Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая характеристика объектов общественного питания КУП «Бизнес-центр «Столица»



 

Проанализируем итоги деятельности объектов общественного питания КУП «Бизнес-центр «Столица» за период 2009-2010 гг.

Важнейшим показателем является товарооборот общественного питания, показывающий сумму проданных услуг питания.

Таблица 2.5.1 - Анализ товарооборота и дохода от реализации предприятий питания КУП «Бизнес-центр «Столица»

 

Показатель 2009 год 2010 год отклонение Темп роста, %
Товарооборот, тыс. руб. 7515233,22 8799159,91 + 1283926,7 117,1
Доход от реализации, тыс. руб. 4637930,6 4870899,9 + 232969,3 105,0
Уровень дохода от реализации от товарооборота,% 61,7 55,4 - 6,3 -

 

Примечание—Источник: собственная разработка.

 

 

Итак, за отчетный период мы наблюдаем положительную тенденцию – рост товарооборота общепита на 17%. Это говорит о нарастающей деятельности предприятий питания и повышения популярности не только среди гостей, но и среди жителей столицы. Ведь все более популярным становится проведение торжественных мероприятий в стенах ресторанов КУП «Бизнес-центр «Столица» (свадьбы, выпускные, корпоративы).

Важно также проанализировать долю различных объектов питания в общем товарообороте. В данном периоде наибольший удельный вес в товарообороте имеет ресторан «Виктория» (основная причина этого – проведение завтраков (шведский стол) в данном ресторане), затем располагается ресторан «Созвездие Виктория». Остальные группы имеют незначительную долю в общем товарообороте. При этом следует заметить, что удельный вес ресторана «Виктория» почти не изменился в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Данные приведены в таблице 2.5.2. По ним видно, что ресторан «Созвездие Виктория» уменьшил свою долю в товарообороте. Это связано с тем, что начали набирать популярность другие точки общепита. Например, некоторая доля торжеств, проводимая в 2009 году в ресторане «Созвездие» стала осуществляться в ночном клубе «Ника» либо в банкетных залах.

 

 

Таблица 2.5.2 —Удельный вес ресторанов в общем товарообороте

 

Название ресторана Удельный вес, %
«Виктория» 43,9 44,1
«Созвездие Виктория» 33,3 28,6
Другие точки общепита 22,8 27,3

 

Примечание—Источник: собственная разработка.

 

Стоит отметить и соотношение реализованной продукции собственного производства и покупных товаров, продаваемых в подразделах комплекса общественного питания. Доля реализованной продукции собственного производства, равная 59%, является нормальной для ресторана высшей наценочной категории.

 

 

Примечание—Источник: собственная разработка.

Рисунок 3 — Удельный вес покупных товаров и реализованной продукции собственного производства в общем товарообороте за 2010 г., в %.

 

Сумма полученного дохода от реализации по предприятию за 2009 год составила 4637,9 млн. руб., за 2010 год 4870,8 млн. рублей (см. таблицу 2.5.1). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень дохода от реализации от товарооборота уменьшился на 6,3% и составил 55,4%. Это произошло из-за того, что темп роста товарооборота опережает темп роста дохода от реализации.

Наглядную картину изменения дохода от реализации по месяцам 2009 и 2010 гг. можно посмотреть на рисунке 2. Из анализа видно, что доход в 2010 году не значительно выше уровня 2009 года. Есть также закономерность в распределении его суммы по месяцам. Наблюдается его рост в июне (время выпускных и свадеб), а также к концу года, начиная с осенних месяцев (корпоративные праздники).

 

 

Примечание—Источник: собственная разработка.

 

Рисунок 4 — Анализ дохода от реализации по месяцам 2009-2010 гг.

 

Перейдем к затратам предприятий питания КУП «Бизнес-центр «Столица».

Сумма издержек производства и обращения по предприятию за 2009 год составила 2877302,6 тыс. руб., за 2010 год - 3928260,0 тыс. рублей. По сравнению с прошлым годом уровень издержек обращения увеличился на 6,35% и составил 44,64%.

 

 

Таблица 2.5.3 - Анализ товарооборота и затрат на производство и реализацию продукции предприятий питания КУП «Бизнес-центр «Столица»

 

Показатель 2009 год 2010 год отклонение Темп прироста %
Товарооборот, тыс. руб. 7515233,2 8799159,9 + 1283926,7 117,1
Затраты на производство и реализацию, тыс. руб. 2877302,6 3928260,0 + 1 050957,4 136,5
Уровень затрат на производство и реализацию продукции от товарооборота,% 38,29 44,64 + 6,35 -

 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Что же касается структуры расходов, то как видно из таблицы 2.7.4, доля постоянных затрат больше, нежели доля переменных издержек как в 2009, так и в 2010 гг. Но к концу 2010 года она немного снижается и становится равной 59,7 %. Необходимо отметить, что увеличение затрат произошло по таким статьям как: фонд оплаты труда, отчисления в ФСЗН, аренду, тепло- и водоснабжение, транспортные расходы и др., а вот, например, амортизация ОС уменьшились.

 

Таблица 2.5.4 - Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции предприятий питания КУП «Бизнес-центр «Столица»

 

  отклонение Темп роста, %
Переменные затраты, тыс руб 1 791768,0 2720372,0 +928604,0 151,8
Постоянные затраты 1085534,7 1207888,0 +122353,3 111,3
Итого 2877302,7 3928260,0 + 1050957,3 136,5
Доля переменных затрат в итоге,% 38,9 40,3 + 1,4 -
Доля постоянных затрат в итоге,% 61,1 59,7 - 1,4 -

 

Примечание—Источник: собственная разработка.

