная деятельность человека, представляет собой активное приспособление к будущему, и, следовательно, при запоминании человек должен пользоваться такими способами действия, которые позволили бы ему в будущем быстро и точно воспроизвести материал, необходимый для решений вставшей перед ним задачи. Эта существенная особенность памяти, как уже отмечалось, долгое время игнорировалась в когнитивной психологии. «В противовес одностороннему связыванию памяти с «прошлым опытом» нам представляется важным подчеркнуть Детерминирующее значение будущего для самого закрепления устремленного к нему настоящего и «перевода» его в прошлое. Используя образное определение памяти, данное А.В. Петровским («Дверь, открытая в прошлое»), мы бы перефразировали его так: дверь остается открытой в прошлое лишь постольку, поскольку она открыта в будущее. Переход соответствующих содержаний в так называемую долговременную память в конечном счете также определяется личностной «антиципирующей оценкой» их значимости для дальнейшей деятельности индивида, зависит от ее направленности. Именно поэтому в прошлом опыте индивида оседает то и постольку, что и поскольку включается в процесс его формирования, равно как и «выпадает» из него то, что теряет значение для этого процесса. Так называемое сохранение информации является в этой точке зрения мерой ее участия в жизнедеятельности организма. В этом смысле сохранение есть тоже деятельность.»* Говоря о детерминации памяти будущим, Г.К. Середа имеет в виду прежде всего интенциональную сторону деятельности, то есть ту роль, которую выполняют предвосхищаемые цели и мотивы в закреплении в памяти тех результатов, которые необходимы для дальнейшего течения деятельности. Функция в запоминании такого рода предвосхищения, интенционалъного предвосхищения событий тщательнейшим образом изучена в отечественной психологии, и о ней мы будем говорить в разделе, посвященном принципу зависимости запоминаемого материала от его места в структуре деятельности. Здесь же мы постараемся показать, что принцип предвосхищения работает даже в тех наиболее простых актах запоминания, которые исследовались когнитивными психологами. Тем самым мы продолжим то, что выше было охарактеризовано как критика второго рода, ич попытаемся показать недостаточность когнитивного подход^ нХ его собственной территории, то есть в чисто познавательной сфере. Для этого мы обратимся к одному из направлений отечественной психологии, в котором вопрос о связи памяти с предвосхищением будущих событий является центральным. Мы имеем в виду концепцию вероятностного прогнозирования, разрабатываемую И.М. Фейгенбергом. Эта концепция *Середа Г.К. О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность запоминания // Проблемы психологии памяти / Отв. ред. П.И. Зинченко. Харьков, 1969. С. 17. занимает как бы промежуточное положение между когнитивной психологией и общепсихологической теорией деятельности. Ее нельзя отнести к классу чисто когнитивных теорий, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, в концепции вероятностного прогнозирования стержневым является принцип предвосхищения с опорой на вероятностную структуру прошлого опыта. Причем, и это следует особенно подчеркнуть, роль этого принципа раскрывается именно на материале познавательных процессов. Во-вторых, в концепции вероятностного прогнозирования постоянно акцентируется внимание на адаптивном характере мнемических процессов. С другой стороны, вероятностное прогнозирование до самого последнего времени изучалось вне контекста деятельности человека, изолированно от нее. В результате в этой концепции, как и в концепциях когнитивного подхода, в тени остается интенциональное предвосхищение, без которого нет процесса познания и которое оказывает существеннейшее влияние на сам процесс вероятностного прогнозирования. К концепции вероятностного прогнозирования полностью относится то критическое замечание, которое высказано O.K. Тихомировым по поводу представлений о механизме «предсказания» в работах по «искусственному интеллекту»: «В работах по «искусственному интеллекту» часто рассматривается механизм «предсказания». Например, уже такое «предсказание» у животных, как образование условных реакций есть формирование сигнального значения раздражителя, которое предполагает отношение к потребностям организма. У человека же этот процесс, например, в ситуации борьбы, может включать предсказание смысла действий, психического состояния другого человека. Предсказание «символов» и предсказание смыслов — это качественно разнородные процессы (подчеркнуто мною. — АЛ.)».* Именно о предсказании символов, вероятностных характеристик появления тех или иных событий идет речь в концепции вероятностного прогнозирования. Но, повторяем, представления о вероятностном прогнозировании представляют интерес, так как в них отчетливо выражено значение принципа предвосхищения для организации памяти. Вначале будет изложена основная идея модели организации памяти индивида, которая бы позволила обеспечить вероятностное прогнозирование тех или иных событий, а затем будут рассмотрены некоторые формы патологии познавательных процессов, в основе которых лежит нарушение актуализации прошлого опыта. Начнем с определения вероятностного прогнозирования.
