Здавалка
Главная | Обратная связь

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном суде



Дела об оспаривании нормативных правовых актов рас­сматриваются в арбитражном суде только в случаях, когда их рассмотре­ние в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

Часть 3 статьи 192 АПК РФ устанавливает правило, гарантирующее право на судебную защиту граждан и юри­дических лиц: обращение заинтересованного лица в вы­шестоящий в порядке подчиненности орган или к долж­ностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заин­тересованных лиц, обратившихся с требованием о призна­нии такого акта недействующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о призна­нии недействующим нормативного правового акта, приня­того государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, при со­блюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый нормативный правовой акт или от­дельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим боль­шую юридическую силу;

2) оспариваемый нормативный правовой акт или от­дельные его положения нарушают их права и закон­ные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нихкакие-либо обязанности и создают иные пре­пятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случаях, предусмотренных ст. 52 АПК РФ, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуп­равления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлени­ями о признании нормативных правовых актов недейству­ющими, если выполняются одновременно два условия:

1) оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному пра­вовому акту, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый акт или отдельные его положения на­рушают права и законные интересы граждан, орга­низаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К компетенции арбитражного суда не относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к подведом­ственности судов общей юрисдикции.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК РФ для искового заявления.

Кро­ме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, орга­на местного самоуправления, иного органа, должно­стного лица, принявших оспариваемый норматив­ный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубли­кования и иные данные об оспариваемом норматив­ном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и на соответствие кото­рому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1—5 ст. 126 АПК РФ, как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого норма­тивного правового акта. Подача заявления в арбитражный суд не приоста­навливает автоматически действие оспариваемого норма­тивного правового акта. Приостановление действия нор­мативного правового акта не может применяться в качестве обеспечительной меры, так как в случае приостановления его действия могут быть нарушены права значительного числа участников хозяйственного оборота в результате неопределенности правового регулирования их правоотно­шений.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рас­сматривается коллегиальным составом судей.Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок подготовку дела к судебному разбирательству и принятий реше­ния по делу. По этой категории дел, как и по всем другим делам, рассматриваемым арбитражным судом, обязательно проведение пред­варительного судебного заседания в рамках подготовки дела к судебному разбирательству.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания за­явителя орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неяв­ка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препят­ствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд в судебном заседании осуществля­ет проверку оспариваемого акта или его отдельного поло­жения, устанавливает соответствие его федеральным конституционным законам, федеральным законам и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юри­дическую силу, а также полномочия органа или лица, при­нявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд, в отличие от действующего в исковом производстве правила о недопустимости ставить своими действиями ка­кую-либо из сторон в преимущественное положение, в де­лах об оспаривании нормативных правовых актов наде­лен полномочием проверять оспариваемое положение нор­мативного правового акта в полном объеме, не будучи связанным доводами, содержащимися в заявлении об ос­паривании нормативного правового акта. Такое правило установлено в целях преодоления неравного положения субъектов рассматриваемой категории дел.

Часть 6 статьи 194 АПК РФ уточняет правило о перераспределении бремени доказывания в делах из админист­ративных и иных публичных правоотношений примени­тельно к рассматриваемой категории дел: орган, должнос­тное лицо, которые приняли акт, обязаны доказать соответствие оспариваемого акта федеральным конституционным законам, федеральным законам и иному норма­тивному правовому акту, имеющим большую юридичес­кую силу, наличие у органа или должностного лица над­лежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.

В целях защиты прав и законных интересов неопреде­ленного круга лиц АПК РФ устанавливает правило о том, что отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препят­ствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответству­ющими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Резолютивная часть решения по делу об оспаривании нормативного пра­вового акта должна содержать: наименование орга­на или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дату принятия акта; название нормативного правового акта, который имеет боль­шую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт; указание на признание оспариваемого, акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворений заявленного тре­бования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, име­ющему большую юридическую силу, и не действую­щим полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжа­ловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение ме­сяца со дня вступления в законную силу. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного пра­вового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не под­лежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или ли­цом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с зако­ном или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

 

