Здавалка
Главная | Обратная связь

Модели социальной работы с молодёжью.



1. Социолого-ориентированные группы теорий

Социолого-ориентированные модели тяготеют к так называемой структурной социальной работе, предполагающей участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы. Последние обеспечивают, во-первых, социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся, во-вторых, повышение эффективности социальной политики в обществе в целом. В связи с этим объектом социологического анализа являются также и социальные предпосылки, условия осуществления социальной работы, технологии социальной помощи конкретным группам населения, в том числе и молодежи. Исследования в этом случае опираются прежде всего на теорию систем и системные идеи в социальной работы, восходящие к общей теории систем Л.Берталанфи (разработанная на биологическом материале, она доказывала, что все организмы представляют собой системы, состоящие из подсистем, а сами они, в свою очередь, входят в сверхсистемы).

В соответствии с этой теорией, социальная система есть не нечто целое, а определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. Социальный работник выявляет факторы окружения клиента (которым может быть как отдельный молодой человек, так и молодежь в целом), фиксирует наличие влияния на клиента других людей и различных социальных факторов. В дальнейшем он вместе с клиентом ищет возможности достичь ему намеченной цели, помогая «снять», «обойти» обстоятельства, чреватые нежелательными последствиями или «побочными» негативными явлениями. Социальный работник может использовать технологию сопоставления нормы и патологии социального поведения.

Особенно эффективна эта технология при работе с молодыми людьми из групп социального риска. Порой у представителей таких групп нет достоверных знаний о нормах поведения в каких-то определенных социальных сферах, и они создают свои, либо перенимают чужие неприемлемые образцы поведения. Социальные работники, участвуя в осуществлении социального контроля за поведением молодых людей из групп социального риска, рассматривают отклоняющееся поведение как проблему личной, социальной и эмоциональной незрелости клиента. Это позволяет использовать методики, основанные на поддержке, терапии и консультировании.

Хотя теория систем и фиксирует наличие связей между различными социальными факторами и уровнями развития социальных процессов, она не объясняет причины нарушения или, напротив, установления этих связей, т.е. она не предоставляет специалисту «ключ» для решения возникшей у молодых людей проблемы и контроля за результатом ее решения. Социальный работник должен иметь в виду, что, во-первых, существуют явления, не вписывающиеся в общую схему теории систем, так как она позволяет решать вопросы лишь на макроуровне и не учитывает, в частности, личностный уровень социальных процессов и явлений; во-вторых, это очень обобщенная теория, которая может трансформироваться в конкретных, специфических ситуациях. В настоящее время теория систем наиболее эффективно используется в организации социального обслуживания населения, в том числе и молодых людей, а также с целью разработки концепций социальной защиты разных групп населения и их реализации в виде различных социальных проектов.

В теории социальных систем принято различать проблемы, служащие объектом исследования различных наук, т.е. носящие междисциплинарный характер, и проблемы, лежащие на «границах» социальной системы. В частности, некоторые авторы предлагают выделить самостоятельную область на границе между социальной системой и организмом. Они убеждены, что значимость ее для психолога не менее очевидна, чем для таких сфер, как здравоохранение и регулирование роста населения. Пограничные связи между психологической и социальной системами рассматриваются социальной психологией. Нарушение этих связей приводит к дезадаптации индивидов. Примером нарушения адаптивного равновесия, порождающего стрессы и различные социально-психологические проблемы, служат изменения социального статуса, перестройка личностно-жизненного пространства.

Социальный работник должен, с одной стороны, учитывать существующие в социуме социальные факторы и условия, с другой - выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов (в том числе молодых людей) к новой среде обитания, с третьей - обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки. Используя такой подход, социальный работник будет воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания (жизненное пространство).

Одна из теорий социальной работы с разными группами населения, в том числе молодежью, получила название социально-радикальной модели. В ее основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных социальных групп, в том числе молодежи.

Эта теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали и ни «освобождали», не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые может получить клиент. Технология защиты и «наделения полномочиями» способствует развитию активности многих угнетенных, отвергнутых, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов, оказания им профессиональной помощи, вмешательства в их жизнь.

Технология «наделения полномочиями», используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации, близка по содержанию к когнитивным и гуманистическим моделям работы с людьми. Но социально-радикальная модель больших акцент делает на учете влияния властных структур, классовой принадлежности. Следует отметить, что данная модель, направленная на развитие социальных способностей клиента, не ищет путей изменения социальных структур, которые его угнетают.

2. Психолого-ориентированные модели

Наиболее распространенной в этой группе является психодинамическая модель - одна из первых теорий, на основе которой разрабатывалась профессиональная модель практики социальной работы. К ее достоинствам, несомненно, относится интегративность, позволяющая социальному работнику в зависимости от ситуации использовать разные технологии и методики. Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как: индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы ее диагностика, использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

В основу экзистенциальной модели положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента (особенно молодого человека) необходимо учитывать то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. Социальные работники использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют специфике поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (например, в семье) и в его непосредственном социальном окружении, считая, что многие причины, приведшие к кризису, кроются именно там.

Развитие экзистенциальная модель получила в связи с повышением интереса к девиантным отношениям, а также с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной социальной работы.

При выборе технологий и методик оказания помощи клиентам в данной модели социальный работник руководствуется положением о том, что люди действуют в соответствии с определенными мотивами, обозначающими явления внешнего мира, зафиксированные в памяти. Человек создает некоторую символическую интерпретацию своих взаимоотношений с друними людьми, в\а также внешним миром в целом. Но для того, чтобы эти взаимодействия возникли, человек должен иметь четкое представление о внешнем мире, которое возникает лишь исходя их его собственных знаний и ощущений.

