Социальные технологии работы с молодыми семьями.
Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни. Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. В Семейном кодексе Российской Федерации зафиксировано, что границы возраста могут быть несколько иными, так как нижняя при определенных обстоятельствах изменяется в сторону уменьшения. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей. Сегодня семейный образ жизни характеризуется нестабильностью, которая выражается прежде всего в возрастании числа разводов. На каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода. Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Молодые семьи часто не торопятся заводить детей или имеют одного ребенка. Начиная с 1992 г. в стране фиксируется отрицательный естественный прирост. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) составляет 1,24 против 2,15, необходимых для численного замещения поколений родителей с детьми Одной из причин возникновения социальных проблем в молодой семье является малообеспеченность, поскольку молодые супруги либо не имеют собственного дохода (студенческие семьи), либо имеют всего один трудовой доход (семьи с грудными детьми), либо имеют низкий доход в силу отсутствия образования или профессионального опыта. Среди молодых семей есть и многодетные семьи – имеющие трех и более детей. Они составляют весьма незначительную долю от общего количества молодых семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективной контрацепции или невозможностью в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности). Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: • семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей; • семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи; • неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. Особенно острые социальные проблемы возникают в молодых семьях, в которых один или оба родители – инвалиды. Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности. Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение - одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования показывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетворенность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет работу и хочет работать (эти две категории испытывают большую удовлетворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации инвалидов как части их социальной реабилитации включает в себя социально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятию трудом. Социальные проблемы испытывают и молодые семьи, имеющие детей-инвалидов. Они вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше – молодые отцы чаше не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении. Замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реабилитации, уровень разводов ниже среднего для такой категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной. Полная малодетная молодая семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных. Основные задачи социальной работы с молодыми семьями заключаются в следующем:разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы; адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи; создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи; создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи; стимулирование деловой активности молодежи; организация семейного досуга и отдыха. Основным органом, улавливающим проблемы молодой семьи и доводящим до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального обслуживания населения. В самом общем смысле можно сказать, что содержанием деятельности территориальных социальных служб является оказание помощи молодой семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций. Причины, деформирующие семейную жизнь, заключаются как внутри семьи, так и во внешних условиях. В социальной работе все большее распространение получают территориальные центры социальной помощи семье и детям - базовые многопрофильные учреждения, призванные оказать комплексную помощь семье в трудной жизненной ситуации. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России. Так, только за 1997 г. их число увеличилось более чем на треть и достигло 259. К настоящему времени открыто уже около 500 В числе услуг, которые центры оказывают семьям в трудной жизненной ситуации, — предоставление адресной гуманитарной помощи, содействие совместно со службой занятости в трудоустройстве, организация пунктов проката предметов первой необходимости, присмотр за детьми на дому во время отсутствия родителей, организация летнего отдыха, культурного досуга и эстетического развития детей, проведение юридических консультаций и пр. Расширяется практика открытия при центрах телефонов доверия, а также работа с детьми-инвалидами. Создание специальных реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями в маленьких городах и поселках — большая редкость. В этом случае создание соответствующего отделения при центре социальной помощи семье и детям помогает решить проблему. Новым в системе социального обслуживания семьи и детей является создание кризисных центров для женщин. К сожалению, сеть государственных кризисных центров еще невелика, а общественные организации, уделяющие этой проблеме внимание, пока не могут представить нуждающимся в их помощи женщинам весь необходимый спектр услуг. В этой связи перед регионами стоит задача — уделить повышенное внимание созданию кризисных центров, возможно объединив усилия с неправительственными организациями. Есть продвижения и в других направлениях. Так, Законом о занятости предусмотрены защитные меры для многодетных и одиноких родителей, пересмотрена в сторону увеличения материальная поддержка семей безработных (увеличение размера пособия по безработице), в составе которых есть несовершеннолетние дети. Важно также, что и в федеральной и в региональных программах содействия занятости заложены специальные меры по содействию занятости социально незащищенных женщин, в том числе многодетных и молодых, после окончанияих обучения. В регионах накоплен опыт по квотированию мест для приема на работу социально уязвимых групп безработных с одновременным предоставлением налоговых льгот предприятиям. Обеспечению условий для установления фактического равенства прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда, повышению конкурентоспособности женщин должно способствовать выполнению утвержденного в 1996 г. Правительством Плана действий в интересах женщин. Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности, достигнут определенный прогресс в планировании семьи, половом просвещении молодежи, внедрено скрининговое обследование новорожденных на ряд наследственных инвалидизирующих заболеваний. Многое из названного стало возможно в результате реализации президентской программы "Дети России", прежде всего программы "Дети-инвалиды", "Безопасное материнство", "Планирование семьи". Оценка состояния современной российской молодой семьи со стороны научно-исследовательских и организационно-управленческих кругов, самочувствие молодой семьи и ее членов выдвигают в настоящее время на первый план проблемы бедности и малообеспеченности, экономических ограничений жизнедеятельности. Помощь в этой сфере занимает также львиную долю усилий в деятельности органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания. В случае создания различных фондов социальной помощи на местных уровнях возникает задача определения действительной потребности каждой конкретной молодой семьи в финансовой поддержке. Необходимо учесть, что оказать всем сразу сколько-нибудь осязаемую помощь будет, с одной стороны, весьма затруднительно, а с другой, попросту социально несправедливо ввиду существенной дифференциации доходов и в целом материально-бытового положения различных молодых семей. Эта задача и будет стоять перед социальным работником, действующим на уровне городского микрорайона или поселка, т.е. на территории, где представлены основные социальные институты — дошкольные и школьные учреждения, базовые учреждения здравоохранения, милиции, административные органы управления территорией. Потребность молодой семьи в материальной поддержке можно выявить как формальным, так и неформальным путем, но при этом ни в коей мере нельзя ущемлять достоинство молодых родителей и психологическое самочувствие детей. Важное направление материальной поддержки молодой семьи - обеспечение занятости родителей, по различным причинам лишившихся работы, или содействие в поиске работы с более высоким окладом. Эту помощь социальный работник может оказать как путем взаимодействия с территориальными службами занятости, так и другими способами: например, выяснить, на каких предприятиях, в том числе в приватизируемом секторе, требуются работники той профессии (или близкой к ней), которую имеет молодая мать или отец; помочь им в случае необходимости в обучении или переобучении и т.п. Одна из проблем молодых семей, тесно связанная с предыдущей, — совмещение профессиональной и родительской ролей. В молодой семье, разумеется, маленькие дети, которые не всегда посещают дошкольные учреждения. В тех случаях, когда молодая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Большинство молодых матерей предпочитают работать полный рабочий день, что не всегда отвечает интересам работодателя. Таким образом, одним из направлений помощи молодым матерям могло бы быть обеспечение их работой в режиме неполной занятости. Однако подобных таким рабочих мест, тем более с относительно высокими заработками, пока крайне мало, точно так же как и рабочих мест на дому. Поэтому в ближайшее время наиболее реальным направлением помощи молодым родителям может быть развитие различных услуг по уходу за ребенком. При детских дошкольных учреждениях можно сформировать дополнительные группы — вечерние, воскресные или, по крайней мере, прогулочные (в выходные дни). Часть молодых родителей готовы приглашать няню на весь рабочий день (обычно в тех случаях, когда ребенок находится еще в ясельном возрасте или по медицинским показаниям не может посещать детский сад), а еще большее число их нуждается в няне по вечерам (что может быть связано и с характером работы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|