Здавалка
Главная | Обратная связь

Дошкольного возраста



Основные направления развития театрализованной игрысостоят в по­степенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорно­му тексту к игре-контаминации, подразу­мевающей свободное построение ребен­ком сюжета, в котором литературная ос­нова сочетается со свободной ее интер­претацией ребенком или соединяются не­сколько произведений; от игры, где ис­пользуются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром являет­ся «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ре­бенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных спо­собностей и интересов; от театрализован­ной игры к театрально-игровой деятель­ности как средству самовыражения лич­ности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы

Первая - формирование положи­тельного отношения детей к театра­лизованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенно­му виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к теат­ральной культуре, осознание причин положительного или индифферентно­го отношения к игре, связанного с нали­чием или отсутствием интереса и спо­собности к самовыражению в театрали­зованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятель­ности взрослого и детей становится при­общение детей к театральной культу­ре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятель­ностью людей, работающих в театре, яр­кими представителями данных профес­сий, видами и жанрами театрального ис­кусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте про­исходит углубление театрально-игро­вого опыта за счет освоения разных ви­дов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более актив­ными и самостоятельными в выборе со­держания игр, относятся к выбору твор­чески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литера­турных произведений. Например, «Путе­шествие по сказкам А.С. Пушкина», «Но­вые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обо­гащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравствен­ный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализо­ванной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о жи­вотных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенден­цией к объединению разных видов сю­жетной игры, в том числе игры-фантази­рования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фан­тазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предпо­лагающую сочетание ролевой и театра­лизованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участву­ющих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение ком­плекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с со­вершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углуб­ление позиции «артист», развитие спо­собности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражать­ся с помощью комплекса средств невер­бальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает станов­ление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность вопло­щать свои замыслы не только собствен­ными силами, но и организуя деятель­ность других детей.

Четвертая группа позволяет ребен­ку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способ­ностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчес­ки использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атри­буты и элементы костюмов, изготавли­вать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (пере­ход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно про­являют самостоятельность и субъектив­ную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средства­ми стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процес­се придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На кон­кретных примерах необхо­димо помочь ребенку по­нять, что «лучшая импрови­зация всегда подготовлена». Подготовка достигается на­личием предшествующего опыта, умением интерпрети­ровать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем ос­воения разных средств реа­лизации своих задумок и т.д. Решение данной задачи тре­бует предоставления детям права выбора средств для импровиза­ции и самовыражения.

Реализация названных задач и содер­жания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных прин­ципов организации театрализо­ванной игры.

Важнейшим является принцип спе­цифичностиданной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережи­тый) компоненты.

Принцип комплексностипредпо­лагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и раз­ными видами художественной деятель­ности ребенка.

Согласно принципу импровизационноститеатрализованная игра рас­сматривается как творческая деятель­ность, что обусловливает особое взаи­модействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого состав­ляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образ­ца для подражания, наличие своей точ­ки зрения у ребенка, стремление к ори­гинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы нахо­дят свое выражение в принципе интегративности,в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельнос­ти включается в целостный педагогиче­ский процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театра­лизации с учетом этапов художествен­ной деятельности.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литера­турного текста (содержание, смысло­вой и эмоциональный подтекст и об­разность). Отсюда и цель работы - обо­гащение познавательного и эмоцио­нального опыта по теме и идее произве­дения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по позна­вательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музы­кальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произве­дения. В совместной деятельности вос­питателя и детей вне занятий проводят­ся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рас­сматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, ди­дактические игры, лексические упраж­нения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призва­ны стимулировать интерес детей к об­щению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основ­ным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание об­раза - задача сложная для дошкольни­ков, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и на­строений способствуют занятия по по­знавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной дея­тельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматрива­ние разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игро­вую и художественную деятельность де­тей на основе текста.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режис­сер», «оформитель-костюмер». Данная цель может реализовываться как на за­нятиях по изобразительной деятельно­сти (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесооб­разны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в по­становке спектакля. Творчество в само­стоятельной игровой и речевой дея­тельности стимулируется предметной средой.

Организованная таким образом ра­бота будет способствовать тому, что театрализованная игра станет сред­ством самовыражения и самореализа­ции ребенка в разных видах творчест­ва, самоутверждения в группе сверст­ников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, кото­рые находят свое воплощение в теат­рально-игровой деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.