Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар «Язык. Сознание. Культура: Детерминационная зависимость»



Семинар работает при отделе психолингвистики уже 11 лет.
С начала 90-х годов в московской психолингвистической школе начинает формироваться новая методологическая база для этнопсихолингвистических исследований: центральной проблемой становится исследование этнокультурной специфики языкового сознания, а главной причиной непонимания при межкультурном общении признается различие национальных сознаний коммуникантов.
Теоретической основой исследований служит обоснованное в психологии представление о том, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в структуре деятельности общения, отображаются в его сознании таким образом, что это отображение фиксирует причинные и пространственные связи явлений и эмоций, вызываемых восприятием этих явлений, и образ мира меняется от одной культуры к другой.

Поиск новых путей исследования привел к формированию представлений о межкультурной онтологии анализа этнических сознаний, когда образы сознания одной этнической культуры анализируются в процессе контрастивного сопоставления с образами сознания другой культуры. В связи с этим возникла проблема формирования методики таких контрастивных исследований, когда язык и культура рассматриваются как формы существования общественного сознания, которое бытует как "образ себя" (образ мира своего этноса) и "образ другого".
Этническая культура, понимаемая как исторически выработанный способ деятельности, предполагает, что всем явлениям культуры присуща общая функция — служить средством человеческой деятельности. Следовательно, быть культурным — значит уметь пользоваться множеством вещей, владеть системой средств, благодаря которой осуществляется коллективная и индивидуальная деятельность (Э.С.Маркарян). В понятие "способ деятельности" включаются не только умения и навыки, но и весь спектр объективных средств осуществления активности людей. Его элементами являются внебиологически выработанные средства, с помощью которых действия людей стимулируются, программируются, воспроизводятся (Лурье 1997).
Центральным объектом исследования становится образ мира, существующий в сознании носителей данной культуры, который рассматривается как основополагающая компонента культуры этноса. Именно образ мира является универсальным механизмом адаптации этноса к окружающему миру, поскольку им задается та система координат, в которых будет действовать представитель данной этнической культуры.

В процессе развития этноса образ мира может меняться, но неизменными остаются принадлежащие коллективному бессознательному структурообразующие элементы этнического бессознательного — этнические константы (С.В.Лурье 1997).
Работа семинара показала, что современный уровень исследовании языкового сознания позволяет осуществлять не только описание особенностей образа мира носителей различных культур, но ставить и решать сложные методологические и теоретические проблемы в этой области психолингвистических исследований.

28-29 октября 2011 г. в рамках семинара прошёл круглый стол «Межэтническое общение: контакты и конфликты».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.