Здавалка
Главная | Обратная связь

Отношения белорусского государства и религиозных организаций



Институт информационных технологий

Специальность Промышленная Электроника

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу Основы Идеологии Белорусского Государства

«Государственная политика в религиозной сфере. Идеология белорусского государства и религии в белорусском законодательстве »»

 

 

Выполнил:

студент группы 183123

Радюн Г.В.

Вариант 19

 

 

Минск, 2012

 

 

· Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. Отношения белорусского государства и религиозных организаций. 3

2. Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси. 8

3. Идеология белорусского государства и религии. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

Список использованных источников. 17

 

 

Введение

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.

Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 1990-х годов. Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов.

 

Отношения белорусского государства и религиозных организаций

 

В современной Беларуси конфессиональный фактор за последние два десятилетия стал играть заметную роль в общественно-политической жизни. Наша страна является многоконфессиональным государством. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2012 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3374.

В соответствии со своими уставами действуют 164 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение. Из них: 45 религиозных объединений, 36 миссий,43 монастыря, 15 братств, 10 сестричеств, 15 духовных учебных заведений.

Всего по состоянию на 1 января 2012 г. в республике зарегистрировано 3210 религиозных общин: Брестская область – 739 общин, Витебская – 533, Гомельская – 383, Гродненская – 468, Могилевская – 278, Минская – 667, г. Минск – 142. Сохраняется традиционно высокий уровень религиозности в западных областях республики по сравнению с восточными регионами.

В религиозной и общественной жизни доминирующую позицию сохраняет Белорусская православная церковь (далее – БПЦ). По состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Беларусь действует 11 епархий. В 2011 году зарегистрированы 22 новых прихода (в 2010 году – 36 приходов, в 2009 году – 36, в 2008 году – 43, в 2007 году – 32). Кроме того, действуют 34 монастыря, 14 братств и 10 сестричеств, а также 6 духовных учебных заведений. РКЦ в Республике Беларусь является второй конфессией по количеству верующих.По состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Беларусь насчитывается 479 приходов, объединенных в 4 епархии. В 2011 году зарегистрировано 4 новые общины (в 2010 году – 5, в 2009 году – 3, в 2008 году – 10, в 2007 году – 17). Кроме того, в республике действуют 11 римско-католических миссий и 9 монашеских общин.

В приходах БПЦ и РКЦ работает 2017 священнослужителей ,из которых 1589 – православные священники и 428 - католические /168 из них иностранные граждане/. Действует 1348 православных храмов, еще 156 строятся. Обеспеченность приходов культовыми зданиями составляет около 86 процентов. Общины РКЦ располагают 465 костелами, еще 26 находятся в стадии строительства..

Протестантские религиозные организации представлены 1025 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений.

В 2011 году зарегистрированы 11 новых общин евангельских христиан-баптистов, 1 – адвентистов седьмого дня, 7 христиан веры евангельской и 1 христиан веры апостольской. Заметное возрастание числа новых религиозных организаций, главным образом, связано с реальным соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий, а также с возможностью верующих граждан открыто, никого не боясь, легализовать свои религиозные убеждения.

Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.

Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным/Разработана Минской епархией БПЦ духовно-просветительская программа «Семья. Единение. Отечество» при поддержке местных властей.Осуществляется значительная социальная и благотворительная работа РКЦ непосредственно в общинах и через благотворительные организации (в частности, благотворительное католическое общество «Каритас»).

Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа , группы верующих и отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.Отсюда нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотворческих замыслах и проектах.

В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках “своей” религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс [8, 39-40].

Высокий уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики способствует постоянной жесткой конкуренции религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое—организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния “новых религий”.Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности, но несмотря на вышеизложенные факты религия по-прежнему не является общезначимой ценностью. Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов.

