Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО 15 страница



21* Святые изображались с орудиями пыток или с атрибутами, отражавшими на-
иболее впечатляющие события из житий. Многие из подробностей их жиз-
неописаний несут отчетливый фольклорный отпечаток. Св. Ахаций (Акакий),
епископ Антиохийский, принял мученическую смерть при императоре Деции
(249—251) и перед казнью был увенчан терновым венцом. Св. Эгидий, от-
шельник из Южной Галлии (ум. 550), был тяжело ранен стрелой, пущенной
готским королем Флавием (персонаж точно не идентифицируемый, ибо мно-
гие варварские правители принимали это имя, символизировавшее в поздне-
античной культуре государственную мудрость) в лань, которую святой при-
крыл своим телом. Св. Георгий, римский военачальник, казненный при импе-
раторе Диоклетиане (284—305) за приверженность христианству, в массовом
сознании рассматривался в первую очередь как победитель дракона и осво-
бодитель девы. Св. Власий, епископ из Малой Армении (см. прим. 27* к гл.
I), принявший мученичество в III в., упражняясь в аскезе, жил в пещере со
зверями. Св. Христофор, желая служить самому могущественному властели-
ну, поступает на службу к царю, от него переходит к дьяволу, которого царь
боится, от дьявола обращается к Христу, узнав, что нечистая сила трепещет
при виде креста; выполняя служение, Христофор переносит путников через
речной поток, однажды, переправляя ребенка, он почувствовал неимоверную
тяжесть, как будто нес целый мир; ребенок, оказывающийся Христом, объ-
ясняет ему, что он несет не только весь мир, но и сотворившего этот мир, —
отсюда прозвище святого, означающее по-гречески «христоносец». Святой
диакон-мученик Кириак, по легенде, изгнал дьявола из бесноватой дочери Ди-
оклетиана и сковал его цепями. Св. Дионисий, патрон Галлии, первый епи-
скоп Парижский, был обезглавлен в III в. на месте, получившем благодаря
Дионисию и его соратникам — Рустику и Элевтерию — наименование Гора
Мучеников (лат. Mons Martyris, фр. mont des Martyrs, совр. Montmartre), и по-
хоронен на месте будущего аббатства Сен-Дени; в Средние века его часто
смешивали с Дионисием Ареопагитом. Св. Эразм, уроженец Антиохии, епи-
скоп Формийский (Формии — город в Лации в Италии), погиб, согласно пре-
данию, в результате жуткой казни в 303 г. при Диоклетиановом гонении. Св.
Евстахий, до принятия христианства — Плацид, римский полководец, претер-
пел мученичество с женой и двумя сыновьями в царствование Адриана (117— 138); по

 

 

легенде, обратился в христианство во время охоты — он увидел оле-
ня, между рогов которого был крест с распятым Христом, произнесшим: «Плацид, зачем ты преследуешь меня, желающего твоего спасения?» Панта-
леон, святой мученик эпохи Диоклетиана, врач из Никомидии, изображается
с сопровождающим его львом, которого, он, по преданию, вылечил; эта ле-
генда, видимо, возникла из переосмысления имени святого, которое содер-
жит слово «леон», т.е. «лев». Малолетний мученик св. Вит был, по его житию,
заживо сварен в котле то ли при Диоклетиане, то ли при Валериане (253-
260); название болезни «пляска св. Вита» (хорея) никакого отношения к со-
бытиям жизни святого не имеет и возникло от распространившегося в
XIV в. в Германии поверья, заключающегося в том, что болезнь эта излечи-
вается при посещении церквей и часовен, посвященных св. Виту. Св. Варвару,
мученицу IV в. родом из Египта, отец заточил в башню, чтобы оградить ее от
домогательства обожателей, и в этой башне она обратилась в христианство; позднее этот мотив был переосмыслен как заключение за приверженность
Христу. Св. Екатерина Александрийская, победившая в диспуте языческих
философов, была, согласно традиции, колесована в 275 г.; колесо сломалось,
и тогда палач пронзил ее мечом. Св. Маргарита Антиохийская, мученица того
же 275 г., была брошена в башню, где ее, согласно житию, соблазнял дьявол,
в Средние века часто изображавшийся в виде дракона, которого она попрала
ногами.

