Здавалка
Главная | Обратная связь

Содействие профессиональной подготовке молодежи.



Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, -- содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:

повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;

сокращение уровня безработицы;

изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизация финансовых издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы -- несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:

предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей;

содействие трудовой активности молодежи, развитие предпринимательства и самозанятости;

повышение конкурентоспособности определенных категорий молодежи.

Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

В России число молодых людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).

Сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя однозначно трактовать как кризисные. Происходит адаптация к объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации. Показатели, свидетельствующие о сокращении выпуска рабочих и специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-демографических факторов. А данные, характеризующие изменение типов подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень профессий, по которым ведется подготовка, тесно связаны с экономическими факторами, в том числе с состоянием рынка труда.

Что касается качественных изменений в системе профессионального образования, то следует отметить, что учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к основному курсу дисциплины, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким, они предпочитают опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучают положение на нем своих выпускников.

3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий молодых граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

8. Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей -- реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

Государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются социальные целевые программы по содействию занятости молодежи.

Главными направлениями в работе с данной категорией являются:

введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодежи навыкам поиска работы;

информирование молодежи о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

проведение активной политики по профориентационной работе;

4)психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

организация временной занятости безработной молодежи;

активное содействие молодежи в организации профессиональной деятельности;

обучение типовым моделям трудоустройства.

9. Создание средств массовой информации для молодежи. Это позволит непосредственно стимулировать молодежные проекты и позитивно окрасит информационное пространство. Молодежь сегодня не получает знаний о современной экономической ситуации в стране, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Поэтому этот проект ведет к непосредственному развитию конструктивной активности в молодежной среде.

10. Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Основными направлениями по повышению социально-экономической защищенности молодежи на рынке труда должны быть следующие:

ориентация молодежи на достижение собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Основным является не государственная социальная защита молодежи и не достижение высокого уровня жизни путем занятости в коммерческой сфере, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала молодежи в тесной связи с возможностями динамического роста благосостояния.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.