Здавалка
Главная | Обратная связь

Страны переходной экономики.



В данную группу стран включают 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Основанием для выделения данной группы стран является сходство отраслевой и прежде всего институциональной структуры экономики. Абсолютное доминирование государственной собственности во всех странах определено структуру ВВП, темпы экономического роста. Государственное централизованное планирование, а не рыночный спрос формировал структуру отраслей, внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Данная система экономического развития по мере исчерпания природных ресурсов в СССР обнаружила свою неэффективность по сравнению с рыночной. Темпы роста в странах социалистического лагеря снижались, экономическая эффективность производства была значительно ниже, чем в развитых странах, качество продукции также было низким. Все попытки использовать рыночные механизмы в рамках доминирования централизованного государственного планирования ожидаемого результата не дали, хотя позволили несколько повысить эффективность в некоторых странах, (как это было, например, в Венгрии). После краха коммунистической политической подстройки в СССР и странах ЦВЕ трансформация экономического базиса стала неизбежной.

Уроки Форекс - это замечательная возможность для тебя подготовиться к прибыльной работе на международном валютном рынке Forex!

Главное сходство стран переходной экономики заключалось в том, что они имели общие объекты трансформации экономики и сходные методы преобразований. Главный объект трансформации – государственная собственность должна быть преобразована в частную путем приватизации. И процесс приватизации государственной собственности охватил все страны переходной экономики.

Другой важный объект преобразований – ценообразование. Переход от директивного ценообразования к рыночным свободным ценам осуществлялся путем либерализации цен (постепенной или шоковой).

Таким образом, специфика стран переходной экономики заключается в том, что экономические системы, уже не являются плановыми, но еще не включают все необходимые элементы рыночного хозяйства. (р азвитая банковская и финансовая системы, устойчивая законодательная база, свободно конвертируемая валюта и т.д.).

 

22. Мировая (международная) торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.).[1]

Мировая торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах, а также является формой связи меж­ду товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, сово­купный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализа­ция и кооперирование промышленного производства уси­ливают взаимодействие национальных хозяйств. Это спо­собствует активизации международной торговли. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.[2] Тем самым создают­ся более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Этап I — от Древнего мира до начала XIX в. Мировая торговля зародилась во времена Древнего Египта и других государств и развивалась в качестве морской и сухопутной торговли. На рубеже XVIII— XIX вв. она приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Этому процессу во многом способствовало создание машинного производства в Англии, Голландии и других странах, которое было ориентировано не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Этап II — XIX в. — первая половина XX в. В конце XIX в. образовался мировой рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис, начавшийся в годы Первой мировой войны и продлившийся до окончания Второй мировой войны, приведший к длительному нарушению мирового товарооборота. Войны потрясли всю структуру международных экономических отношений.

 

Этап III — вторая половина XX в. — начало XXI в. Для послевоенного периода характерно заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческой цивилизации. Среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составлял: в 50-е гг. — 6%, в 60-е — 8,2, в 70—80-е — 9,0, в 90-е — 6%. Возрастал и объем мировой торговли. В 1970 г. он составил 0,3 трлн дол.; в 1980 г. — 1,9 трлн; в 1997 г. — 5,4 трлн дол. 1 Столь внушительные темпы роста мировой экономики во второй половине XX в. обусловлены высокими темпами экономического развития в этот период. Оно сопровождалось развитием разделения труда и стимулировало международный товарооборот. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Согласно прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем.

 

23. Основные показатели мировой торговли
Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:

· Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;

· Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт.

· Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в так называемый невидимый импорт.
Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

· темпы роста в целом;

· темпы роста относительно роста производства;

· темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.
Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли.
Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государства с позиции международной торговли.

В 2009 г. показатели российской внешней торговли (рис. 57) формировались в условиях резкого падения цен на основные товары российского экспорта в начале года, нестабильности международной конъюнктуры и сжатия спроса на внутреннем рынке, оказавшем решающее влияние на динамику импорта. По сравнению с высокими показателями 2008 г. динамика российской внешней торговли в 2009 г. существенно ухудшилась. Внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, составил 495,8 млрд. долл., что меньше аналогичного показателя прошлого года на 35,05%. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья сократился на 35,15% до 423,7 млрд. долл., со странами СНГ на 34,5% до 72,1 млрд. долл. Коэффициент несбалансированности торгового оборота (отношение сальдо торгового баланса к внешнеторговому обороту) снизился в 2009 г. до 22,6% против 23,5% в 2008 г.
Однако после резкого падения в начале года российская внешняя торговля в 2009 г. находилась в стадии восстановительного роста. В течение всего года динамика ежемесячных показателей внешнеторгового оборота по отношению к предыдущему месяцу была положительной в результате роста цен на товары российского экспорта, а также восстановления внешнего и внутреннего спроса. Так, индекс средних цен экспорта за 9 месяцев 2009 г. составил 62,9%, а за IV квартал 2009 г. уже 76,0%, в том числе в декабре 76,9%. Индекс физического объема экспорта также постепенно возрастал и составил за указанные периоды соответственно 92,3, 111,9 и 112,7% (табл. 60).
В целом экспорт товаров в 2009 г. сократился по сравнению с 2008 г. на 35,5% и составил 303,98 млрд. долл. При этом сокращение экспорта в IV квартале 2008 г. по сравнению с пиковыми значениями предыдущего квартала составило 28,3%, в I квартале 2009 г. экспорт сократился на 41,4% по сравнению с предыдущим кварталом, в целом сокращение экспорта от уровней предкризисного максимума в III квартале 2008 г. до кризисного минимума в I квартале 2009 г. составило 58%. Однако последующее улучшение ситуации привело к тому, что стоимостной объем экспорта в IV квартале 2009 г. (оценка платежного баланса) увеличился на 65% по сравнению со значениями I квартала.
Аналогичную динамику демонстрировал и импорт. Его объем в стоимостном выражении в I квартале 2009 г. сократился более чем вдвое по сравнению с III кварталом 2008 г. (с 82,9 млрд. до 38,4 млрд. долл.). Однако на протяжении последующих трех кварталов импорт быстро восстанавливался. В IV квартале он вырос на 59% по сравнению с кризисным минимумом I квартала 2009 г. (по методологии платежного баланса, предварительная оценка). В результате он составил 83% уровня импорта IV квартала 2008 г. и 74% от максимальных значений III квартала 2008 г.