22* Конгрегации — распространенные с XII в. объединения белого духовенства
(каноников), приближенные по форме к монастырям. О Виндесхеймской кон-
грегации см. прим. 14* к гл. XII.

23* Caput mortuum (мертвая голова, лат.) — оставшиеся в тигле и бесполезные
для дальнейших действий продукты алхимических операций; в переносном
смысле — нечто лишенное живого содержания, голая форма, а также — ре-
же неиспользуемые остатки.

 

 

XIII

1* Пиетизм (от лат. pius — благочестивый) — течение в протестантизме (имев-
шее аналогии и в католичестве), которое, не порывая со своей Церковью,
придавало особое значение внутреннему благочестию. Вместо многолюдных
богослужений и проповедей приверженцы этого течения практиковали совме-
стную молитву и тихую беседу в дружеском кругу. Строго говоря, пиетизм как
более или менее оформленное движение возник в XVII в., но подобный тип ре-
лигиозности (что и имеет в виду И. Хёйзинга) существовал и ранее.

2* Братство Общей Жизни — возникшее в XIV в. в Нидерландах объединение
последователей devotio moderna (см. прим. 14* к гл. XII). Члены Братства
практиковали совместную жизнь, общие трапезы, труд, общность имущества.
В отличие от монашеских орденов и конгрегации белого духовенства в Брат-
ство входили и клирики и миряне. Члены Братства не приносили никаких
формальных обетов и могли выйти из него в любое время. Общины Братства
располагались в частных домах, не имели единого центра (первая по времени
образования девентерская община обладала лишь духовным авторитетом) и
официально утвержденного устава.

З* В XIII в. идеи нищенствующего монашества стали столь популярны, что уста-
вы, близкие к уставам иаковитов (одно из названий доминиканцев, данное по
монастырю св. Иакова в Париже) и миноритов (одно из названий франци-
сканцев, происходящее от лат. minor — меньший), стали принимать и другие,
старые монашеские ордена. В их числе были августинцы (до 1265 г. — кон-
грегация каноников). О кармелитах см. прим. 12* к гл. I.

4* Целестинцы — монашеский орден, основанный в 1254 г. отшельником Пет-
ром из Мороне, ставшим в 1294 г. Папой Целестином V. Орден был очень
популярен в XIV—XV вв. из-за сочетания пышности службы и убранства цер-
квей со строжайшим уставом и ввиду определенной оппозиционности по отношению к папским притязаниям на абсолютное верховенство Церкви (указанное время было эпохой

 

 

движения за церковную реформу). Традиция этой
оппозиционности объяснялась тем, что основатель ордена отрекся от папско-
го сана как из-за сознания несовместимости папской деятельности с личной
святостью (Целестин V был впоследствии канонизирован), так и под давлени-
ем своего будущего преемника Бонифация VIII.

5* Hotel Dieu (фр.) — Божий дом или Божий приют — название общественных
больниц во Франции со времен Средневековья. Здесь имеется в виду подо-
бный приют в Париже.

6* См. прим. 4* к гл. IX.

7* В Средние века каждый рыцарь имел личный воинский клич, который возгла-
шался им самим и подчиненными ему людьми во время сражений. Этот клич
мог быть родовым, включающим имя владельца, например: «Де Куси с крас-
ным львом!», или личным, с упоминанием дамы сердца. Бывали кличи про-
стых рыцарей и титулованных, герцогские и королевские (широко известен
французский королевский клич «Монжуа Сен-Дени!» (букв. «Моя радость св.
Дионисий!»), обращенный к небесному покровителю Франции. Принятие гер-
цогского герба и клича в качестве условия женитьбы означает, что Карл Блу-
аский требует передачи ему герцогского титула и власти. Принятие титула в
результате брака с носительницей этого титула было в Средние века явлени-
ем широко распространенным, но не обязательным и оговаривалось в брач-
ном контракте.

8* Корпорал — напрестольный плат с зашитыми в него мощами, на который ста-
вят Св. Дары (соответствует антиминсу в православной обрядности).

