Здавалка
Главная | Обратная связь

Повышение интереса к учебному материалу



Творческие задачи на уроках биологии в 7 классе

Учебно-методическое пособие

для учителей биологии и учащихся 7 класса

 

 

Работу выполнила

Скурихина Галина Михайловна,

учитель биологии и химии

МОУ СОШ п. Подрезчиха,

Белохолуницкого района,

Кировской области.

 

2009 год

Творческие задачи на уроках биологии

 

В школе биология – преимущественно описательная дисциплина. На других уроках естественнонаучного цикла (например, на уроках физики или химии) полученные учащимися знания можно закрепить и контролировать с помощью задач. С биологией дело обстоит хуже. Закрепление и контроль знаний в рамках предмета биологии традиционно ведутся следующими способами:

Пересказ учащимися учебного материала

Способ хорош тем, что показывает, насколько точно материал запомнен, но плох, поскольку не позволяет судить о том, как научился применять знания, оперировать ими.

 

Практические и лабораторные работы

Этот способ позволяет судить о том, как материал усвоен, и о том, как учащийся оперирует знания; плох же он тем, что отнимает много времени, требует специального оборудования, а проверяет сравнительно небольшую часть программы.

 

Проверочные работы

Вопросы, предлагаемые учащимся, обычно позволяют оценить и степень усвоения знаний, и степень владения ими. Способ плох тем, что учащиеся попросту боятся проверочных (контрольных) работ, возрастает уровень тревожности. К тому же проверочные работы применяются только для проверки и контроля, но закрепления знаний они не обеспечивают. Эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путем применения творческих задач.

 

Под творческой задачей я понимаю проблему:

- с нечетко заданными условиями,

- содержащую некое противоречие,

- допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

 

Решение творческих задач в биологии требует применения различных знаний в этой области.

 

Применение творческих задач на уроках помогает учителю:

1. использовать полученные знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач – т.е. закрепить знания учащихся;

2. демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук, творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;

3. развивать индивидуальные возможности и творческие способности у детей (большинство творческих задач предполагает не один, гамму ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений);

4. способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;

5. способствовать развитию познавательного интереса учащихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;

6. способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы;

7. просто привлекать внимание учеников к теме урока.

 

 

Повышение интереса к учебному материалу

  • Привлекательная цель

Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Пример. Доказать, что скорлупа яиц пропускает воздух.

  • Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. Сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь?

Ответ. Одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Совы в среднем живут 50 лет, съедают в год тысячу мышей, каждая из которых поедает в год 1 кг зерна.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

 

  • Отсроченная отгадка

Формула:1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее задание.

Пример. На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Как вы думаете, о каком? (Дети отвечают: «Волк, тигр, лев…») Нет. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное - … Впрочем, не будем торопиться – продолжение следует…

На очередном уроке учитель открывает секрет: это животное – кролик! (Далее речь идет об экологической катастрофе в Австралии, грызунах и их роли в биоценозе).

 

  • Фантастическая добавка

Формула:Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Можно перенести реальную ситуацию на фантастическую планету, придумать фантастическое животное и рассмотреть его в реальном биогеоценозе, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека.

Пример. Предположим, среднегодовая температура Антарктиды понизится на 10С.

Что ещё смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Задавая этот

вопрос, учитель преследует дидактическую цель: изучить реальные механизмы

защиты животных в экстремальных температурных условиях.)

  • Лови ошибку

Формула:Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом. Иногда им можно подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Нужно приучить детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание! В качестве награды используйте «переходящую почётную шляпу Фомы Неверующего». В развитии этого приёма можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача ученика – найти контраргументы; ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

Пример. Как известно, совы с наступлением сумерек перестают видеть, а куры, наоборот, лучше видят вечером и почти не видят днем.Объясните такие особенности зрения у этих птиц.

 

  • Пресс-конференция

Формула:Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающий её вопрос. Попутно или в конце урока обсудите с детьми, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими их. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знаний. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Пример. Терморегуляция у животных. Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов.

  • Вопрос к тексту

Формула:Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например, не менее трёх репродуктивных вопросов и не менее пяти расширяющих и развивающих.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.