Здавалка
Главная | Обратная связь

Таким образом, с середины 17 века российская государственность эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной.



Отмечая новые явления в политической сфере, следует отметить, что формирование абсолютизма в России имело свои особенности. Оно опиралось не на успехи новых слоев населения - буржуазии в первую очередь, а на специфические для нашей страны факторы: самодержавно-деспотические традиции, восходящие к временам монголо-татарского ига и эпохе борьбы за единство русских земель; необходимость держать в повиновении огромную территорию; соперничество боярской аристократии с дворянством и т.д.

В процессе формирования централизованного Московского государства с начала 16 столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социально-политическая система военно-служилых сословий, на которые опиралась власть. В 17 веке завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию.

К первой категории относились служилые люди, которые делились на служилых «по отечеству» и «по прибору». Служилые «по отечеству» получали землю за службу. Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. Служилые «по прибору» - стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники - получали небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими людьми у них были привилегии - они не платили налоги. Привилегированное купечество составляло верхушку «лучших» горожан, выделяясь среди богатых торговцев своим правовым положением.

Основную массу податного населения составляли крестьяне и посадские люди. Посадские люди (средние и мелкие торговцы и ремесленники - «средние» и «молодшие» горожане) страдали от непомерного налогового бремени фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах так называемые «белые слободы», население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налогов. Частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городах лавки и посадские дворы. Включение «белопомесцев» в тягло несколько облегчило положение « черных» слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться в другие города. Согласно закону 1658 года за бегство из посада следовало суровое наказание в виде смертной казни.

Соборное Уложение, отвечая требованиям служилых людей, отменило урочные годы и тем самым закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, который постепенно обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 года такая продажа, практиковавшаяся и раннее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и мене вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.

Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении-после продажи или передачи в наследство, новый владелец должен был платить налоги государству в том же объеме. Однако в 17 веке активно практиковалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились только в Поморье и Сибири.

Закрепостительная политика русского государства, ухудшение материального положения масс, укрепление самодержавия привели в 17 веке к ряду народных выступлений. Недаром это столетие было прозвано «бунташным». Характерной особенностью социальных движений 17 века было участие в них самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, а иногда и бояр.

Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 года в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой правительства Б. Морозова. Поводом послужил разгон стрельцами 1 июня делегации, пытавшейся подать жалобу царю на произвол чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Царь вынужден был отдать на расправу народу думного дьяка Чистого, начальника Земского приказа Плещеева, окольничего Траханиотова. Царю удалось спасти лишь своего «дядьку» Морозова. Восстание в Москве получило широкий резонанс - волна социальных антиправительственных выступлений летом 1648 г. охватила многие города Центральной России. Однако самые продолжительные и упорные восстания были отмечены в 1650 г. в Пскове и Новгороде

В 1662 году произошел Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и торговцах. Возбужденная толпа двинулась в село Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству войска. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 было повешено. Тем не менее, хождение медных денег было отменено.

Кульминацией народных выступлений в 17 веке стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина (1667-1670). Это движение зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых крестьян. Здесь они были защищены неписанным законом «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков по обороне южных границ, изредка выплачивало им жалованье и мирилось с существовавшим там своеобразным правлением.

Первый этап восстания: В мае 1667 г. Разин привел казаков на Волгу. Миновав Астрахань и ограбив по дороге караван судов, разинцы вышли в Каспийское море. Затем, после зимовки в Яицком городке, казаки совершили удачные набеги на владения иранского шаха. Их возвращение на Дон в августе 1669 года с богатой добычей произвела большое впечатление и укрепила славу Разина как удачливого атамана.

На втором этапе разинцы взяли Царицын, Астрахань. К Разину примыкали разные беглые люди, восстание охватило огромную территорию Поволжья. Восставшие везде вводили казачье устройство, при этом жестоко расправляясь с боярами, дворянами, грабя даже зажиточных крестьян.

Сознавая нависшую угрозу, власть мобилизовала все свои силы, В итоге царские войска нанесли поражение 20-тысячному отряду Разина под Симбирском в октябре 1670 г. Сам атаман, получив серьезное ранение, бежал на Дон. Но после поражения он уже не пользовался прежним влиянием, а вскоре был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству. В июне 1670 года Разина после жестоких пыток казнили. А в ноябре правительственные войска взяли последний оплот восставших - Астрахань. Затем последовали расправы над разницами. В одном только Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна еще не знала. В 1671 году донское казачество было впервые приведено к присяге на верность царской службе, что стало началом его превращения в надежную опору престола в России. Основными причинами неудач восставших являлись: слабая организация движения, недостаточность вооружения, отсутствие четких целей.

Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим. Примером перерастания идеологической борьбы в социальную может служить Соловецкое восстание 1668-1676 г.г. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был взят, их 500 его участников в живых осталось лишь 60.

Что касается экономического развития, то Россия по-прежнему оставалась отсталой аграрной страной, в которой сохранялись условия господства барщинно - крепостнической системы:

1) в 17 веке в экономике России по-прежнему преобладало натуральное хозяйство;

2) натуральный характер производства крестьянского хозяйства не способствовал усовершенствованию техники земледелия, которая оставалась примитивной, а если и совершенствовалась, то крайне медленно. Кроме того, в Российском государстве не было недостатка в земле, поэтому использовались лишь экстенсивные методы ведения хозяйства (развитие «вширь»), урожайность культур почти не росла, а земля по качеству оставалась такой, «какой Бог дал»;

3) экстенсивный путь развития хозяйства способствовал ужесточению эксплуатации непроизводительного крестьянского труда. Под давлением дворянства, нуждавшегося в рабочих руках, правительство продолжало проводить политику, направленную на укрепление феодально-крепостнических порядков. Владельческие, монастырские, и дворцовые крестьяне Соборным уложением были «навечно» прикреплены к барской земле. Крестьянам давались небольшие участки земли, с которых они должны были кормиться. За это крестьяне должны были со своим инвентарем и скотом обрабатывать барскую запашку, а также платить оброк продуктами.

Однако 17 век недаром называют началом нового времени. В экономике появляются первые ростки новых капиталистических отношений (в промышленности, торговли, отчасти в сельском хозяйстве). Барщинное хозяйство продолжает эволюционировать. Этот процесс выражался в первую очередь в том, что помещики начинают втягиваться в товарные отношения. Размер барской запашки, которую крестьяне обрабатывали с помощью своего инвентаря и скота, начинает постоянно увеличиваться, так как по мере развития торговли помещики старались продавать как можно больше хлеба. Зачастую вместо натурального оброка крестьяне должны были платить оброк денежный, а это в свою очередь способствовало втягиванию в товарные отношения и крестьян.

В 17 веке происходит активное освоение новых черноземных районов (к югу от реки Оки, в Поволжье и Приуралье, в Сибирь), поэтому наметился рост сельскохозяйственной продукции.

Однако гораздо быстрее сельского хозяйства развивалось промышленное производство. Самое широкое распространение получает домашняя промышленность. Всюду крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, разнообразную одежду, посуду, сани, рогожи, сало, щетину и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастала рамки домашней и превращалась в мелкотоварное производство. По этому пути идут мастера по изготовлению ярославских холстов, важских сукон, вяземских саней и т.д.

Ремесленное производство в городе постепенно переориентировалось с заказа на продажу то есть стало мелкотоварным. Рост производства, рассчитанного на рынок, был вызван углублением хозяйственной специализации отдельных районов. Например, изготовление льняного полотна в 17 веке сконцентрировалось в Новгороде, Пскове, Смоленске, Ярославле, Костроме, Вологде. Крупнейшими центрами по обработке кожи стали Ярославль, Вологда, Калуга. Первоклассными плотниками располагало Поморье. Центрами железоделательных промыслов стали уезды к югу от Москвы: Серпуховский, Каширский, Тульский, Алексинский. По всей стране расходилось тульское железо и серпуховский уклад, местные мастера, работавшие на казну, в то же время давали много изделий для продажи на рынке. Районы Поволжья являлись главными поставщиками хлеба. Заметный рост русского ремесла, превращение значительной его части в мелкотоварное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства.

В 20-30 годы 17 века в России появились первые мануфактуры -относительно крупные производства, на которых применялся ручной труд квалифицированных мастеров и приписных крестьян. Это свидетельствовало о начале перехода к раннекапиталистическому производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями. Первые мануфактуры возникли в металлургии. Потребность государства в вооружении, которую не могло полностью удовлетворить ремесленное производство и ввозимая из-за рубежа продукция, обусловили производство металла. Основателями первых в России металлургических предприятий стали голландцы А. Виниус, Ф. Акема и датчанин П. Марселис. В 1636 году Виниус в Тульско - Каширском районе пустил вододействующий завод, на котором отливали пушки и ядра, а так же сковороды, гвозди.

