Здавалка
Главная | Обратная связь

Дополнительные работы о Франкфуртской школе



• Франкфуртская школа, Т.Б. Боттомор (Тэвисток, Лондон, 1984). Еще одно изложение, написанное сочувствующим; для вас лучше будет Джей или Виггерсхаус.

 

• "Новые тёмные века: Франкфуртская школа и 'Политическая Корректность'", автор Майкл Минничино, Фиделио, том 1, № 1, зима 1992 (издательство KMW Publishing, Вашингтон, Округ Колумбия) - одна из немногих точек зрения на Франкфуртскую школу, которая не выступает в поддержку политкорректности. В длинной журнальной статье объясняется роль Института Социальных Исследований в создании идеологии, ныне известной, как "Политическая Корректность". К сожалению, ценность статьи немного уменьшается из-за некоторых отклонений от темы, несколько лишенных правдоподобности.

 

• "Анджела Дэвис: Автобиография", Анджела Дэвис (издательство Random House, Нью-Йорк, 1974). Анджела Дэвис, ведущий американский темнокожий радикал и член Коммунистической Партии, была охарактеризована одним из членов Франкфуртской школы Гербертом Маркузе как "мой лучший студент". Она также училась во Франкфурте у Теодора Адорно. Эта книга показывает нам связь между Институтом Социальных Исследований и движением Новых Левых 60-х годов глазами одной из ключевых фигур движения.

 

• "Молодой Лукач и истоки западного марксизма", автор Эндрю Арато (издательство Seabury Press, Нью-Йорк, 1979). Автор, как часто бывает, сторонник действующего порядка, но его работа показывает, что Лукач был одним из главных мыслителей Франкфуртской Школы, а позже и движения Новых Левых.

 

• "Истоки негативной диалектики: Теодор В. Адорно, Уолтер Бенджамин и Франкфуртский институт", автор Сьюзан Бак-Морсс (Free Press, Нью-Йорк, 1977). Важная работа, описывающая связь Франкфуртской школы и критической теории с движением Новых Левых.

 

• "Введение в критическую теорию: от Хоркхаймера до Хабермаса", автор Дэвид Хелд (Калифорнийский университет, Беркелей, 1980). Еще одно повествование от поклонника Франкфуртской школы, но ценное дискуссией о влиянии Ницше на ключевых деятелей Франкфуртской школы.

 

• "Адорно: Политическая биография", автор Лоренц Йагер (перевод Стьюарта Спенсера, Йельский Университет, Нью-Хейвен, 2004). Недавнее исследование о Теодоре Адорно, самого важного "вдохновителя" Франкфуртской школы, предоставляет четко написанное и легко читаемое введение в истоки политкорректности, быть может, наилучшее издание для дилетантов и новичков. Лоренц Йагер - редактор Frankfurter Allgemeine, одной из самых влиятельных газет в Германии.

 

Он не превозносит Франкфуртскую школу, и таким образом предлагает взвешенную характеристику Адорно вместо обычной идеализированной биографии.

 

Помимо этих вторичных работ существует обширная литература, написанная членами Франкфуртской школы. Некоторые ключевые работы были написаны на английском языке, а многие из них, написанные на немецком, доступны в переводе. Как это обычно бывает с марксистскими работами, стиль прозы и словарный запас часто настолько запутан, что делает их практически нечитаемыми.

 

Кроме того, отказ Франкфуртской школы от простого своего собственного видения будущего, привел к тому, что многие ее члены писали в иносказательной форме, что добавило еще один уровень непроницаемости.

 

Одна работа, однако, имеет такое значение, что должна быть рекомендована несмотря на свою сложность: "Эрос и цивилизация" Герберта Маркузе (Beacon Press, Бостон, первое издание в мягкой обложке в 1974 году и до сих пор в печати). Раздел "Философские исследования Фрейда" в этой книге занимает центральное место по двум причинам. Во-первых, он завершает задачу интеграции Маркса и Фрейда. Хотя марксизм не называется открыто своим именем, вся структура книги на самом деле марксистская, и именно через призму марксизма в ней рассматривается Фрейд. Во-вторых, "Эрос и цивилизация" и ее автор были ключевыми средствами передачи, через которые интеллектуальный труд Франкфуртской школы был привит студентам бунта 60-х гг.. Эта книга стала библией молодых радикалов, которые с 1965 г. захватили западноевропейские и американские кампусы и остаются там до сих пор в качестве профессорско-преподавательского состава.

 

Короче говоря, "Эрос и цивилизация" призывает к всеобщему восстанию против традиционной западной культуры - "Великий Отказ" - и обещает страну-утопию свободного секса и отсутствия работы тем, кто присоединится к революции. Примерно через две трети книги Маркузе предлагает краткое изложение своих аргументов: Наше определение особого исторического характера принципов, установившихся в реальности, привело к пересмотру того, что Фрейд считал универсальной значимостью. Мы обсудили эту значимость с учетом исторической возможности отмены репрессивного контроля, навязанного цивилизацией. Из-за самих достижений цивилизации принцип производительности и репрессивное использование инстинктов, кажется, устарели.