* Тихомиров O.K. Философские и психологические проблемы искусственного интеллекта // Искусственный интеллект и психологии / Отв. ред. O.K. Тихомиров. С. 23. И.М. Фейгенберг определяет вероятностное прогнозирование, как предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. «Прошлый опыт и наличная ситуация дают основания для выработки гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из гипотез приписывается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим с наибольшей вероятностью к достижению некоторой цели» *. Каким образом должна быть организована память» чтобы она позволяла осуществлять вероятностное прогнозирование? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к модели памяти, предложенной И.М. Фейгенбергом. Отправным для этой модели является представление индивида как системы, живущей в вероятностно организованной среде и представляющей собой некоторую последовательность событий А, В, С.., следующих в случайном порядке с некоторыми условными и заданными вероятностями друг за другом. То есть для того, чтобы построить модель памяти, И.М. Фейгенберг оказывается вынужденным с самого начала свести среду организма к последовательности событий. Следующий шаг «т- это изображение модели этой системы в виде каталожного шкафа с выдвижными ящиками. Оставим в стороне то, насколько правомочны оба этих допущения, и попробуем вслед за автором заставить эту систему работать. «В самом начале, пока эта система не приобрела опыта, память ее пуста — это шкаф с пустыми каталожными ящиками. Назовем буквой А первое событие, с которым встретилась система. После этого события на один из ящиков модели памяти наклеивается метка «А». Тем самым в память записано, что событие А имело место в опыте системы. Точно так же новый ящик заводится для каждого впервые встретившегося события. Пусть после события А наступило событие В. Тогда заводится ящик для В (поскольку В встретилось впервые), и, кроме того, карточка «В» ставится в ящик А — фиксация в памяти того, что В было после А. Карточка с записью прошедшего события каждый раз-(в какой бы раз ни произошло событие) ставится в ящик того события, которое предшествовало данному. Каждая новая карточка ставится в ящик впереди других карточек. Сформированная таким образом память уже может обеспечить системе возможность вероятностного прогнозирования предстоящих событий и, следовательно, возможность предна- * Фейгенберг И.М. О вероятностном прогнозировании // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М., 1977. С. 3. 214 стройки — подготовки к действиям,адекватным прогнозируемым событиям. В простейшем случае прогноз осуществляется следующим образом. Чтобы построить прогноз событий после того, как произошло некоторое событие (например. В), извлекается ящик, соответствующий последнему происшедшему событию (В). В этом ящике подсчитывается доля карточек А по отношению ко всему числу карточек в ящике — это и будет вероятность, с которой прогнозируется наступление события А; доля карточек В по отношению ко всем карточкам составит вероятностный прогноз наступления события В и т.д. Таким образом для прогнозирования используется вся память, накопленная за всю «жизнь» системы. В частном случае, если после события А всегда следовало только определенное событие (например, В), ящик А будет заполнен только карточками В. В этом случае событие В будет прогнозироваться после А с вероятностью I, то есть система будет «абсолютно уверена», что, если произошло событие А, то наступит именно В. Однако такая «память на всю жизнь» оказывается весьма ненадежной, если система живет в среде, вероятностные характеристики которой со временем изменяются. Чтобы сделать прогнозы хоть сколько-нибудь соответствующими изменившейся среде, система должна «прожить» в этой среде отрезок времени, соизмеримый с уже прожитой ранее «жизнью». Система оказывается косной, плохо адаптирующейся к изменяющимся внешним условиям. При этом, чем «старше» система, тем труднее она приспосабливается к изменяющейся среде. Опыт, приобретенный за последнее время, играет все меньшую роль по сравнению с длительно накопленным старым опытом. Чтобы устранить этот дефект, можно было бы осуществить вероятностное прогнозирование, опираясь не на «память всей жизни»', а лишь на опыт последнего периода. Если произошло событие А, то модель просматривает первые карточки в ящике А и подсчитывает, какую часть от N составляют карточки событий А, В, С и т.