9* Короли из династии Меровингов, недавние варварские вожди и язычники (за-
воеватель Галлии и фактически первый король из этой династии Хлодвиг во
время покорения страны принял крещение в Реймсе в 496 г.) воспринимали
христианство как совокупность магических обрядов, обеспечивающих в пер-
вую очередь могущество, силу, здоровье и благополучие в этом мире. Христи-
анские реликвии и литургические предметы расценивались как действенные
амулеты и снадобья. Особым почтением пользовалась реймсская Ампула со
святым миром, которым короли этой и последующих династий пользовались
при помазании на царство. По преданию, эта Ампула была принесена голубем
во время крещения Хлодвига. Однако подобные воззрения нельзя считать
только пережитками язычества, ибо они сохраняли силу на протяжении де-
сяти веков.

10* Слово «минориты» происходит от лат. minor — меньший (см. прим. З* к гл.
XIII), «минимиты» — от лат. minimus — наименьший.

 

 

XIV

1* В виде Троицы представлены император Фридрих III — его сын, Римский ко-
роль и будущий император Максимилиан — внук Филипп, будущий король
Испании Филипп I Красивый.

2* «Теопатическое состояние» — термин, введенный Уильямом Джеймсом. Он
разъясняет его следующим образом: «У людей мягких, с большой набожно-
стью и слабым интеллектом мы наблюдаем такую растворенность их лично-
сти в любви к Богу, что никакого интереса к человеческой жизни у них не
остается. Это состояние при всей своей чистоте слишком односторонне и уз-
ко. Когда любовь к Богу овладевает подобной личностью, она изгоняет из нее
всякую человеческую любовь, все человеческие интересы. Для этого состоя-
ния поглощенности чувством любви к Богу нет подходящего термина, и я бу-
ду называть его "теопатическим состоянием"» (Джеймс В. Многообразие ре-
лигиозного опыта.
.М., 1910. С. 333).

3* Фр. «la roche», лат. «ropes», нид. «de klip» означает «скала», так что все три
формы этого имени можно передать по-русски как Алан Скалы.

 

XV

1* Монстранц — прозрачный, сделанный из стекла или хрусталя реликварий в
оправе. До XIV в. в монстранц помещали реликвии, позднее — гостию. Его
заключали в увенчанную готическим шатром оправу на ножке. С XV в. мон-
странцы стали делать в виде плоского прозрачного диска в оправе в форме
солнца с расходящимися лучами.

2* Одной из главных проблем средневековой философии была проблема универ-
салий — общих понятий в схоластической логике. Сторонники реального су-
ществования универсалий — реалисты — рассматривали ихкак идеи в уме
Творца или чистые нематериальные формы (иногда отождествляемые с анге-
лами), предшествующие земным вещам (universalia ante rem) — несовершен-
ным их отражениям. Противники реалистов — номиналисты — считали уни-
версалии названиями, обозначениями, именами (nomina), существующими
лишь в вещах (universalia in re) или даже только в сознании познающего эти
вещи субъекта (universalia post rem). Как показывает И. Хёйзинга, основы ре-
ализма не просто заимствованы из учения Платона, но коренятся в психоло-
гии эпохи.

3* Богословские добродетели — добродетели, даруемые только христианину и
имеющие божественное происхождение: вера, надежда, любовь. Главные, или
кардинальные, добродетели — могущие быть достигнутыми самим человеком,
без помощи Божественной благодати: мужество, мудрость, умеренность и
справедливость. Основные добродетели — противостоящие основным, или,
если принять общеупотребительный, но неточный термин, семи смертным,
грехам: гордыни противостоит смирение, алчности — щедрость, похоти — це-
ломудрие, зависти — довольствование своим, чревоугодию — воздержание,
гневу — спокойствие, унынию — упование. Общеупотребительный термин
«смертные грехи» является неточным, так как в их число входят не просто
грехи, свершив которые человек лишается надежды на вечное блаженство
(иначе было бы непонятно, почему среди грехов нет таких, как ересь, убий-
ство, предательство), но как бы причины, по которым эти грехи совершаются.