 

Но идея не-репрессивной цивилизации на основе достижений принципа производительности наткнулась на аргумент, что освобождение инстинктов (и следовательно, полное освобождение) взорвет саму цивилизацию, так как последняя является устойчивой только через отречение и работу (труд) - другими словами, через репрессивное использование энергии инстинктов. Освободившись от этих ограничений, человек существовал бы без работы и без порядка, он скатился бы обратно в природу, которая уничтожила бы культуру. Чтобы оспорить этот довод, мы вспомнили определенные архетипы воображения, которые, в отличие от культурных героев репрессивной производительности, символизируют творческое восприятие. Этими архетипами предусмотрено выполнение человеком и природой задач не путем доминирования и эксплуатации, а через освобождение присущих человеку сексуальных сил. Затем мы поставили перед собой задачу "проверки" этих символов - то есть, демонстрации их истинного значения как символов реальности по ту сторону принципа производительности. Мы думали, что репрезентативное содержание Орфических и Нарциссических образов было эротическим примирением (союзом) человека и природы в эстетическом отношении, где порядок - это красота и работа - это игра.

 

После этого резюме Маркузе продолжает показывать эротическое содержание "реальности по ту сторону принципа производительности", то есть новой цивилизации, где работа и производительность неважны. "Основное переживание в этом (эстетическом) измерении скорее чувственное чем абстрактное", что означает превалирование чувств над логикой: "Эстетика противопоставляет чувственность разуму". "В немецком языке чувственность и сладострастие все еще выражаются одним и тем же термином: Sinnlichkeit. Побочное значение этого слова - удовлетворение инстинктов (особенно сексуальных)... Тело, которое перестанет быть инструментом для постоянной работы, будет ре-сексуализировано... что прежде всего заявит о себе активацией эрогенных зон и, как следствие, возрождением многообразной прегенитальной сексуальности и угасанием полового превосходства. Тело полностью должно стать объектом катексиса, концентрации психической энергии, вещью для наслаждения - инструментом удовольствия. Изменения ценности и границ отношений, связанных с половым влечением, привело бы к разрушению институтов, организующих частные межличностные отношения, особенно в части, касающейся моногамной и патриархальной семьи." Эту книгу Маркузе посвятил своей жене Софи Маркузе в пятидесятые! Очень просто увидеть, как идея, - "Если ты чувствуешь себя от этого хорошо, делай это", распространенная в 1955 году, перекликается с студенческим мятежами 1960-х. Маркузе понимал то, чего не понимало большинство его коллег по Франкфуртской школе: путь к уничтожению Западной цивилизации - цель, установленная Дьердем Лукачем в 1919 году - не в мудреной теории, а в сексе, наркотиках и рок-н-ролле. Маркузе написал другие работы для нового поколения, породившего новых левых - "Одномерный человек" (1964), "Критика чистой толерантности" (1965), "Эссе об освобождении" (1969), "Контрреволюция и бунт" (1972). Но "Эрос и цивилизация" была и остается ключевой работой, спичкой, поднесенной к фитилю.

 

Другие важные работы членов Франкфуртской школы включают: • "Авторитарная личность" Теодора Адорно (Harper, Нью-Йорк, 1950). Эта книга - база для всех последующих работ, изображающих консерватизм психологическим дефектом. Она имела огромное влияние, и не только на образовательную теорию.

 

• "Диалектика просвещения" Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера. Комплексная философская работа, написанная во время Второй мировой войны в большой мере как ответ нацизму (в значительной степени посвященная обсуждению антисемитизма). Эта работа пытается найти "освобождающий" мотив в руинах эпохи Просвещения.

 

• "Minima Moralia: Размышления из повреждённой жизни" Теодора Адорно.

 

Книга афоризмов, очень малопонятное, но эффективное завершение работы Адорно.

 

• "Бегство от свободы" Эриха Фромма (Farrar & Rinehart, Нью-Йорк, 1941 год, всё еще печатается в мягкой обложке) — Фромм был «улыбчивым парнем» Института, и эта книга в 1960-х годах часто входила в список обязательного чтения для студентов колледжей. Основное положение заключается в том, что природа человека заставляет его отказаться от своей свободы и перейти к фашизму, если только он не «отладит общество и не подчинит экономическую машину целям достижения человеческого счастья», т.е. примет социализм. В тот момент Фромм отдалялся от Института, и его последующие работы нельзя считать частью корпуса Франкфуртской школы.

 

• "Затмение разума" (Oxford University Press, Нью-Йорк, 1947). По существу продолжение «Диалектики Просвещения», книга в значительной степени является работой Адорно и других персоналий Франкфуртской школы, хотя вышла в свет она только под авторством Хоркхаймера. Содержание книги основано на серии лекций Хоркхаймера, которые он читал в Колумбийском университете в 1944 году. Стиль изложения является удивительно удобочитаемым, но содержание является странным; все пронизано сильной ностальгией, а это как раз то, что обычно терпеть не могли во Франкфуртской Школе. Ключевая глава, "Восстание Природы", отражает странный ретро анархизм: "Победа цивилизации слишком абсолютна, чтобы быть правдой. Поэтому, любое изменение в наши времена включает в себя элемент негодования и подавленной ярости." • "Критическая Теория: избранные эссе" Макса Хоркхаймера (переиздание Мэтью О'Коннелл, Пресса Seabury, Нью-Йорк, 1972). Эссе “Традиционная и критическая теория” заслуживает особого внимания.

 

Этой небольшой библиографии будет достаточно, чтобы заинтересовать начинающего читателя; полный список литературы касательно Франкфуртской школы огромен, о чем свидетельствуют библиографии в книгах Джея или Виггерсхауса. Вот чего не достает в этом, по крайней мере на английском языке, так это удобочитаемой книги, написанной для обывателя, которая бы объясняла Франкфуртскую школу и её труды с точки зрения создания политкорректности. Эта краткая работа по крайней мере является началом заполнения этого пробела.

 

Источник: (http://en.wikipedia.org/wiki/Frankfurt_School http://www.freecongress.org/centers/cc/pcessay.aspx

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.