Рассмотрение в арбитражном суде дел об оспаривании ненормативных правовых актов решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоправления, иных органов, должностных лиц.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государ­ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц «возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненорматив­ных правовых актов или о признании незаконными реше­ний и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявления о признании ненормативных правовых ак­тов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде только в случае, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Граждане, организации и иные лица могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненор­мативных правовых актов, незаконными решений и дей­ствий (бездействия) государственных органов, органов ме­стного самоуправления, иных органов, должностных лиц при наличии двух условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, реше­ние и действие (бездействие) не соответствуют зако­ну или иному нормативному правовому акту;

2) оспариваемый ненормативный правовой акт, реше­ние и действие (бездействие) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возла­гают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предприниматель­ской и иной экономической деятельности.

С заявлением о признании недействительными ненорма­тивных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут обратиться прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы при со­блюдении следующих условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, реше­ние и действие (бездействие) не соответствуют зако­ну или иному нормативному правовому акту;

2) оспариваемый ненормативный правовой акт, реше­ние и действие (бездействие) нарушают права и за­конные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной эконо­мической деятельности;

3) выполняются требования ст. 52 и 53 АПК РФ, предъ­являемые к делам с участием прокурора, а также государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов.

Заявление о признании недействительными ненорматив­ных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заяв­ления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) не­законными должно соответствовать требованиям, предъяв­ляемым ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ для исковых заявлений. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны сведения об оспариваемом акте (действии, бездействии) и органе или лице, их совершившем: наиме­нование органа или лица, которые приняли оспаривае­мый акт, решение, совершили оспариваемые действия (без­действие); название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий.

Обязатель­ным требованием к содержанию заявления является ука­зание в нем на права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, ре­шением и действием (бездействием); законы и иные норма­тивные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие). В заявлении должно также содержаться требование заявителя о признании ненормативного правово­го акта недействительным, решений и действий (бездей­ствия) незаконными.

К заявлению должны быть приложены документы, ука­занные в ст. 126 АПК РФ как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого акта, решения.

В производстве по делам о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (без­действия) незаконными допускается приостановление дей­ствия оспариваемого акта, решения на основании хода­тайства, поданного заявителем.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных орга­нов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному раз­бирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Особый срок установлен для дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Такие дела рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявле­ния в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Часть 4 статьи 200 АПК РФ устанавливает минималь­ный перечень фактических обстоятельств, включаемых в пределы доказывания по рассматриваемой категории дел. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных пра­вовых актов, решений и действий (бездействия) государ­ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осу­ществляет проверку:

1) оспариваемого акта или его отдельных положений оспариваемых решений и действий (бездействия) устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;

2) полномочий у органа или лица, которые принял оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);

3) нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Решение по делу об оспаривании ненормативных пра­вовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, ин органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному право­вому акту и нарушают права и законные интересы заяви­теля в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то арбитражным судом принимается решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) — незаконными.

Если в результате рассмотрения дела будет установле­но, что оспариваемый ненормативный правовой акт, ре­шения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должно­стных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интере­сы заявителя, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлет­ворении заявленного требования.

Резолютивная часть решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления иных ор­ганов, должностных лиц должны содержать;

1) наименование органа или должностного лица, принявших оспари­ваемый акт, решение, номер, дата приня­тия оспариваемого акта решения;

2) название закона или наименование нормативно-правового акта, на соответствие которому проверены оспари­ваемый акт, решение;

3) указание на признан и, оспариваемого акта недей­ствительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нару­шения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявители полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспарива­нии действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспа­риваемые действия (бездействие) и отказавших в со­вершении действий, принятии решений, сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспарива­емые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (без­действия) незаконными и обязанность соответствую­щих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установ­ленный судом срок либо на отказ в удовлетворении

требования заявителя полностью или в части.

Кроме того, арбитражный суд в резолютивной части решения может указать на необходимость сообщения суду соответ­ствующими органом или лицом об исполнении ре­шения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) госу­дарственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражный суд о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Для рассматриваемой категории дел установлен особый порядок предания гласности решения суда с целью скорей­шего восстановления нарушенных прав заявителя. Копия решения арбитражным судом направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд мо­жет также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в по­рядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтере­сованным лицам.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.