Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном суде
Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде только в случаях, когда их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда. Часть 3 статьи 192 АПК РФ устанавливает правило, гарантирующее право на судебную защиту граждан и юридических лиц: обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, при соблюдении одновременно двух условий: 1) оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; 2) оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нихкакие-либо обязанности и создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных ст. 52 АПК РФ, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если выполняются одновременно два условия: 1) оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; 2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. К компетенции арбитражного суда не относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК РФ для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; 2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте; 3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями; 4) название нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения; 5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим; 6) перечень прилагаемых документов. К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1—5 ст. 126 АПК РФ, как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого нормативного правового акта. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого нормативного правового акта. Приостановление действия нормативного правового акта не может применяться в качестве обеспечительной меры, так как в случае приостановления его действия могут быть нарушены права значительного числа участников хозяйственного оборота в результате неопределенности правового регулирования их правоотношений. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей.Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок подготовку дела к судебному разбирательству и принятий решения по делу. По этой категории дел, как и по всем другим делам, рассматриваемым арбитражным судом, обязательно проведение предварительного судебного заседания в рамках подготовки дела к судебному разбирательству. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральным конституционным законам, федеральным законам и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд, в отличие от действующего в исковом производстве правила о недопустимости ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, в делах об оспаривании нормативных правовых актов наделен полномочием проверять оспариваемое положение нормативного правового акта в полном объеме, не будучи связанным доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта. Такое правило установлено в целях преодоления неравного положения субъектов рассматриваемой категории дел. Часть 6 статьи 194 АПК РФ уточняет правило о перераспределении бремени доказывания в делах из административных и иных публичных правоотношений применительно к рассматриваемой категории дел: орган, должностное лицо, которые приняли акт, обязаны доказать соответствие оспариваемого акта федеральным конституционным законам, федеральным законам и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. В целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц АПК РФ устанавливает правило о том, что отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: 1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части. Резолютивная часть решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должна содержать: наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дату принятия акта; название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт; указание на признание оспариваемого, акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворений заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Рассмотрение в арбитражном суде дел об оспаривании ненормативных правовых актов решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоправления, иных органов, должностных лиц. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц «возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде только в случае, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Граждане, организации и иные лица могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при наличии двух условий: 1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; 2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. С заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут обратиться прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы при соблюдении следующих условий: 1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; 2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) выполняются требования ст. 52 и 53 АПК РФ, предъявляемые к делам с участием прокурора, а также государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов. Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предъявляемым ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ для исковых заявлений. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны сведения об оспариваемом акте (действии, бездействии) и органе или лице, их совершившем: наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий. Обязательным требованием к содержанию заявления является указание в нем на права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие). В заявлении должно также содержаться требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. К заявлению должны быть приложены документы, указанные в ст. 126 АПК РФ как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого акта, решения. В производстве по делам о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными допускается приостановление действия оспариваемого акта, решения на основании ходатайства, поданного заявителем. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Особый срок установлен для дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Такие дела рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Часть 4 статьи 200 АПК РФ устанавливает минимальный перечень фактических обстоятельств, включаемых в пределы доказывания по рассматриваемой категории дел. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку: 1) оспариваемого акта или его отдельных положений оспариваемых решений и действий (бездействия) устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) полномочий у органа или лица, которые принял оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие); 3) нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, ин органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ. Если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то арбитражным судом принимается решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) — незаконными. Если в результате рассмотрения дела будет установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Резолютивная часть решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления иных органов, должностных лиц должны содержать; 1) наименование органа или должностного лица, принявших оспариваемый акт, решение, номер, дата принятия оспариваемого акта решения; 2) название закона или наименование нормативно-правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признан и, оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявители полностью или в части. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений, сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Кроме того, арбитражный суд в резолютивной части решения может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражный суд о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Для рассматриваемой категории дел установлен особый порядок предания гласности решения суда с целью скорейшего восстановления нарушенных прав заявителя. Копия решения арбитражным судом направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|