Сёгунат после Ёритомо
Со временем титул "сэйи тайсёгун" 征夷大将軍 стал сокращаться до "сёгун" 将軍 ("полководец"). Поскольку Ёритомо 頼朝 установил его наследственную передачу, титул "сёгун" 将軍стали считать исключительной привилегией рода Минамото 源 (фамилии Асикага 足利 и Токугава 徳川 также происходили из него). Исключение было сделано только для представителей знатнейшего рода Фудзивара 藤原 и принцев (синно 親王) - особ императорской крови. Именно поэтому Ода Нобунага 織田信長 и Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉, фактически бывшие сёгунами 将軍, официально этим титулом пожалованы не были. Автоматически титул "сёгун" 将軍 не переходил никогда. Каждый раз устраивалась пышная церемония, во время которой император жаловал сёгуну церемониальный меч сэтто - символ военной власти. Как и императоры, сёгуны 将軍 часто теряли фактическую власть над страной. Так, почти все время сёгуната Камакура 鎌倉 в реальности страной правили представители рода Ходзё 北条, носившие звание "сиккэн" 執権 (правитель). Именно им пришла в голову мысль после уничтожения основной линии рода Минамото 源 использовать в качестве сёгунов-пешек малолетних принцев и мальчиков из рода Фудзивара 藤原. Наибольшего расцвета сёгунат достиг при сёгунах Токугава 徳川, когда роль императорского двора в управлении страной свелась к нулю. Дошло даже до того, что иностранные послы и миссионеры считали сёгунов императорами. Система военного правления была полностью ликвидирована в ходе Реставрации Мэйдзи 明治維新. Последний сёгун, Токугава Ёсинобу 徳川慶喜, добровольно (хотя и под давлением обстоятельств) передал всю полноту своей власти молодому императору Муцухито 睦仁? (Мэйдзи). Перечень сёгунов Из соображений удобства в этой таблице сёгуны расположены в порядке, обратном хронологическому.
ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ И ДОЛЖНОСТИ Древняя Япония Организация армии древней Японии была, как и многое другое, заимствована из Китая. Самой мелкой военной единицей был пяток (го) 伍?, два го составляли один "огонь" (ка) 火? - 10 солдат. Именно столько человек могли одновременно греться у одного костра. К каждому ка отдельно приписывалось артельное хозяйство, снаряжение и вьючные лошади (6 голов на один ка 火?). Командиры го 伍? и ка 火?специально никак не назывались. Видимо, эти должности просто исполняли старшие по возрасту солдаты. Прим. сост.: в словаре можно отыскать термин 五人組頭 Пять ка образовывали полусотню (тай) 隊?, ею командовал пятидесятник (тайсэй) 隊制?. Две полусотни, пешая и конная, объединялись в сотню (рё) 力?, которую возглавлял сотник (рёсуй). Двумя сотнями командовал дивизионер (кои). Из нескольких сотен составлялась бригада (гундан 軍団). В зависимости от количества сотен выделялись малые бригады (сёдан 小団?) - до пяти рё, средние бригады (тюдан 中団?) - от шести до девяти рё, и большие бригады (тайдан 大団?) - более десяти рё. Малыми бригадами командовали младшие бригадиры (сёки), а средними и большими - старшие бригадиры (тайки). Гунданы 軍団 существовали только в мирное время - они несли гарнизонную службу. Во время войны несколько гунданов образовывали армию (итигун 一軍), которой командовал воевода (сёгун 将軍). Выделялись малая армия (сёгун 小軍?) - от 3000 до 4000 человек, средняя армия (тюгун 中軍?) - от 5000 до 9000 человек, и большая армия (тайгун 大軍?) - от 10000 человек и выше. Вместе тайгун, тюгун и сёгун образовывали "три армии" (сангун 三軍). Сангуном командовал великий воевода (тайсёгун 大将軍). При выступлении в поход император жаловал тайсёгуну особый меч-сэтто в знак его полномочий и власти над жизнью любого из его подчиненных. Система гунданов практически прекратила свое существование в IX-X веках, когда власть в стране начала преходить от императора и императорского двора к региональным правителям, каждый из которых обзаводился собственной армией. 戦国時代 Времена Сэнгоку Дзидай Как уже отмечалось, во времена Сэнгоку Дзидай 戦国時代 (Гражданских войн) у каждого князя (даймё 大名) была своя армия. Основу этой армии составляли подчиненные даймё самураи 侍, каждый из которых приводил с собой отряд. Размер отряда определялся богатством самурая. Армия даймё состояла из трех частей: сакиката-сю 先方衆?, куни-сю 邦衆? и дзикисидан …師団?. В число сакиката-сю входили недавно побежденные противники, уже успевшие доказать свою преданность новому господину, но еще не вошедшие в "ближний круг". Куни-сю ("сельские отряды") образовывали разорившиеся самураи и пехотинцы, собранные по деревням в ходе рекрутского набора. Наконец, дзикисидан составляли собственно войска даймё. В состав дзикисидан входили: госинруй-сю 雄心類衆? ("члены семьи"), го фудай каро-сю 御譜代火炉衆 ("наследственные вассалы и ближайшие сподвижники"), асигару-тайсё 足軽大将? ("командующие пехотой") и хатамото сёякунин 旗本衆役人("личные помощники правителя"). В бою все войска, находившиеся под началом даймё, разделялись на кавалерию (самураи) и пехоту (асигару 足軽). Разумеется, у каждого всадника были и обслуживающие его пешие слуги, сражавшиеся наравне с прочей пехотой. Командная иерархия самураев была весьма сложна и запутана, поскольку основывалась на системе личных взаимоотношений, древности родов и близости к правителю. Иерахия асигару была существенно проще. Выше всех