 

Однако, несмотря на свои значительные успехи по завоеванию потребителей, общественное питание КУП «Бизнес-центр «Столица» пока работает без прибыли, а существует за счет положительных результатов деятельности гостиницы и бизнес-центра. Увеличение убытка вполне объяснимо большими затратами на продвижение предприятий питания, которые были открыты вместе с гостиницей 2 с половиной года назад, и недавно созданных (ночной клуб «Ника»). Это естественно, что на стадии внедрения любой новый продукт несет потери – предприятие еще не набрало силы, а постоянные затраты на то и постоянные, что не зависят от прибыли и есть в любом случае. То есть основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта, и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли.

Из всех объектов питания КУП «Бизнес-центр «Столица» ресторан «Виктория» является наиболее экономически стабильным и прибыльным. Этот важнейший показатель у ресторана положительный. На рисунке 3 можно проследить динамику прибыли ресторана за период 2009-2010 гг. Колебания величины прибыли довольно велики и закономерно возрастают к концу года.

 

 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Рисунок 5 — Анализ прибыли бара и ресторана «Виктория»

по месяцам 2009-2010 гг.

 

Итак, подведем итоги.

Общепит КУП «Бизнес-центр «Столица» находится на стадии внедрения на рынок, что имеет свое отражение на результатах хозяйственной деятельности. Внедрение продукта на рынок это период достаточной неопределённости. Затраты на обеспечение устойчивости и выживания этих предприятий питания на рынке достаточно высоки. Это начало этапа настоящей борьбы за прибыль. Неизбежными на стадии внедрения являются большие затраты, что связано со значительными усилиями по созданию широкой осведомленности о продукте. И поэтому данная ситуация пока не позволяет общепиту КУП «Бизнес-центр «Столица» считаться прибыльным (только отдельные объекты). Но это дело времени… Еще год – два, и предприятия питания под эгидой гостиницы «Виктория» уверенно встанут на ноги.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

КУП «Бизнес-центр «Столица» и гостиница «Виктория» в частности функционирует на рынке гостиничных услуг Республики Беларусь только с июля 2007 года. Так как предприятие новое, его руководство старалось учесть все необходимые требования, предъявляемые к гостиницам 4*, а также всевозрастающие потребности туристов и особенно гостей, посещающих нашу страну с деловыми целями.

Ввиду того, что предприятие новое, пока сложно говорить о недостатках работы гостиницы, но можно дать некоторые рекомендации по улучшению финансовых результатов гостиницы и ее финансового состояния.

Отмечено, что все показатели имеют тенденцию к снижению в декабре. Это обусловлено снижением деловой активности в период рождественских каникул. Для повышения притока клиентов в гостиницу в данный период, а соответственно и улучшения ее финансовых результатов, можно порекомендовать усилить деятельность рекламных кампаний гостиницы в этот период, разработать специальную систему скидок на период рождественских и новогодних праздников. Возможным вариантом увеличения притока гостей в этот период может быть разработка тура выходного дня с проживанием в гостинице «Виктория», который сможет привлечь не только бизнес-туристов, но и другие их категории.

Основными мероприятиями по повышению эффективности деятельности отеля «Виктория» должны стать мероприятия по совершенствованию методов обслуживания и повышения качества услуг, совершенствование организационной структуры управления, увеличение объема продаж и доли предприятия на рынке услуг гостеприимства за счет более эффективных маркетинговых стратегий и более детального изучения потребностей потенциальных гостей.

Для выявления резервов улучшения финансового состояния КУП «Бизнес-центр «Столица» может использовать маркетинговый анализ, который заключается в изучении спроса и предложения, рынков сбыта, поиске новых рынков и новых сегментов, оптимизации ценовой и продуктовой политики и так далее.

Наиболее важным способом улучшения финансового состояния являетсяпоиск внут­ренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работыза счет более полного использования производственной мощности предприятия, по­вышения качества и конкурентоспособности продукции, внедрения новых продуктов сни­жения ее себестоимости, рационального использования мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения не­производительных расходов и потерь.

Так как предприятие построено в кредит, и сейчас осуществляется стройка второго корпуса гостиницы также за счет кредита, в данный момент оно имеет очень большую сумму долгосрочной кредиторской задолженности. Это обусловливает неблагоприятное финансовое состояние КУП «Бизнес-центр «Столица» на данном этапе его функционирования. Поэтому для выхода предприятия из такого финансового состояния ему необходимо как можно быстрее выплатить задолженность по кредитам.

Положительной тенденцией в работе гостиницы является повсеместное внедрение новых технологии, разработка различного рода нормативов, постоянное совершенст­вование методов обслуживания и повышение квалификации сотрудников, что в свою очередь благоприятно влияет на качество обслуживания гостей и эффективность функционирования организации.

Условия прохождения преддипломной практики в КУП «Бизнес-центр «Столица» можно оценить положительно. Со стороны предприятия были выполнены все необходимые требования, изложенные в программе практики.

Студентам оказывалась помощь в получении необходимой информации, характеризующей деятельность КУП «Бизнес-центр «Столица» в целом и гостиницы «Виктория» в частности, как руководителем практики, так и другими сотрудниками предприятия.

В процессе прохождения практики студенты имели возможность познакомиться с функционированием практически всех служб гостиницы (служба эксплуатации номерного фонда, отдел бронирования, приема и размещения, комплекс общественного питания гостиницы, экономическая служба и служба маркетинга), что позволило ознакомиться с объектом практики более детально.

 

 
 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.