Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность и структура рынка



Рынок при капитализме стал обобщающей категорией, воплощая в себе всю суть капиталистического производства. Как говорилось выше, капиталистическая экономика была первой в истории человечества рыночной экономикой, функционирование которой главным образом осуществлялось через рынок.

Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности: 1. производство, 2. распределение, 3. обмен. 4. потребление. Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет, так как если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникает. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов “большого” рынка, включающего в себя рынок рабочей силы, рынок потребительских продуктов, рынок средств производства, рынок недвижимости, рынок земли, рынок услуг, финансовый рынок(рынок ссудных капиталов), рынок духовных благ и т.д. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Следовательно, рынок - это достаточно сложное явление, которое включает в себя не только экономическое, но и социальное, политическое содержание.

Для рынка как совокупности экономических отношений характерны следующие черты, которые характеризуют его сущность: а) экономический интерес (частный, коллективный, государственный) как мотив поведения хозяйствующего субъекта; б) экономическая обособленность (абсолютная или относительная) или независимость; в) собственность определенных субъектов рынка (частная, коллективная, государственная); г) наличие прямых связей между производителями и потребителями; д) добровольный характер принятия решений на основе реальной возможности выбора; е) конкуренция. Эти черты включают в себя следующие моменты:

1) рынок предполагает свободу предпринимательства, т.е. частные лица могут продавать и покупать факторы производства и организовывать производство на свой страх и риск. Таким образом, предприниматели могут производить товары по своему усмотрению, самостоятельно решая, что производить и в каком количестве;

2) рынок это свободный обмен между продавцами и покупателями, которыми движет только один стимул - взаимная выгода от совершения сделок;

3) рынок означает свободный доступ к ресурсам и информации;

4) рынок означает свободное движение товаров и денег при нерегулируемом предложении, при нерегулируемом спросе;

5) рынок предполагает материальную ответственность участников рыночного обмена;

6) рынок это эквивалентность обмена. Рынок должен по стоимости оплачивать рабочую силу;

7) рынок обладает саморегуляцией, это эффективная самоорганизующаяся система;

8) рынок отрицает территориальную, национальную обособленность и утверждает интеграцию экономической жизни в стране и в мире.

Основными составляющими рынка являются: продавец; покупатель; продукт или услуга. Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка.

Субъектами рынка являются такие экономические единицы: фирма; домашнее хозяйство или семья; государство. Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. См. об этой модели: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. - Т. 1. - С. 57-59, 101-103

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств (см. дальше) необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель - получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой - имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги. Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей - это государственные денежные выплаты на социальные нужды - пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей - это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Все участники рыночной деятельности заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы - получить максимальную прибыль, государство - достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам - носителям рыночных отношений.

Объектами рынка являются деньги и товары. В качестве денег выступают все финансовые средства, а в качестве товаров не только произведенная продукция, но и факторы производства и услуги. Товар - продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Итак, мы рассмотрели структуру и сущность рынка, которая находит своё выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории. В основном выделяют пять функций рынка (информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, санирующая), но в некоторых экономических источниках можно встретить более десяти. Далее мы подробно рассмотрим пять основных экономических функций рынка.

Основные функции рынка и их значение







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.