4* Скала — одна из мифопоэтических метафор Девы Марии, символизирующая
ее центральное положение в мире (гора, скала — место, где проходит ось
мира), а также ее несокрушимую мощь в заступничестве за людей. Метафо-
ры животных и драгоценных камней Алан черпает из средневековой симво-
лики, восходящей к общеевропейской мифологической традиции. Образы
животных использовались в качестве символов грехов и сил зла, что находи-
ло поддержку в широко распространенных повествованиях об оборотничест-
ве — заведомо дьявольском действии. Драгоценные камни понимались как
символы добродетелей, что может объясняться их существенной ролью в
библейском образном строе.

5* Уподобление города деве имеет глубокие корни в общеевропейской, а в исто-
ках — средиземноморской традиции (см.: Аверинцев С.С. К уяснению смысла
надписи над конхой центральной абсиды Софии Киевской //
Древнерусское
искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972). Эта тра-
диция поддерживалась тем, что в европейских языках слово «город» (греч.
«GREEK», лат. «urbs», фр. «la ville», нем. «die Stadt») — женского рода. Упо-
минание мудрых дев — намек на Мф., 25, 1—13.

6* Донат — обычное в Средние века название учебника латинской грамматики,
по имени Элия Доната, римского грамматика, автора популярного учебника.

7* Речь идет здесь о так называемых сентябрьских убийствах, эпизоде из исто-
рии Французской революции. В конце августа — начале сентября 1792 г. в
Париже стало известно, что вражеские войска перешли французскую грани-
цу и движутся на столицу Франции. Тогда же распространился слух, что за-
ключенные в тюрьмы «аристократы» (в их числе были действительные про-
тивники революции, лица дворянского происхождения, не присягнувшие кон-

 

 

ституции священники, но также и уголовники, девицы легкого поведения и т.п. и просто случайно арестованные люди) составили заговор с целью вы-
рваться на свободу после ухода патриотов на фронт и перебить их семьи.
Толпы народа ринулись в тюрьмы, где произошел массовый самосуд над за-
ключенными. Всего было убито, по различным подсчетам, от 1090 до 1395
человек из 2626, официально значившихся в парижских тюрьмах.

8* Представления средневековых писателей об античных мифологических пер-
сонажах были достаточно неопределенными. Антропос (Антропа), Клото, Ла-
хеса (Лахесис) — мойры, древнегреческие богини судьбы, — могли быть из-
вестны более или менее широко, так же как и рассказ о том, как Телеф, сын
Геракла, был ранен копьем Ахилла и смог излечиться только благодаря при-
косновению того же самого копья. Водолей, знак Зодиака, ассоциировался в
античности чаще всего с Ганимедом, кравчим богов, или с Девкалионом,
единственным пережившим потоп мужчиной, однако не вполне ясно, что зна-
ли об этом средневековые авторы. Предпринимавшиеся учеными попытки
выяснить, кто такой Нептисфор, не увенчались успехом.

 

 

XVI

1* В Средние века члены университетов и вообще лица, имеющие ученую сте-
пень, считались клириками, хотя бы они и не имели сана. Именно поэтому
плата за присуждение степени оценивалась как симония в обычном слово-
употреблении эпохи: практика продажи и покупки церковных должностей.
Это действие оказывается как бы производным от симонии в собственном
смысле слова — попытки Симона Волхва получить за плату апостольское до-
стоинство (Деян., 8, 9—2.4), что осуждено Писанием и, следовательно, проти-
воречит естественному и божественному праву, а также является ересью, ес-
ли практикующий симонию не только не соблюдает запрет, но и не признает
его истинности.

2* «Типизм» — термин, введенный немецким историком XIX в. К. Лампрехтом.
Культура, по его представлениям, в процессе развития проходит следующие
фазы: символизм (первобытная эпоха), типизм (раннее Средневековье), кон-
венционализм (позднее Средневековье), индивидуализм (Возрождение и Про-
свещение), субъективизм (XIX в.). Мышление эпохи типизма отождествляет
любое действие или явление с типом, т.е. первообразом, представленным в
виде отдельного существа — божества, духа, святого. Строго говоря, описы-
ваемая эпоха должна быть отнесена, по периодизации К. Лампрехта, к кон-
венционализму, но последний является дальнейшим развитием типизма и от-
личается лишь осознанием условности, аллегоричности, конвенциональное™
указанного отождествления явления и образа.