Социальный работник учитывает эти личностные конструкции клиента, что помогает понять причины поведения, приведшего к личностному дискомфорту. Следует иметь в виду, что проблемы, с которыми клиент обратился, во многом детерминированы именно его прошлым опытом. Эффективность данной модели наглядно проявляется при работе с представителями этнических групп, вынужденных сменить место жительства. У них возникают конфликты в связи с тем, что их личностные реконструкции внешнего мира, основанные на прошлом социальном опыте, вступают в противоречие с новым социальным окружением.

Эту модель можно эффективно использовать и при работе с молодыми людьми из групп социального риска, многие представители которых относятся к так называемым недооцененным группам. В этом случае необходимо изменить смысл жизни клиента. Вопрос о смысле и ценности жизни, конечно, индивидуален, но он часто возникает в период, когда потребность молодого человека в гарантии безопасности и сохранении его индивидуальной целостности вступает в противоречие с потребностью осуществления его притязаний и индивидуально-статусного развития. Рекомендуется свободная (почти дружеская) манера общения с клиентом, комбинирование различных методик без акцентирования какой-то одной.

Экзистенциальная модель позволяет социальному работнику осуществлять гуманистическую интерпретацию представлений клиента в состоянии кризиса, отчаяния и страха. Многие технологии и методики модели относятся также к моделям практики социальной работы, основанным на социально-психологических теориях.

Не менее значимой является и такая модель практики социальной работы, как гуманистическая, в основе которой лежит желание социальных работников помочь клиентам путем самопознания и понимания значимости своей личности разобраться в самих себе и в характере влияния на них окружающей действительности. В рамках этой модели социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, в положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом.

Гуманистическая модель способствует повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Здесь следует использовать технологию «активного слушания», основными компонентами которой являются эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений. Существенная черта этой модели - недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник через общение обязан, во-первых, донести до него, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно только через понимание отношения к другим, что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, что каждый человек должен найти свое предназначение в жизни.

3. Комплексно-ориентированные модели

Среди комплексно-ориентированных моделей социальной работы выделяют: ролевую, социально-педагогическую и когнитивную.

Многие исследователи связывают создание ролевой теории с именем Я.Л. Морено (1892 - 1974), признавая его основателем не только социометрии, через которую ученых пытался описать межличностные отношения, но и групповой психиатрии в целом. Отношения между людьми динамичны, пластичны, в каждом отдельном случае человек действует согласно своей оценке возникшей ситуации. Но эти оценки могут вступать в противоречие с оценками данной ситуации другими людьми. Как же в этом случае достигается кооперация в группе?

Дж.Г. Мид (1863 - 1931) считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря умению людей формировать представления о самих себе как об объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек может создать Я-образ, т.е. представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, что ждут от него другие участники. Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый в состоянии принимать роли других, формировать Я-образ с приписываемой им точки зрения и приспосабливаться к приписываемым им намерениями и экспектациям.

По мнению Мида, способность рассматривать самого себя как объект - одно из специфических человеческих качеств, человек начинает осознавать себя как особую «единицу» в процессе принятия ролей. Он относится к своему поведению как к поведению других людей или так, как другие люди относятся к его поведению.

Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели социальной работы, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Можно сказать, что социальная роль - это поведение, которое от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. И здесь может возникнуть грузящее конфликтом расхождение в понимании им и другими людьми, что он «обязан и не обязан» делать в соответствии с этой ролью. Кроме социальных ролей люди исполняют и межличностные роли. Порой между теми и другими ролями возникают противоречия.

Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а приобщение к таким социальным ролям, как семейные, профессиональны и родительские, обусловливает поведение личности. Поэтому для коррекции поведения клиента, а также для повышения его адаптивности социальный работник может использовать ролевую игру.

Выбор эффективных методик, их сочетания в процессе работы с клиентом во многом определяется спецификой проблемы, с которой пришел клиент, но он также зависит от той теории, на которую. Опирается в своей профессиональной деятельности специалист-практик. Одной из методик, в основе которой лежит технология ролевой игры, является психодрама. Используя естественную способность людей к игре, она создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами.

В рамках ролевой теории наиболее распространены следующие технологии: перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, целью которой является освоение новых ролей, коррекция поведения клиента с помощью группы (в данном случае используются методики: угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам); арттерапия, помогающая клиенту раскрыть свою роль перед группой, интерпретировать ее; методика «запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и более четко и ясно описать отношения «социальный работник - клиент».

В основе социально-педагогической модели лежит положение о воспитании как части процесса социального становления человека - сознательном целенаправленном воздействии на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств.

На процесс социального становления влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях формируются неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации во многом является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать, активизировать либо нейтрализовать воздействия каких-то факторов.

Социально-педагогическая модель «работает» и на структурном, и на психосоциальном уровне. Возможности реализации данной модели на структурном уровне демонстрирует пример исследования взаимоотношений школы и общества.

Школа в современном обществе выполняет те задачи, которые на предыдущих этапах его развития решались неформально, путем включения индивида в семью, племя, общину и т.д. она выступает в роли первоначального механизма дифференциации общества, беря на себя задачу профессиональной подготовки. Таким образом, именно школа начинает формировать социальный статус человека, помогая ему адаптироваться к жизни общества на разных уровнях и этапах его развития. В соответствии с этим реализуются такие функции социальной работы, как профилактическая, прогностическая, социального контроля.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.