Значительная часть мануфактур были казенными или дворцовыми. На них применялся принудительный труд. Связей с рынком они не имели. Другая группа мануфактур принадлежала купцам, боярам и иноземцам. Последние получали от властей концессию на открытие завода, потом в течение ряда лет продавали продукцию государству по льготным ценам. Это были относительно крупные предприятия, где трудились вольнонаемные рабочие. Мануфактурам принадлежала ведущая роль в производстве оружия. В изготовлении же сельскохозяйственных орудий, предметов бытового обихода с ними успешно конкурировали мелкие крестьянские промыслы и городские ремесленники.

В 17 веке начинает складываться всероссийский рынок. Местная торговля сосредотачивалась в городах и развивалась весьма успешно. Крестьяне продавали излишки продуктов, что бы заплатить помещику денежный оброк и купить произведенный в городе товар. Ремесленники торговали своими изделиями, приобретали продукты питания. Работные люди мануфактур шли на рынок за едой, одеждой, обувью. Помещики, как установится зимний путь, везли продавать в город зерно, лен, сало, кожи и прочий излишек оброчных товаров. Являлись на торг промысловики с мехами, каменьями. Самыми крупными торговыми городами были Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Вологда, в Сибири - Тобольск и Якутск.

В 17 веке торговля приобретает общерусский характер: купцы оптом скупали товары ремесленников и мануфактур, развозили их по ярмаркам и базарам всей страны. Основным видом крупного оптового торга внутри страны являлись ярмарки. Среди крупнейших ярмарок выделялись: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале. Постоянным общероссийским торговым центром была Москва. Здесь у Красной площади располагалось около 120 торговых рядов.

Однако торговая специализация была развита слабо, капитал обращался медленно, свободные средства и кредит отсутствовали, ростовщичество еще не стало профессиональным занятием, разбросанность торговли требовала наличия многих агентов и посредников, что уменьшало её прибыльность. Товарное производство и денежное обращение касалось в основном городского населения. В деревне продолжало господствовать натуральное хозяйство.

Активно развивалась внешняя торговля, по-прежнему шедшая через Архангельск (до 75 %) в западном направлении и через Астрахань - в восточном. Структура экспорта оставалась традиционной, отражавшей характер и уровень развития экономики. Вывозились меха, зерно, лен, пенька, кожи, сало. Импортировала Россия промышленные изделия, металл, сукно, предметы роскоши, чай. Перевозка продукции сельского хозяйства была выгодна только крупными партиями, что было возможно осуществить только морским транспортом. Морская торговля с Европой осуществлялась через Архангельск, действовавший лишь несколько месяцев в году. Что не могло удовлетворить потребности страны, перед которой стояла острая необходимость выхода к незамерзающим морям. К тому же Россия не имела своего флота, а её и так ограниченная внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранных купцов.

Правительство, учитывая интересы собственной экономики и русского купечества, начало проводить политику протекционизма. В 1653 году был принят Торговый устав, установивший 5-% пошлину с цены ввозимого товара. В 1667 году был принят Новоторговый устав, согласно которому вводилась 10-% пошлина на ввозимые товары, ряд товаров совсем запретили ввозить в страну. Иноземные купцы не имели права вести на русских рынках розничную торговлю. Товары свои они должны были оптом продавать русским купцам. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и её основные внешнеполитические задачи: - возвращение территорий, потерянных в годы Смуты, а в перспективе -присоединение украинских и других земель, входивших в состав древнерусского государства.

К середине 17 века, коренные изменения, происходящие в русском обществе и государстве, потребовали проведения и реформы русской православной церкви. Потребность в проведении подобной реформы возникла не сразу, а лишь в результате вызревания соответствующих предпосылок:

а) Социальный кризис середины 17 века, тяжелое экономическое положение страны в той или иной мере затрагивали отношения между государством и церковью.

б) Кризисные явления, которые поразили саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, разврат, стяжательство и т.д.). К середине 17 века выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много ошибок, исправлений, искажений. Это не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли читать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли, тем самым зачастую искажая первоначальный смысл. То же происходило и в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Эти службы шли долго и утомительно, и священники пошли по следующему пути: читали сами свою молитву, в то же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать не могли. Обычай креститься двумя перстами, согласно утверждению многих тоже был ошибочным и греховным. Все эти явления подрывали авторитет церкви. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги по единому образцу.

в) Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени.

г) Внешнеполитические интересы страны так же требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров, как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Здесь сказалось влияние теории «Москва-третий Рим». Для осуществления данной теории необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, сербской и других православных церквах, находившихся в странах, на которые претендовала Россия.

Одним из спорных вопросов в реформировании церкви был вопрос о том, по каким образцам исправлять книги и обряды. Одни утверждали, что за основу необходимо взять решения Стоглавого Собора 1551 г., провозгласившего незыблемость древнерусских обрядов. Другие предлагали использовать только греческие оригиналы, с которых некогда и делались русские переводы богослужебных книг. По мнению последних, в том числе правщиков Московского Печатного двора, эта работа могла быть поручена только высокопрофессиональным переводчикам-богословам.

Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол в 1652 году талантливый администратор, но властный и честолюбивый Никон, сделавший при поддержке царя Алексея Михайловича стремительную карьеру. Став патриархом, Никон вскоре порвал со своими недавними соратниками по кружку «ревнителей благочестия», сохранявшими приверженность «старине», и стал решительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам.

В 1653 году Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а так же уточнявший, сколько земных поклонов надо класть перед чтением молитвы св. Ефрема Сирина. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи. По примеру восточного духовенства в церквах стали читать проповеди собственного сочинения.

Русские богослужебные книги приказано было везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. Церковный Собор 1654 г. с участием царя и членов Боярской Думы одобрил исправление книг по греческим образцам.

Кроме исправления богослужебных книг и икон основным содержанием реформы были следующие: креститься было приказано не двумя пальцами как раньше, а тремя; иным было прочтение символа веры; имя Христа стало писаться «Иисус», а не «Исус», как требовала традиция; был введен четырехконечный крест, считавшийся после Стоглавого собора «латинским», Произошла реформа церковно-славянского языка, изменилась лексика, грамматика, ударения. Слово «аллилуйя» во время молитвы нужно было произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него. Внесены были изменения в облачения духовенства в виде архиерейского посоха, клобуки и мантии.

Реформа, проведенная Никоном, не затрагивала основ православия и в основном касалась обрядовой стороны. Тем не менее, против неё выступили в первую очередь бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона, человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый. «Ревнители» писали царю, но тот не откликался. Тогда свои проповеди и призывы сохранить «древнее благочестие» они стали обращать к широким слоям верующих столицы, а потом и других городов и уездов. В 1656 г. на очередном соборе, созванном по инициативе патриарха при участии антиохийского патриарха и сербского митрополита, всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Сторону ревнителей приняли некоторые знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили выступления противников реформ. Церковная реформа не прошла бесследно и имела ряд довольно серьезных последствий, а именно:

- деятельность Никона ослабили русскую православную церковь, стала прологом ликвидации патриаршества, подготовив её полному подчинению государству;

одним их духовных последствий была деформация теории «Москва-третий Рим»;

привела к расколу общества на сторонников реформы - «никонианцев» и противников-старообрядцев.

Старообрядчество стало одним из самых сложных и противоречивых последствий реформы. По некоторым данным более трети православного населения остались в старой вере. Старообрядчество представляло собой религиозно-психологическое явление. Старая вера отождествлялась с идеей Старой Руси, с надеждой обрести «правду» - социальную справедливость, спасти бессмертную душу и попасть в Царствие Небесное. Идейные вожди старообрядчества Неронов и Аввакум призывали к отказу от новшеств, к борьбе за православные традиции, и «истинную веру». При этом религиозное содержание проявлялось и в социально - политических протестах. Ревнители старой веры шли к Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре. Многие бежали из мира, «захваченного антихристом». Бегство принимало разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири до самосожжений целыми общинами (в гарях по данным конца 17 века погибло не менее 20-тысяч человек) часто под угрозой правительственных репрессий.

Но речь шла не только о сохранении старого. В преддверии Нового времени, в обстановке духовного кризиса российского общества старообрядчество имело некоторые социально-психологические черты, не характерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, образа заступника перед Богом. Повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутренней веры. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за личное спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вероисповедание стало более деятельным. Старообрядцы стали рассчитывать на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их облик, способствовало умеренности в материальных потребностях, возникновению новой трудовой этики, нового отношения к собственности. Активизировалась социальная, в том числе хозяйственная деятельность староверов, стремившихся спасти свои общины, для этого укрепляя их материальную базу. Не случайно именно старообрядчество в конце 18 - первой половине 19 века сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основателями крупнейших династий русских промышленников и купцов -Гучковых, Коноваловых, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, принадлежали к старообрядцам.