 

24. Товарная и географическая структуры мировой торговли
Международная торговля (МТ) - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.
Международную или внешнюю торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.
Общий объем международной торговли (товарооборот) подразделяется на стоимостной и физический объем. Стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный - обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный - представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.
Физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.
Эти показатели рассчитывается всеми странами в национальной валюте и переводится в доллары США в целях международного сопоставления.
Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг)
Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.
Территориальная географическая структура - это данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.
Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% международной торговли, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).
Географическая конфигурация международной торговли (менее 70% экспорта):
Промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония менее 60% экспорта и импорта; «Большая семерка» 50% мирового товарооборота).
Десятка ведущих мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.
Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары. Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.
Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства.
Организационная географическая структура - это данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).
Субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.
Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека - товары и услуги.
В зависимости от объекта международной торговли выделяют две ее формы:

1. Международная торговля товарами (МТТ) - это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость;
2. Международная торговля услугами (МТУ) - это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Международная торговля товарами является первой и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее стабильный и устойчивый рост оказали влияние следующие факторы:
- развитие МРТ и интернационализация производства;
- НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;
- активная деятельность ТНК на мировом рынке;
- либерализация международной торговли посредством мероприятий, проводимых ГАТТ/ВТО;
- развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.
Решающее влияние на развитие международной торговли оказывают факторы, действующие в сфере производства: структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства. Рост экспортной квоты, свидетельствующий о возрастающем вовлечении стран в мировую экономику, т.к. экспортная квота показывает какая доля всей произведенной продукции реализуется на мировом рынке. У некоторых стран этот показатель превышает общемировой (17%) - например, Германия, Франция, Великобритания. В условиях усиления интернационализации хозяйственной жизни проявляется тенденция и к росту импортной квоты, что свидетельствует о растущем влиянии на национальные хозяйства происходящих на мировом рынке процессов.
Значительные изменения географической структуры международной торговли под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах. Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам.
В группе развивающихся стран также наблюдается ярко выраженная неравномерность степени участия в международной торговле товарами. Снижается удельный вес международной торговле товарами стран Ближнего Востока, что объясняется нестабильностью цен на нефть и обострением противоречий между государствами ОПЕК. Нестабильно внешнеторговое положение многих стран Африки, входящих в группу наименее развитых. ЮАР обеспечивает 1/3 африканского экспорта. Недостаточно устойчиво и положение стран Латинской Америки, т.к. сохраняется их сырьевая экспортная ориентация (2/3 экспортных доходов им приносят сырьевые товары). Повышение удельного веса стран Азии в международной торговли было обеспечено высокими темпами роста экономики (в среднем 6% в год) и переориентацией ее экспорта на готовые изделия (2/3 стоимости экспорта). Таким образом, увеличение общей доли развивающихся стран в международной торговле товарами обеспечивается за счет НИС ЮВА и Китая.
Расширение торговли в рамках развивающихся стран, которая в настоящее время растет быстрее, чем между промышленно развитыми странами. Увеличивается товарооборот между развивающимися странами и промышленно развитыми странами, а также между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Страны Юго-Восточной Азии стали крупнейшими торговыми партнерами США, Японии, Западной Европы. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы

 

25. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

1) Протекционизм (protectionism) – политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии.

Либерали́зм (фр. libéralisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.

 

26Практическим инструментом политики протекционизма является регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы, которых насчитывается около 50 , связаны с установлением различных ограничений в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешняя торговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.

Таможенная пошлина – это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.

Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во-первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная пошлина – к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1.фискальную;

2.протекционистскую;

3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

 

Нетарифные методы регулирования внешней торговли – совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам регулирования внешней торговли. Нетарифные методы применяются в виде исключений из общего правила свободной торговли в особых случаях.

Нетарифные методы подразделяются на: лицензирование, квотирование, государственное субсидирование, защитные барьеры.

В отличие от методов тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти.

Сегодня существуют два основных метода регулирования внешней торговли: тарифный и нетарифный. Главным отличием тарифного метода является его постоянность, то есть тарифные пошлины действуют все всегда. Нетарифные методы применяются периодически, когда это необходимо государству.

*******

27. Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.