д. В соответствии с полученными величинами и прогнозируются вероятности возникновения событий А, В, С ... и осуществляется предна-стройка к соответствующим действиям*. Далее, делая описанную модель вероятностно-организованного прошлого опыта более жизнеспособной, адаптивной, И.М. Фейгенберг наделяет ее рядом параметров. Прежде всего вводится параметр «прогнозирование с учетом коэффициента давности», благодаря которому старый опыт не отбрасывается и одновременно больший вес приобретает опыт последнего периода жизни. Далее вводится коэффициент «неожиданности * Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье. М., 1972. С. 61 — 62. событий», посредством которогохарактеризуется значимость для организма тех или иных событий: событие запоминается тем сильнее, чем больше оно вызвало удивления у субъекта. Еще одним шагом на пути увеличения адаптивности этой модели является введение представлений о пороге «вероятностного прогноза», нарушение которого влечет за собой дезорганизацию вероятностной структуры прошлого опыта, актуализацию маловероятных признаков при опознании ситуации, обобщении и т.п. наряду с существенными высоковероятными признаками событий. И.М. Фейгенберг в связи с этим пишет: «... Одним из возможных вариантов нарушений опоры на вероятностную структуру прошлого опыта в организации действия является повышение в патологии «порога вероятностного прогноза». Наличие этого порога у здоровых людей как бы упрощает актуальную модель среды, облегчая организацию действия в чаще встречающихся ситуациях. Упрощение модели среды обеспечивает адекватную реакцию на более часто встречающиеся события. Однако упрощение актуальной модели среды целесообразно лишь до определенного предела. Дальнейшее упрощение этой модели становится невыгодным, так как слишком сужает круг ситуаций, в которых осуществляется адекватная преднастройка к действиям. Именно это и наблюдается у некоторых больных шизофренией и выражается в повышении порога вероятностного прогноза. Все ситуации, вероятность возникновения которых ниже порога у данного субъекта, находятся в равном положении в том отношении, что никакой адекватной им преднастройки не происходит»*. Выше мы описали, как реализуется принцип предвосхищения с опорой на вероятностную структуру прошлого опыта в концепции вероятностного прогнозирования. Следуя традиции своего учителя Н.А. Бернштейна, И.М. Фейгенберг строит модель памяти таким образом, чтобы она обеспечивала адаптивное целесообразное поведение в изменяющейся среде, а не изолирует процессы памяти из контекста биологической эволюции. В этой концепции, несмотря на все указанные ранее ее ограничения, выступает тот факт, что при осуществлении любого поведенческого акта субъект поведения приходит в настоящее не прямо из прошлого, а строит это настоящее как реализацию предвосхищаемого будущего, опираясь на репрезентативную модель внешнего мира. В концепции вероятностного прогнозирования, однако, учитывается лишь одна из многочисленных характеристик мира — вероятностная структура окружающей среды, и вся модель среды, модель прошлого опыта, построена только на основе этой характери- *Фейгенберг И.М. Порог вероятности прогноза и его изменения в патологии // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М., 1977. С. 186. стики. Как связывается вероятное будущее («вероятностное предвосхищение») с потребным будущим («интенциональное предвосхищение»), в каких взаимоотношениях между собой находятся эти два вида предвосхищения? Как соотносится вероятностное прогнозирование с прогнозированием, предсказанием смыслов? И наконец, какое место в структуре направленной деятельности занимает механизм вероятностного прогнозирования? Все эти вопросы пока так и остаются только вопросами и ждут своего решения.
Литература: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека /Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М., 1977. С. 392. Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье. М., 1972. III с;
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|