Итак, как преобразования и в других сферах жизни, церковная реформа отличалась непоследовательностью, непродуманностью и привела к неожиданным и противоречивым результатам.

Итак, середина и вторая половина 17 века была ознаменована началом массированного западного влияния на Русь. В это время страна расширяет свои пределы далеко на Восток, не только выйдя к Тихому океану, но и вплотную приблизившись к берегам Америки. Этот период подготовил те коренные перемены, которые принято связывать с именем Петра Великого.

20. Развитие русской культуры в XVI-XVII веках.

В 16 веке в России возросла потребность в грамотных людях. Грамоте обучали при монастырях, а среди богатых людей было распространено домашнее обучение.

Основным материалом для письма стала бумага, которую привозили из Италии, Франции, германских государств, Польши. Рукописных книг в XVIв. стало значительно больше, хотя "книжное списание" оставалось нелегким трудом. Книги переписывали не только духовные, но и светские лица.

 

В 1574г. во Львове Иваном Федоровым был написан и напечатан "Букварь". Он совмещает в себе учебники для двух видов школ: азбука, тексты для чтения и сведения по грамматике образцы склонений и спряжений.

 

В это же время отмечается интерес к иностранным языкам. Появляются переводы с различных языков, таких как греческий, латинский, польский. Переводчиков в те времена называли «тлумачи».

 

В древнерусских школах конца XV - XVI века проводилось только начальное образование: учили чтению, письму, читали "Псалтырь" "и прочие божественные книги". Особое внимание уделялось пению. Ко второй половине XVI века относится создание первых арифметик и пособий по геометрии.

 

Напряженная борьба с многочисленными внешними и внутренними врагами способствовали возникновению в России обширной исторической литературы, центральной темой которой являлся вопрос о росте и развитии русского государства. Наиболее значительным памятником исторической мысли рассматриваемого периода были летописные своды (Лицевой – иллюстрированный летописный свод).

 

Особенно значительным в конце XV и в XVI веке были достижения в области архитектуры. Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году храм Покрова на Рву (Василия Блаженного). Этот собор был сооружен в ознаменование покорения Казани. Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) была построена Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. В 1514-1515гг. Успенский собор был расписан фресками и приобрел нарядный вид. Успенский собор стал главным сооружением великокняжеской Москвы и классическим образом церковного зодчества XVIв.В 1505-1508гг. Была построена усыпальница великих князей -Архангельский собор.

Поворотным пунктом в истории архитектуры того времени становится перестройка Московского Кремля.В самом начале XVIв. был воздвигнут еще один собор в Кремле - собор Чудова монастыря, в котором ярко проявились особенности новой московской архитектуры. Это был один из знаменитых шатровых храмов.

 

В условиях подчинения живописного искусства требованиям официальной религиозной идеологии к концу XVIв. выработалось своеобразное художественное направление. Оно получило наименование "строгановской иконы".

 

Одним из крупных московских мастеров начала XVIв. был Дионисий. Самым замечательным памятником Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Роспись посвящена теме Богородицы (около 25 композиций). Тема росписи-хвалебное песнопение (акафист).

 

Культура и быт русского народа в XVII веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение" (тенденция снижения возвышенных, духовных образов, идеальных представлений и высокого предназначения искусства до обыденных ситуаций, прагматических, утилитарных задач), проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.

 

В Посольском приказе с 1621 г. составлялись "Куранты" - первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере.

 

Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.

 

В произведениях литературы второй половины XVII в. появляется новое отношение к человеческой личности - интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе. К XVII в. относятся первые записи фольклора - произведений устного народного творчества. Жанр "жития" приобретает характер автобиографии. "Житие протопопа Аввакума», им самим написанное, можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Также новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры.

 

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путинках (строительство окончено в 1652 г.). Церковь в Путинках - последний из шатровых храмов в Москве. В 1652 г. на патриарший престол вступил Никон, который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие.

Характерные черты московского барокко (архитектурного стиля, получившего распространение в то время) - четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчеркнутая устремленность здания вверх. Образцами московского барокко стали церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, а также многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря.

 

Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов.

 

Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный - парсунная живопись. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

 

21. XVIII век в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

 

XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

 

XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

 

Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.

 

Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

 

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу.

 

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

 

Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией - небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

 

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

 

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.