Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика «Цепочка действии» диагностика самоконтроля и произвольного запоминания



Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция: «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Оценка выполнения:

  • Отсутствие ошибок – 3
  • 1 ошибка – 2
  • 2 и более ошибок – 1
  • Вообще не выполнил задание – 0

Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.

Агрессивность

Тест “Уровень агрессивности ребенка”

Исследование уровня агрессивности ребенка.


Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.


1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ оценивается в 1 балл.
Показатели:
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Темперамент

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

 

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

· а) легко включается в работу;

· б) действует со страстью;

· в) действует спокойно, без лишних слов;

· г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

· а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

· б) возмущается тем, что ему делают замечания;

· в) выслушивает и реагирует спокойно;

· г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

· а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

· б) быстро, со страстью, но других не слушает;

· в) медленно, спокойно, но уверенно;

· г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

· а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

· б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

· в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

· г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

· а) бросает, потом опять продолжает работу;

· б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

· в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

· а) быстро соглашается;

· б) возмущается;

· в) остается, не говорит ни слова;

· г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

· а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

· б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

· в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

· г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.