стояли генералы (асигару-тайсё 足軽大将), под командованием которых находилось несколько сотен пехотинцев и несколько десятков приданных к пехоте конных и пеших самураев. Основной функцией пехоты была стрельба из луков и аркебуз. Подразделениями стрелков командовали капитаны (асигару-касира 足軽頭) - под их руководством находилось от 50 до 1000 пехотинцев. Подразделения асигару делились на отряды (бунтай 分隊), каждым из которых командовал лейтенант (асигару-ко-касира 足軽個頭?). Обычно под командованием одного капитана находилось два-три лейтенанта. Именно они осуществляли непосредственное управление пехотинцами на поле боя. Не следует недооценивать роль "личных помощников правителя". В их число входили как писцы, администраторы, врачи, повара и ветеринары, так и посыльные и знаменосцы, с помощью которых даймё 大名 отдавал приказы своим войскам. Кроме того, в состав "личных помощников" включалась личная охрана правителя.
Новое время После Реставрации Мэйдзи 明治維新 армия была полностью перестроена и реформирована по европейскому образцу. В дополнение к уже существовавшим сухопутным войскам (Рикугун 陸軍) у Японии появились мощный военный флот (Кайгун 海軍) и подразделения морского десанта (Кайхэйтай 海兵隊), боевой потенциал которых прежние правительства страны так и не смогли оценить. В последующем к армии и флоту добавились ВВС (Кугун 空軍). Ниже мы приводим таблицу примерных соответствий воинских званий японской, американской и российской армий. Обратите внимание, что японские офицерские звания армии и флота практически не различаются. Армия
Флот
Помимо полных воинских званий, в Японии существуют и сокращенные, например: "адмирал" (тэйтоку 提督) или "генерал" (сёкан 将官). Не следует путать звания и должности, о которых шла речь в предыдущих разделах. Так, капитан корабля (кантё 艦長) по званию может быть и капитан-лейтенатом, и капитаном 1-го ранга. Как и в России, в Японии при официальном общении военных между собой принято называть фамилию и полное звание собеседника, к которым обычно присоединяется уважительный именной суффикс ("Котори-сёи-доно...").
ТРАДИЦИОННОЕ ЯПОНСКОЕ ОРУЖИЕ Вся история древней и средневековой Японии - это бесконечные войны. Причем войны не "холодные", дипломатические и подковерные, а "горячие", в которых принимали участие значительные армии. В отличие от стран Европы и материковой Азии основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и личные полководческие таланты командующих армиями. Из вышеуказанного можно сделать важный вывод: военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Единство японской военной культуры дает нам возможность составить достоверное представление о периоде именно на основании этого фактора военной истории. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно. В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука, копья и меча. 弓 Эпоха Лука Лук (юми) 弓 - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских 神道 обрядов (кюдо 弓道 - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу 弓術 - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе – самураи 侍. Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров. Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов. В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Этитяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника. Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (馬弓術 бакюдзицу). 槍 Эпоха Копья В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии. Они снизили значение кюдзицу 弓術 практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри 槍). Поэтому период Гражданской Войны 戦国時代 называют Эпохой Копья. Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские 侍 кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника. 剣 Эпоха Меча С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава 徳川幕府 военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (剣術 кэндзюцу). Именно в этот период самурайский 侍 меч стал считаться "душой самурая" 侍気質(samuraikatagi). Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев. Основными разновидностями меча были:
Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай 竹刀 (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн 木剣 (введенные Миямото Мусаси 宮本武蔵). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем. Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу 居合い術). Такие поединки продолжались буквально доли секунды. Прим сост.: В связи с тем, что владение мечом возведено в искусство, в японском языке (что, впрочем, верно и для других боевых искусств) существует множество терминов для обозначения тех или иных ударов, стилей и пр. В словаре я нашел, например, в дополнение указанному iai 居合い существует термин iainuki 居合い抜き – разрубание врага одним взмахом меча, при уcловии, что рубящий стоит на одном колене. Nadegiri 撫で斬り– уничтожение сраззу нескольких врагов одним взмахом меча. Kengebushin 劍下分身 – разрубание врага пополам одним взмахом меча. Meito: 銘刀 называется меч, подписанный мастером. 血刀 chigatana – окровавленное лезвие. 試し斬り tameshigiri – опробывание нового меча на ком-либо. Для мечей, сделанных после 1615 года существет термин shinken 新刀 и т.д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|