3* Епископ Фулькон Тулузский (в молодости известный трубадур) был ярым го-
нителем альбигойцев, еретической секты XI—XIII вв., получившей название по
южнофранцузскому городу Альби. Иное ее наименование — катары (от древ-
негреч.«чистые»). Члены этой секты придерживались дуалистиче-
ских взглядов, т.е. признавали существование в мире двух равноправных на-
чал — доброго (Бога) и злого (Дьявола). Весь материальный мир они считали
созданным Дьяволом и освобождение от зла мыслили только через полное
преодоление плоти. Они признавали переселение душ, проповедовали край-
ний аскетизм, отрицали церковную иерархию (при этом создали собствен-
ную), Ветхий Завет, таинства, а некоторые течения — также страшный суд,
загробную жизнь и крестную смерть Христа. Секта подвергалась преследо-
ванию Церкви, но была очень популярна, особенно в Южной Франции, в ос-
новном благодаря элементам социального протеста, содержавшимся в учении
альбигойцев. Крестовые походы 1209-1229 гг. положили конец этому дви-
жению.

 

 

4 * Боддисатва, бодхисатва, т.е. «просветленный», — в буддизме лицо, достигшее
в результате праведных действий возможности перехода в нирвану — вы-
сшее состояние, характеризующееся полным прекращением всех жизненных процессов, в том числе цепи перерождений; при этом бодхисатва остается в
мире, чтобы помочь другим достичь нирваны.

5* По Атхарваведе (т.е. Веде заклинаний) — одной из Вед, древних священных
книг индуистской религии, — при совершении греха, понимаемого скорее
как ритуально неправильное поведение, в человека входит демон, могущий
быть изгнанным в результате очистительных магических операций. Основное
место в Атхарваведе и занимает описание этих операций и заклинаний про-
тив демонов, врагов, змей, болезней и т.п.

6* Фелония — понятие феодального права: бесчестный поступок или оскорбле-
ние, ведущее к разрыву вассально-ленных отношений. Если в фелонии пови-
нен вассал, то он лишается своих ленов, если сеньор — ленник переходит в
зависимость от вышестоящего сюзерена. В английском праве, в том числе со-
временном, фелонией называется тяжкое преступление вообще. В Средние
века совершение человеком какого-либо проступка связывалось с наличием
у него «дурной крови», т.е. крови, испорченной болезнью, колдовством или
кознями дьявола.

7* Античная легенда, известная в передаче Плиния Старшего, повествует о том,
что пеликан, дабы спасти от смерти своих птенцов, отравленных ядовитым
дыханием змеи, питает ихсобственной кровью. Образ пеликана уже с III в.
входит в христианскую символику и становится устойчивой метафорой Хри-
ста, искупившего своей кровью первородный грех.

8* Образный строй мистических писаний Бернарда Клервоского восходит к Лес-
ни Песней и отличается пышной метафорикой и эротической символикой, в
терминах которой описывается страстная и беспредельная любовь к Богу.

9* Imitatio Christi получила распространение около 1418 г., при жизни Фомы
Кемпийского, анонимно, причем анонимность эта принципиальна для автора: «Не спрашивай кто сказал, но направь внимание на то, что сказано» (кн. I,
гл. 5, 1). По настроению и языку этот трактат близок к сочинениям Фомы,
и, кроме того, автограф этой книги был найден в его бумагах после смерти.
Неясно, однако, был ли он автором или только переписчиком Imitatio Christi.
Полемика об этом началась в XVII в. и не закончилась по сей день. В насто-
ящее время выдвинуто предположение, что Фома основательно переработал
труд Херарта Хрооте.

 

XVII

1* Magna sergenteria — разряд королевских придворных неблагородного проис-
хождения (ср. прим. 11 к гл. VII). Этот термин, восходящий к латинизиро-
ванной форме фр. segrent, включает в себя определение magna (великая) как
указание на близость к монаршей особе.