Вцелом в стране созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций: они освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость в отношении культовых зданий.Религиозным организациям, арендующим помещения государственной собственности для проведения религиозных мероприятий, распоряжением Президента Республики Беларусь установлен понижающий коэффициент 0,1 при определении ставки арендной платы. Благодаря этому религиозные организации ельности больше внимания могут уделять участию в решении социально значимых вопросов, расширяются международные связи и контакты, укрепляется кадровый состав священнослужителей, продолжается формирование материальной базы их деятельности.
2. Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси

 

«Свобода вероисповедания– одно из основополагающих прав человека. Защита этой свободы означает защиту того, что представляется общим для всех людей, - неприкосновенности совести в фундаментальных вопросах смысла человеческого существования, в вопросах об объектах поклонения, обрядах и кодексах поведения.Как записано во Всеобщей декларации прав человека, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью…» Том Фарр (2)

Свобода мысли, совести и религии является важнейшим, фундаментальным правом человека. Его содержание раскрывается в ст. 31 Конституции.

Обеспечение юридического равенства религий перед законом с одновременным учетом их культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества государства с традиционными христианскими конфессиями. В то же время это позволяет ограничить экспансию деструктивных религиозных организаций, появившихся на территории постсоветских государств .

В силу изменившейся ситуации 31 октября 2002 года были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”. В новой редакции Закон Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” значительно расширил сферу компетенции органов по делам религий и национальностей в осуществлении их деятельности.

В настоящее время в республике в рамках оптимизации системы органов государственного управления осуществляется дальнейшее совершенствование структуры органов по делам религий и национальностей.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Тем самым было осуществлено дальнейшее повышение значения органа, занимающегося регулированием этноконфессиональных отношений.

Экспертный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей (далее – совет) был создан для подготовки заключений и рекомендаций по недопущению деятельности организаций, их органов и представителей, деятельность которых противоречит Конституции и иному законодательству Республики Беларусь. Все виды работ органов по делам религий и национальностей в сотрудничестве с заинтересованными нацелены на создание благоприятных условий для обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранение межконфессионального мира и согласия в обществе, развитие межконфессионального диалога и в будущем.

Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 6 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

В соответствии с законом лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право совместно с другими членами той же группы исповедовать свою религию и исполнять обряды. Пропаганда религиозной вражды между национальными меньшинствами запрещена. В законодательном акте отсутствует понятие «отделение церкви от государства»: из содержания статьи 8 вытекает, что регулируются не вопросы отделения церкви от государства, а вопросы взаимосвязи государства и религиозных организаций. Право приглашать иностранных священнослужителей для удовлетворения культовых потребностей верующих закон предоставил только религиозным объединениям. Только объединение может создавать духовные учебные заведения по подготовке соответствующих специалистов. В совокупности указанные установления являются важным стимулом для подготовки в стране собственных кадров священнослужителей.

В деятельность религиозных организаций по обмену духовными ценностями закон не вмешивается. При Белорусской Православной Церкви действует Институт религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций, важной формой работы которого являются международные конференции представителей разных вероисповеданий.

Реализуя требования Конституции, законодательный акт ориентирует органы государственной власти на то, чтобы они не только понимали проблемы всех конфессий, но и помогали их решению. Воплощение в законе и на практике конституционного требования об обеспечении не единообразного, а справедливого отношения к традиционно существующим религиозным организациям не только подняло их авторитет в обществе, но и позволило государству укрепить свои приоритеты в конфессиональной сфере. Традиционные для Беларуси христианские и нехристианские конфессии заняли исторически оправданное место в жизни страны, граждане избавились от навязывания им внешних стереотипов, не способствующих возрождению и сохранению религиозного наследия белорусской земли.

Дальнейшее удовлетворение потребности людей в свободе совести требует от государства создания равных возможностей для свободного выбора как религиозного, так и нерелигиозного мировоззрения. Очевидно, что закон служит правовой основой предотвращения противоречий между государством и религиозными организациями. Он дает всем религиозным организациям, законно присутствующим на территории Беларуси, возможность активно развивать направления социального служения и благотворительной деятельности. Часть седьмая статьи 8 закона не дает ни одной конфессии преимуществ на заключение соглашения с государством.

В целом в Республике Беларусь созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и остается на многие годы важной задачей государства и общества.

Свобода совести и вероисповедания – личное право любого человека. Обеспечение прав и свобод человека (в том числе и личных) дает возможность создания правового общества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.