Лабораторная работа № 1
Тема:
| Конструкция неподвижных деталей ДВС (фундаментальная рама, рамовые подшипники, блок цилиндров)
|
|
|
Цель:
| изучение конструкции неподвижных деталей ДВС
|
Материальное обеспечение:
· натурные образцы двигателей лаборатории СЭУ;
· атласы;
· плакаты.
Вводный контроль
1. Конструкция фундаментальной рамы.
2. Конструкция рамовых (коренных) подшипников.
3. Особенности конструкций блока цилиндров.
Краткая теория
Остов двигателя состоит из следующих основных частей: фундаментальной рамы, станины, цилиндров и цилиндровых крышек. Все части остова образуют единую жесткую конструкцию, обеспечивающую отсутствие деформаций при работе двигателя от действия сил давления газов и сил инерции движущихся частей. Для надежной работы двигателя необходимо, чтобы ось коленчатого вала была прямолинейна, а ось движения (поршень, шток, шатун) – перпендикулярна оси вала. Эти требования выполняются при обработке деталей и сборке двигателя. Недостаточная жесткость остова двигателя может привести к появлению в частях остова деформаций, вызывающих искривление оси коленчатого вала, а также изменить взаимное расположение осей вала и деталей движения, что, в свою очередь, влечет за собой появление добавочных напряжений у коленчатого вала и нагрев подшипников.
Ход работы
Рис. 1. Фундаментальная рама
| 1. Устройство фундаментальных рам. Судовые двигатели имеют литые фундаментальные рамы, несущие двигатель. С обоих рамы сделаны полки 8 (рис. 1) для крепления ее на клиньях 10 к судовому фундаменту 9. На верхнюю плоскость 2 рамы устанавливается станина. В поперечных перегородках 6 предусмотрены постели 4 для подшипников 1 коленчатого вала. Фундаментальная рама должна обладать жесткостью. Общая продольная жесткость ее обеспечивается высокими стенками 7, поперечная – перегородками 6, а жесткость постелей подшипников ребрами 3.
|
Нижняя часть рамы используется в качестве поддона. В него со смываемых деталей стекает масло. Через отверстие “а” оно перетекает в конец рамы, откуда отводится через патрубок 5. Аналогичный патрубок часто устанавливается и с другого конца рамы.
У некоторых двигателей поддон служит не только для сбора стекающего масла, но и для его хранения. Чтобы уменьшить общую массу рамы, ее в этом случае делают с отъемным поддоном 1. его крепят к раме через прокладку 2 (рис. 2, а). Поддон изготавливается из тонкой листовой стали.
Так как масло способно вспениваться, что приводит к его ускоренному окислению, в колодцы рамы укладывают пеногасительные решетки 3. Они предотвращают пенообразование.
Жесткость остова двигателя обеспечивается всеми его деталями: фундаментной рамой, картером, цилиндрами. В целях увеличения жесткости эти детали выполняют заодно в виде единой отливки: рамы со станиной, станины с цилиндрами.
|
Рис.2. Поперечные разрезы фундаментальных рам:
а – двигателя ДР 30/50; б – двигателя Ч18/22.
|
На рис.2, б показана блок-рама, объединяющая фундаментальную раму со станиной. Как и любая рама, она имеет полки 2 для крепления к фундаменту. На верхнюю плоскость блок-рамы устанавливается блок цилиндров, уплотняемый жгутом 4. Верхняя часть блок-рамы снабжена люками, закрываемыми крышками 3. У одной из крышек есть горловина 5 для заливки масла и щуп 6 для контроля его уровня. Ниже подшипников через отверстия в поперечных перегородках происходит смазочная магистраль 1.
|
Рис. 3. Жесткое крепление рамы к фундаменту
| Фундамент под двигатель образуется деталями набора корпуса. Перед установкой фундамента к полке 2 кильсона 1 (рис. 3) привариваются обработанные сверху клинья 4, высота которых снаружи меньше, чем изнутри. После центровки рамы отжимными болтами 11 (рис. 1) подгоняют верхние клинья 5 (рис. 3) по краске к верхним клиньям 4 и к нижней полке 6 рамы. Затем по отверстиям в полке 6 сверлят отверстия в клиньях и полках кильсона, куда вставляют призонные болты 3. Перед установкой болта 3 отверстия в деталях 2, 4, 5 и 6 развертывают, и он входит в отверстие плотно. Таких болтов устанавливают не менее двух с каждой стороны рамы. Остальные крепежные болты обычные, их устанавливают с зазором.
Чтобы уменьшить вибрацию корпуса судна и шум во время работы двигателя, последний иногда размещают на амортизаторах.
|
| | |
Резиновый амортизатор главных двигателей Г-70-5 (6чРН 36/45) располагают между полкой 1 кильсона и кронштейном 7, который крепится к полке 8 фундаментальной рамы (рис. 4). Резиновые шашки 4 с наклеенными на них стальными пластинами 3 и 5 являются упругими элементами амортизатора. Они прикрепляются к пластинкам 2 и 6, а пластины – к полке 1 и кронштейну 7. такие амортизаторы ставят по нескольку штук с обеих сторон двигателя. Кроме резиновых для улучшения вибро- и звукоизоляции двигателей прикрепляют пружинные амортизаторы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.