Здавалка
Главная | Обратная связь

Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов.



Расчётно-кассовое обслуживание (РКО) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – одна из основных функций банка. Это комплекс услуг по хранению, перемещению и регистрации движения финансовых средств компаний.

Правовое регулирование

Порядок осуществления российскими банками расчётно-кассового обслуживания юридических лиц регламентируется следующими правовыми нормами:

-ФЗ «О банках и банковской деятельности»,

-Гражданский кодекс РФ,

-ряд Положений Центробанка РФ.

Помимо этого, соответствующие взаимоотношения между банком и его клиентом регулируются посредством подписанного обеими сторонами договора об РКО. Заключить такой договор с выбранным банком имеет право любая коммерческая и некоммерческая организация вне зависимости от формы собственности, имеющая статус юрлица или предпринимателя. Открыв расчетный счёт в рублях или иностранной валюте (долларах, евро), его владелец может распоряжаться средствами для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности (именно этим счёт расчётный отличается от текущего).

В рамках договора банк берёт на себя обязанность по хранению денежных средств клиента, своевременному зачислению поступающих сумм, их перечислению и выдаче по распоряжению руководства предприятия, а также по оперативному, корректному совершению прочих действий, определённых договором и не противоречащих законодательным нормам.

Комплекс услуг, предоставляемых по договору РКО, заключается в следующем:

-обеспечение оперативного, бесперебойного движения денежных потоков клиента;

-проведение операций с валютой;

-приём/выдача наличных денежных средств.

Выполнение этих задач осуществляется разными способами с применением специальных финансовых инструментов, главным и основным из которых является расчётный счёт. Только после его открытия могут быть доступны другие банковские продукты по обращению финансов.

Безналичные операции

Расчётно-кассовое обслуживание безналичных операций – это:

обеспечение оперативного выполнения поручений клиента;

систематическое информирование о поступлении/выбытии денежных средств;

подготовка и выдача итоговых результатов финансовых операций (выдача выписок).

Для управления финансами банки предоставляют пакет услуг – основных и дополнительных, – из которых предприятие самостоятельно выбирает необходимые и наиболее удобные.

Компания взаимодействует с кредитным учреждением посредством передачи ему поручений на проведение действий с денежными средствами. Для этого существует два способа.

Классический – передача распоряжений на бумаге лично или через доверенное лицо. Так как для этого затрачивается время на поездку в офис банка, то постоянно им пользуется малое число предприятий.

Онлайн-банкинг – метод управления финансами, основанный на дистанционном представлении (через интернет) платёжных поручений/требований. Этот способ предпочитают большинство организаций.

Каждый из них имеет свой тариф и отдельно указывается в договоре на РКО.

Получив распоряжение компании (любым способом) на совершение платежа, банк выполняет его по условиям заключённого между ними стандартного соглашения, то есть согласно общему режимному графику. По желанию клиента после подписания специального договора к типовому комплекту РКО добавляется дополнительная функция – осуществление расчётов с поставщиками по системе Банковских Электронных Срочных Платежей (БЭСП). То есть финансовое учреждение за отдельную плату выполняет поручения клиента сразу в момент их поступления, а не по общему режиму, установленному внутренними правилами.

Валютные операции

Если компания желает осуществлять деятельность не только в рублях, то ей необходимо открыть валютный счёт, точнее, три: текущий (для распоряжения имеющейся у юрлица иностранной валютой), транзитный (для учёта поступающей выручки) и для учёта приобретенной на внутреннем рынке иностранной валюты.

В состав услуг по РКО валютных счетов входит:

-приобретение/реализация валюты по поручению компании;

-продажа обязательной части валютной выручки;

-конверсионные операции;

-перечисление/получение средств в инвалюте по экспортно-импортным сделкам клиента.

Эквайринг/Интернет-эквайринг

Если предприятие находится на расчётно-кассовом обслуживании в кредитном учреждении, ему может быть доступна (после подписания отдельного договора) услуга по приему банковских карт для оплаты товаров в торговой точке – эквайринг. Финансовая организация, осуществляющая такую деятельность, называется банком-эквайером. При этом она должна не только установить соответствующее оборудование в магазине, но и своевременно проводить все мероприятия, связанные с использованием карт.

Аналогичная услуга предоставляется при приёме оплат с использованием платёжных карт в сети Интернет. В этом случае терминалы для считывания информации о карте заменяет специальная форма, которую заполняет покупатель, а деятельность называется интернет-эквайрингом.

Операции с наличными денежными средствами

После подписания договора на РКО организация может оформить в обслуживающем банке чековую книжку. Она служит для получения наличных денег на финансирование хозяйственной стороны деятельности компании, выдачу заработной платы, оплату поставщикам.

Альтернативой чековой книжке служит корпоративная банковская карта. Её оформление сопровождается открытием специального счёта, по которому кредитная организация ведёт реестр операций, выдаёт выписки с оборотами и остатками.

В состав РКО входит и приём наличных денег. Уполномоченный сотрудник предприятия вносит их на счёт, оформляя при этом приходный кассовый ордер.

Если предприятию систематически требуется вносить/получать большие суммы денег, то в целях безопасности оно может воспользоваться услугой инкассации, доступной после открытия расчётного счёта и подписания соответствующего договора.

Расчётно-кассовое обслуживание – платная услуга, стоимость которой для юридического лица будет складываться из двух слагаемых. За базовый комплект взимается фиксированный тариф (некоторые позиции могут быть бесплатными для клиента – зависит от выбранного кредитного учреждения). Открытие рублевого расчётного счёта обходится в 900–3500 рублей, цена за ведение документации по дебетовым, кредитовым оборотам с выдачей выписок колеблется от 350 до 1100 рублей ежемесячно. Стоимость дополнительных услуг обычно составляет фиксированный процент от суммы операции. В частности, эквайринг или пользование системой БЭСП обойдется предприятию в 1,5-4% от суммы транзакции (размер комиссионного вознаграждения устанавливается банком).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.