Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема №11 «Экономический рост и нестабильность рыночной экономики» (4 часа)



1. Подготовка к семинарскому занятию:

1.1 Вопрос 1 рассматривается в форме устного опроса.

Доклад на темы:

- Концепция «нулевого экономического роста»;

- Экономический рост, ресурсосбережение и экология;

- Концепция «устойчивого экономического развития».

1.2 Подготовить презентации по 2,3 вопросам занятия.

Время презентации 8-10 минут. Презентация выполняется с использованием программного обеспечения Power Point. Презентация оценивается по следующему критерию: насколько раскрыта тема и вызвала ли интерес окружающих (были ли вопросы, дополнения и т.д.), а также насколько профессионально студент подошел к раскрытию и изложению данного вопроса.

1.3 По вопросу 4 составить дополнительный конспект. Вопрос рассматривается в форме устного опроса.

2. Вопросы для самоконтроля:

2.1 Понятие экономического роста, его измерение. Типы и факторы экономического роста.

2.2 Неокейнсианские модели экономического роста.

2.3 Неоклассические модели экономического роста.

2.4 Концепция «нулевого экономического роста».

2.5 Концепция «устойчивого экономического развития».

2.6 Почему необходимо осуществлять инвестиции в человеческий капитал.

2.7 Цикличность развития рыночной экономики. Причины циклических колебаний: внешние и внутренние.

2.8 Экономический цикл и его разновидности.

2.9 Аграрные кризисы, их отличие от промышленных кризисов.

2.10 Структурные кризисы.

2.11 В чем сущность антикризисной политики в РК?

Методические рекомендации к выполнению: Подготовку к семинарскому занятию следует начать с изучения рекомендуемой к занятию литературы. Следует уяснить, что экономический рост – центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. Объясните существование разных подходов к определению экономического роста. Рассмотрите три типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный). Экономический рост измеряется годовыми темпами роста в процентах. Рассмотрите возможные темпы роста: высокие темпы, нулевые темпы, отрицательные темпы, оптимальные темпы. Охарактеризуйте нулевые темпы, отрицательные темпы, оптимальные темпы. Охарактеризуйте каждый вариант и определите, какие темпы выгоднее для национальной экономики. Экономический рост определяется множеством факторов: факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения. Охарактеризуйте каждый вид фактора. Объясните модели экономического роста: многофакторную и двуфакторную. Сформулируйте направления экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста. Уясните, что такое динамическое равновесие. Что является критерием в кратко- или долгосрочности периода в динамических моделях в отличие от статистических? Рассмотрите модель динамического равновесия Домара и модель экономического роста Харрода. Уясните, что неоклассические модели экономического роста строятся на базе производственной функции и основаны на предпосылках полной занятости, гибкости цен на всех рынках, а также полной взаимозаменяемости факторов производства. В связи с этим рассмотрите производственную функцию Кобба-Дугласа и её свойства: постоянство отдачи от масштаба, изменение предельной производительности факторов и постоянство отношения дохода от труда к доходу от капитала. Затем рассмотрите ещё одну неоклассическую модель экономического роста - модель Солоу, которая пытается ответить на вопросы - как добиться высоких и стабильных темпов роста, как одновременно с этим найти максимальный объем потребления и какое влияние на экономический рост оказывает увеличение населения и внедрение новых технологий. Следует понять, что цикличность – форма прогрессивного развития, а не топтание на месте, что это закономерный процесс экономического развития. Объясните причины циклов, при этом выделите три подхода к определению причин циклов (экзогенные, эндогенные факторы и их синтез). Обратите внимание на три вида отклонения: отклонение рыночного спроса от предложения товаров и услуг; отклонение, связанное с изменением спроса на оборудование, сооружения и т.п.; отклонение, связанное с переходом от одного технологического способа производства к другому. Рассмотрите модель делового цикла Самуэльсона-Хикса. Она характеризуется мультипликатором и акселератором. Основным свойством цикла является колебание темпа роста ВНП во времени, когда экономическая система проходит четыре последовательные фазы: оживление, подъем, бум, спад. Дайте характеристики каждой фазы. Рассмотрите краткосрочные циклы (циклы Китчина), среднесрочные циклы (циклы Жугляра) и долгосрочные циклы («длинные волны» Кондратьева). Объясните, почему нестабильность инвестиций - важнейший фактор среднесрочных циклов. Каковы фазы среднесрочных циклов? Рассмотрите основные показатели экономической конъюнктуры и их динамику в различных фазах цикла. Выясните, что является структурным кризисом в промышленности, аграрным кризисом в сельском хозяйстве. Раскройте методы борьбы с кризисами перепроизводства: в области денежно-кредитной политики, фискальной политики, политики заработной платы, политики государственных инвестиций. Рассмотрите природу структурных кризисов и меры по их преодолению. Определите направления антициклической экономической политики. Выясните в чем сущность антикризисной политики в РК.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.