Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственные музеи, Берлин.



Каспар Давид Фридрих

Меловые скалы на острове Рюген. Около 1818 г.

Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур.

 

Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как пра­вило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индиви­дуальные черты персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. Пространство картины «Жен­щина у окна» (около 1822 г.) I-скучная клетка пустой комнаты, ро­мантический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя­щей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, ко­торому художник предлагает мыс­ленно занять его место.

Таковы и фигуры на первом пла­не картины «Меловые скалы на ост­рове Рюген» (около 1818 г.). Трое персонажей восхищённо замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелёно-жёлтой береговой растительности и причудливо изломанных линий ме­ловых утёсов. Один из путников простёрся у края обрыва в позе молящегося — он заглядывает в про­пасть. Глубину пространства подчёр­кивает резкий переход от тщатель­ной и чёткой живописи первого плана к далёким волнам, передан­ным сочными разреженными мазка­ми. Краски моря постепенно бледне­ют, и оно сливается с небом. В этой космической бездне белеют два па­руса — удаляющийся и приближаю­щийся — в знак того, что стихия всё же укрощена человеком.

В 1824 г. Фридрих получил зва­ние профессора пейзажного класса Дрезденской академии, но его так и не допустили к преподаванию. Твор­чество художника вышло из моды, однако он не намерен был угождать вкусам обывателей: это означало бы, говорил Фридрих, «погрешить против своей природы и предать своё время». В те годы он написал картину «Пашня близ Дрездена» (около 1824 г.). Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Ху­дожник сосредоточил своё внима­ние на куске вспаханной земли и

нескольких яблонях. Мягкие, про­светлённые краски, щедро передаю­щие цвет развороченной плугом почвы, зелень первой травы, золото вечернего неба, создают ощущение весенней свежести.

С середины 20-х гг. XIX в. Каспар Давид Фридрих жил замкнуто и оди­ноко. Задолго до своей смерти этот художник был забыт зрителями. Его оценили по достоинству только в начале XX столетия.

НАЗАРЕЙЦЫ

Новой чертой культурной жизни Ев­ропы в XIX в. стало появление групп художников, связанных общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз Святого Луки» (нем. Lukasbund), который основали в 1809 г. студенты Венской академии худо­жеств Фридрих Иоганн Овербек (1789-1869) и Франц Пфорр (1788—1812). Они полностью разде­ляли мнение Фридриха Шлегеля о том, что современный художник «должен походить по характеру на средневекового мастера, быть про­стодушно сердечным, основательно точным и глубокомысленным, при этом невинным и несколько нелов­ким». Смыслом их искусства было христианское благочестие, основ­ным творческим методом — подра­жание немецким и итальянским жи­вописцам XV в.

Всё это сказалось уже в цикле картин 1809—1810 гг., посвящённых германскому королю Рудольфу I (1273—1291 гг.), основателю дина­стии Габсбургов, и выполненных Пфорром для своего родного горо­да Франкфурта-на-Майне. Молодые мастера сразу вступили в конфликт со сторонниками неоклассицизма, что привело к исключению Овербека из академии, а впоследствии породило насмешливое прозвище назарейцы, данное их союзу немец­ким художником Иоганном Христи­аном Рейнхартом (1761 — 1847).

В 1810 г. Пфорр и Овербек пере­ехали в Рим. Позднее к ним при-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.