2* Полководец царя Давида Иоав лично участвовал в убийстве сына Давида Авес-
салома, поднявшего мятеж против отца, несмотря на ясно высказанный Да-
видом приказ: щадить жизнь Авессалома (2 Цар., 18).

3* Право, основанное на прецедентах, продолжает существовать и поныне, хотя
во многом и в пережиточных формах, в судебной практике Великобритании
и США.

4* Поместный собор не решился окончательно отказать авиньонскому Папе в
повиновении, что вело к продолжению раскола. Впрочем, данный отказ, при-
нятый в следующем году Парижским парламентом и утвержденный королем
Карлом VI, хотя и ускорил созыв Вселенского Собора, но к прекращению
схизмы не привел, так как оба Папы решению Собора не подчинились (см.
прим. I* к гл. I).

5* Слово hotel означает среди прочего резиденцию крупного вассала при дворе

 

 

сюзерена. Отель д'Артуа принадлежал графам Артуа и перешел к герцогам
Бургундским вместе с графством.

6* Имеются в виду Людовик, дофин и герцог Гюйеннский, старший сын короля
Карла VI, погибший в битве при Азенкуре, Иаков Бурбонский, граф де ла
Марш и титулярный король Неаполитанский, герцог Иоанн Беррийский и
герцог Бретани Иоанн VI Мудрый.

7* В христианской традиции Люцифер — одно из обозначений Сатаны как мя-
тежника против Творца. Об Авессаломе см. прим. 2* к гл. XVII. Аталия (Го-
фолия) — жена царя Иудейского Иорама. После смерти своего сына, царя
Охозии, она истребила всех родственников царского дома, включая собствен-
ных внуков, чтобы самой править Иудеей. Спасся один только сын Охозии
Иоас. Во время правления Аталия отклонялась от веры Яхве и воздвигала
жертвенники Ваалу. В результате заговора, возглавляемого священников
Иодаем, Иоас был возведен на престол, после чего Аталию умертвили (4 Цар.,
11; Пар., 22-23).

8* В Homo ludens (см. прим. 8* к гл. VIII) И. Хёйзинга говорит об игровой сути
военного искусства всех времен и народов (за определенным исключением
современной эпохи). При этом именно «честная игра», игра по правилам,
присущая военным упражнениям (см. ниже), оказывается регулирующим и
сдерживающим принципом ведения войны.

9* Причины убийства герцога Орлеанского излагались хронистами по-разному.
Помимо борьбы за власть (см. прим. 2* к гл. I), приводились и романтические
версии. Бургиньоны уверяли, что это было возмездие за измену королевы с
герцогом, арманьяки же утверждали, что поводом здесь была ревность Иоан-
на Бесстрашного (см. прим. 45* к гл. I) и мстительность королевы, чья любовь
была отвергнута Людовиком. Это мнение подкреплялось широко распростра-
ненными слухами о распутстве Изабеллы Баварской. Современные ученые в
большинстве не считают эти слухи достоверными, хотя следует отметить, что
сама Изабелла давала им пищу, утверждая, из политических соображений,
что дофин Карл не сын короля.

10* Реальные причины гентского восстания лежали в спорах между городом и
Филиппом Добрым о налоговой политике герцога, в частности о праве вво-
дить налоги на соль, а также о границах компетенции городских властей и
способе их избрания. В 1449 г. переговоры по этим вопросам были приоста-
новлены в связи с перевыборами магистров. Воспользовавшись ситуацией,
горожане избрали ряд членов городского управления без консультации с по-
сланцами герцога, находившимися в Генте. Письмо, направленное герцогу,
могло быть понято так, что его просто извещают об избрании, а не просят
утвердить результаты выборов. Герцог усмотрел в этом посягательство на
свои прерогативы и назначил для управления городом правительственного
чиновника. Горожане восприняли этот акт как нарушение городских свобод
и прервали переговоры вообще. Кризис в отношениях между Филиппом и
Гентом обострился, и обе стороны начали готовиться к вооруженной борьбе.

