Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема №13 «Финансовая и денежно-кредитная системы в национальной экономике» (4 часа)



1. Подготовка к семинарскому занятию:

1.1 По 1 вопросу необходимо написать академическое эссе, небольшую письменную работу, в которой студент в достаточно свободной форме излагает свои мысли и рассуждения на тему: «Цели и инструменты реализации финансовой политики». Устный опрос.

1.2 Вопрос 2 – устный опрос. По 2 вопросу необходимо подготовить 20 подвопросов. Для обсуждения данного вопроса группа делится на 2 подгруппы: каждая подгруппа должна выбрать свою точку зрения по вопросу: «Проблема бюджетного дефицита и государственного долга».

Презентации на темы:

- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства;

- Правительственные расходы и совокупный спрос.

1.3 По 3 вопросу необходимо составить глоссарий по теме. Устный опрос.

Доклад на тему: «Механизм осуществления фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике».

1.4 Вопрос 4 рассматривается в форме устного опроса.

Доклад на темы:

- Альтернативные трактовки сущности и функций денег различными экономическими школами;

- Методы обеспечения макроэкономического равновесия на денежном рынке;

- Монетаристские и неоклассические теории спроса на деньги в условиях экономического роста.

1.5 Вопрос 5 рассматривается в форме устного опроса. Необходимо сделать дополнительный конспект.

1.6 Составьте 10 подвопросов к 6 вопросу. Устный опрос.

2. Вопросы для самоконтроля:

2.1 Сущность финансов и финансовой системы.

2.2 Сущность и структура финансовой системы.

2.3 Государственный бюджет. Государственные расходы и совокупный спрос. Мультипликатор государственных расходов.

2.4 Бюджетный дефицит. Способы финансирования дефицита.

2.5 Внутренний и внешний государственный долг.

2.6 Сущность, принципы и формы налогообложения. Виды налогов. Налоговый мультипликатор.

2.7 Кривая Лаффера.

2.8 Понятие и типы денежных средств.

2.9 Предложение денег. Банковский мультипликатор.

2.10 Спрос на деньги. Различные концепции спроса на деньги.

2.11 Равновесие на денежном рынке.

2.12 Сущность и формы кредита.

2.13 Структура современной кредитной системы.

2.14 Кредитно-денежная политика в РК.

Методические рекомендации к выполнению: Подготовку к семинарскому занятию следует начать с изучения рекомендуемой к занятию литературы. Раскройте сущность финансовой системы, как сложившейся в обществе системы экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Перечислите субъектов финансовых отношений. Выясните, что включает структура финансовой системы. Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. Выясните, что такое бюджет, что включают доходные и расходные статьи бюджета? Раскройте сущность теоремы Хаавельмо. Выясните принцип возникновения бюджетного дефицита и профицита. Объясните различие между первичным, фактическим, структурным и циклическим дефицитом государственного бюджета. Назовите два основных способа финансирования бюджетного дефицита. Далее охарактеризуйте три подхода к проблеме балансирования бюджета: бюджет, балансируемый ежегодно; бюджет, балансируемый на циклической основе; функциональный подход к балансированию бюджета. Раскройте понятие государственного долга. Рассмотрите следующие виды долга государства: внутренний и внешний. Уясните, что социально-экономические последствия дефицита государственного бюджета и роста государственного долга непосредственно связаны с выполнением социально-экономических функций государства, проблемами обеспечения экономического роста и экономической стабильности. Выясните, что такое рефинансирование долга и суверенный дефолт. Раскройте сущность теоремы эквивалентности Рикардо-Барро. Дайте определение налогов, как основного источника доходов государства. Сформулируйте ряд принципов, которые используют налоговые системы. Раскройте понятие «элементы налога»: субъект налога, объект налога, источник налога и ставка налога. Раскройте содержание предельной, средней, нулевой и льготной налоговой ставки. Рассмотрите деление налогов по признаку соотношения между ставкой налога и доходом: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный. Далее объясните деление налогов на прямые и косвенные. Укажите, какие налоги относятся к каждой группе (подоходный налог, налог на прибыль корпорации, налог на прирост капитала, налог с наследства, поимущественный налог, налог с оборота, НДС, акцизы, таможенные пошлины). Объясните графическое изображение кривой Лаффера, где установлена связь между ставками налога и налоговыми поступлениями. Раскройте сущность налогового мультипликатора. Вспомните историческое развитие форм денег: товарные деньги, символические деньги, кредитные деньги. Выясните, что представляют собой декретные деньги. Раскройте сущность денежного обращения, перечислите важнейшие компоненты денежной системы. Выделите два типа систем денежного обращения. Определите понятие денежной массы. Раскройте понятие «денежные агрегаты» – показатели денежной массы (М1,М2,М3, L). Раскройте роль коммерческих банков в изменении предложения денег в экономике через систему частичного банковского резервирования. Далее рассмотрите коэффициент пропорциональности – денежный мультипликатор. Затем перейдите к анализу спроса на деньги. Раскройте сущность функции спроса. Рассмотрите теорию предпочтения ликвидности Дж.Кейнса. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс выдвинул три мотива, побуждающих людей хранить сбережения в денежной форме: трансакционный, спекулятивный и предосторожности. Раскройте содержание перечисленных мотивов. Раскройте сущность кредита. Перечислите функции кредита в рыночной экономике. Рассмотрите формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, государственный, международный. Кредитно-денежной система как результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. Охарактеризуйте три основных звена в современной кредитной системе: Национальный банк, коммерческие банки (банки 2 уровня), специализированные кредитно-финансовые институты. Раскройте функции, которые они выполняют. Рассмотрите процесс формирования и развития кредитной системы рыночного типа в Республике Казахстан. Раскройте сущность кредитно-денежной политики. Перечислите важнейшие инструменты кредитно-денежной политики Национального банка: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования. Раскройте их содержание. Далее выделите две разновидности кредитно-денежной политики: мягкую кредитно-денежную политику (политика «дешевых денег») и жесткую кредитно-денежную политику (политика «дорогих денег»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.