Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания по полевой практике



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени В.И.ВЕРНАДСКОГО

 

Факультет географический

Кафедра геоэкологии

 

 

«Утверждаю» Проректор по учебной работе

А.М.Тимохин

«_____» ___________ 2010 г.

 

ПРОГРАММА

ПО ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО БИОГЕОГРАФИИ

 

для студентов 2 курса дневной формы обучения

направление подготовки 6.040106 – «экология, охрана окружающей среды и

Сбалансированное природопользование»

 

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

отрасль знаний

Естественные науки

 

Симферополь, 2010

 

Программа составлена на основе «Положения о магистратуре Таврического национального университета им. В.И. Вернадского», утвержденного ректором ТНУ Багровым Н.В., 2001г., «Положения о проведении практик студентов высших учебных заведений Украины», «Методических рекомендаций по составлению программ практики студентов высших учебных заведений Украины», Киев,1996г., программы производственной практики, утвержденной на кафедре геоэкологии 12.03.04, протокол №8 и одобренной советом географического факультета 14.03.07, протокол № 10.

Программа составлена доцентом кафедры геоэкологии,

доцентом Гаркушей Л.Я.

Утверждена на заседании кафедры геоэкологии,

Протокол № 8 от 12 марта 2004 г.

Зав. кафедрой, профессор В.А.Боков

Переутверждено на заседании кафедры геоэкологии,

протокол № 11 от 08. 04. 2010 г.

Зав. кафедрой, профессор В.А.Боков

Одобрено советом (методической комиссией) географического факультета ТНУ,

протокол 4 от 9. 02. 2011

Председатель декан географического факультета,

профессор Б.А.Вахрушев

 

 

Согласовано:

Руководитель практик ТНУ_________________________________

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Полевая практика по биогеографии проводится в общей системе практик и готовит студентов к ландшафтной практике. Она проводится для студентов 2 курса географического факультета, специальности 7.070501 – «география», согласно учебному плану. Практика проводится в окрестностях университета на Битакском останце и на СВ склонах массива Чатыр-Даг у села Перевальное, или на Куйбышевском стационаре. Практику предворяет инструктаж по правилам безопасности, которые студенты должны строго соблюдать.

Основными обязанностями студентов является выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики. Руководитель практики осуществляет контроль за работой студентов на практике.

Целью биогеографической практики является изучение закономерностей распространения и распределения растительного покрова по земной поверхности. Для выявления этих закономерностей необходимо знание флоры, видового состава и структуры фитоценозов данного района, экологии как отдельных видов растений, так и фитоценозов в целом.

Исходя из поставленной цели на практике решаются следующие задачи:

1. Ознакомление студентов с методами флористических и геоботанических исследований.

2. Изучение флоры и растительности полигона и закономерностей распространения наиболее характерных для данной территории видов растений и растительных сообществ в зависимости от условий местообитания.

3. Изучение состава животных района практик

4. Овладение методикой геоботанического профилирования и приемами камеральной обработки собранных полевых материалов.

Для студентов географического факультета, практика по биогеографии помимо целевого назначения важна своей тесной взаимосвязью с другими видами учебной практики. С этих позиций немаловажное значение имеет ее положение в общей системе всех практик.

Произрастание как отдельных видов растений, так и сформированных ими фитоценозов, зависит от комплекса физико-географических факторов, а в пределах одного региона в первую очередь от особенностей рельефа, который оказывает как прямое (формирование высотной поясности), так и косвенное влияние на растительность, являясь мощным трасформатором тепла и влаги, оказывает исключительно большое влияние на специфику фитоценозов и их распространение. Знание геоморфологии одно из вспомагательных, но необходимых средств познания растительности. Поэтому целесообразно и методически оправдано, чтобы геолого-геоморфологическая практика предшествовала проведению геоботанической. Это поможет студентам приступить к изучению флоры и растительности, с тем необходимым запасом знаний по геологии и геоморфологии района, который облегчает им выявление и анализ закономерностей распределения растений и растительных сообществ. Предварительное знакомство студентов с флорой и растительностью учебного полигона обязательно перед прохождением ландшафтной практики.

Результаты практики во многом зависят от характера растительного покрова того района, где она проводится. При выборе места практики важно, чтобы растительность учебного полигона характеризовалась разнообразием типов растительности и слагающих их фитоценозов (что в значительной степени определяется разнообразием элементов рельефа) и наличием хотя бы на отдельных участках сообществ, близких к ненарушенным коренным ценозам. Это облегчает выявление основных закономерностей распределения сообществ по территории учебного полигона, позволяет на сравнительном материале показать и объяснить степень и направленность трансформированности растительного покрова и, наконец, дает возможность выбора участков для самостоятельной работы студентов.

Из шести дней, отведенных на практику, не менее трех следует посвятить учебным маршрутам, где студенты получат основную информацию, необходимую для выполнения самостоятельной полевой работы. Два дня отводятся для самостоятельной полевой работы студентов и один день для обработки полевых материалов, написания отчета, подготовки и сдачи зачета.

Ввиду того, что предлагаемые методические указания рассчитаны на студентов, проходящих практику непродолжительное время, в нем сообщаются только те методы флористических и геоботанических исследований, которые необходимы для каждого, начинающего знакомство с флорой и растительностью любого региона, и которые реально могут быть освоены за столь короткий срок.

Методические указания написаны также с целью унификации данного вида практики, с учетом того, что в ее проведении принимают участие и другие преподаватели, состав которых изменяется по годам.

Опираясь на многолетний опыт практик, считаю целесообразным включить в пособие и некоторые соображения методического характера, направленные на совершенствование методики проведения практики, на более рациональное и эффективное распределение и использование времени, которые могут быть использованы преподавателем ведущим данную практику.

 

Задания по полевой практике

 

Задания распределяются по дням практики следующим образом:

1. Изучение методов флористических и геоботанических исследований. Флористическая экскурсия по району практики (степные биоценозы). Сбор карманного гербария.

2. Описание пробной площадки в степном фитоценозе. Заложение геоботанического профиля и выбор учетных площадок, отражающих смену растительных сообществ по профилю.

3. Работа на геоботаническом профиле, заложенном с целью изучения степных фитоценозов. Самостоятельное описание пробных площадей (по одной на каждого студента).

4. Флористическая экскурсия с целью знакомства с лесными видами. Сбор карманного гербария. Описание лесной пробной площади. Ознакомление с высотной поясностью Крымских гор.

5. Заложение геоботанического профиля через балку с целью изучения смены лесных сообществ и причин их смен. Самостоятельное описание лесных пробных площадей (по одной на каждого студента).

6. Камеральная обработка собранных материалов. Сдача отчета и зачет по практике.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.