11* Жанна родилась в деревне Домреми, близ Вокулёра, в котором власть от име-
ни Карла VII осуществлял Робер де Бодрикур. Он не сопровождал ее в Тур,
где был двор дофина, а только дал ей письмо и провожатых. Дофином Карла VII
именовали потому, что он, хотя и провозгласил себя королем после смерти
отца, не короновался в Реймсе, находившемся в руках англичан. Без этой це-
ремонии монарх не обретал, по массовым представлениям, сакральной вла-
сти и мог быть лишь правителем и наследником (дофином) королевства.

12* Новейшие исследования показывают, что наиболее активное преследование
ведьм приходилось не на XV в., а на вторую половину XVI — первую поло-
вину XVII в. К концу XV в. относится начало массовой «охоты на ведьм», по-
казателем чего является обнародование буллы Summis desiderantes (см. прим.
14* к гл. XVII) в 1484 г. и Молота ведьм в 1487 г.

 

 

13* И. Хёйзинга придерживается наиболее распространенной в западной исто-
риографии периодизации мировой истории, где Средневековью отводятся V—
XV вв. Однако существуют и другие представления о рубежах этой эпохи, в
зависимости от того, что кладется в основу периодизации: культура (тогда
концом Средних веков оказывается начало Возрождения), религия (в этом случае рубеж отмечаетРеформация), социально-экономические отношения (при таком рассмотрении верхней границей будут буржуазные революции).
Иногда, как, например, в английской исторической науке, период V—X вв. вы-
водится за пределы Средних веков (Middle Ages) и обозначается как Темные
века (Dark Ages). Вообще завершение Средневековья приурочивают к раз-
личным датам: 1453 г. (падение Константинополя); 1492 г. (открытие Аме-
рики); 1517 г. (начало Реформации); 1566 г. (Нидерландская революция); 1648 г. (Английская революция, окончание Тридцатилетней войны); даже
1789 г. (Французская революция).

14* Summis desiderantes affectibus [лат. Всеми помыслами (или Всеми силами) души] булла Иннокентия VIII, провозглашенная в 1484 г. и посвященная борьбе с
ведовством и колдовством. Непосредственным поводом опубликования буллы
было противодействие, оказываемое местным духовенством деятельности
папских инквизиторов Генриха Инститориса и Якоба Шпренгера (будущих
авторов Молота ведьм). Основным содержанием буллы является подтверж-
дение полномочий Инститориса и Шпренгера в деле сыска и преследования
колдунов и ведьм, действия которых описываются в самом начале буллы: плотские связи с демонами; наведение порчи и болезней на людей, скот и
урожай, причем особо выделяются чары, препятствующие людям исполнять
супружеские обязанности; наконец, отречение от веры. Таким образом, воз-
зрения на ведовство и колдовство, широко распространенные и ранее в на-
роде, но отвергавшиеся Церковью, становятся официальной доктриной, и
ересью оказывается не вера в колдунов, как было прежде, а неверие в них.

15* Во времена И. Хёйзинги считалось, что наибольшее число процессов над ведь-
мами приходилось на отсталые, большей частью горные области Европы —
Шотландию, Лотарингию, Швейцарию, Савойю. Эти воззрения опирались на
представления о том, что в основе колдовства лежали пережитки дохристи-
анских верований, а раз так, то наибольшего его распространения следовало
ожидать на культурной периферии. Ныне большинство историков полагают,
что в основе возникновения феномена «охоты на ведьм» лежало сложное пе-
реплетение фольклорных представлений и воззрений теологов и в основном
преследование ведьм было распространено в наиболее урбанизированных ре-
гионах Западной Европы.

16* Выражение «по эту сторону» для французов означало «по эту сторону от гра-
ницы бургундских владений», т.е. во Франции.

17* Мандрагора — род многолетних трав семейства пасленовых. Обладает опре-
деленными возбуждающими свойствами; корни ее несколько сходны с чело-
веческой фигурой (в немецком языке'слово Alraun [корень мандрагоры] оз-
начает также полезного человеку карлика, эльфа, домового). В средневековой
Европе мандрагора именовалась «цветком ведьм», считалось, что с ее по-
мощью колдуны могут лишить человека красоты и рассудка. Вместе с тем ве-
рили, что она делает ее обладателя неуязвимым, помогает находить клады,
увеличивает мужскую силу, способствует зачатию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.