БОЛЕЗНИ УХА, ГОРЛА, НОСА
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области в области болезней уха, горла, носа Фельдшер должен: - знать систему организации лечебно-профилактической отоларингологической помощи населению; - знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний ЛОР-органов; - уметь определить остроту слуха; - уметь определить тактику ведения пациента; - уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в оториноларингологии; - уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение. Задача №1 Больной обратился в мед. пункт с жалобами на боль в ухе, высокую температуру, заложенность больного уха. Болен первые сутки. До этого перенес ОРВИ. Состояние удовлетворительное. Температура 38°С. Задания 1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. 2. Назовите дополнительные методы обследования для уточнения диагноза. 3. Составьте алгоритм необходимой помощи на доврачебном этапе с обоснованием каждой манипуляции. 4. Расскажите о возможных осложнениях при данном заболевании. 5. Продемонстрируйте акустический метод определения уровня слуха. Эталоны ответов 1. Диагноз: острый средний отит. Обоснование: жалобы больного, температурная реакция, анамнез (перенес ОРВИ). 2. Для уточнения диагноза необходима отоскопия, выявляющая состояние барабанной перепонки и определение слуховой функции. 3. Алгоритм необходимой помощи: для уменьшения боли в ухе: а) закапать в ухо теплые спиртовые капли (3% борный спирт, спирт фурацилиновый или новокаиновый). Доза 5-6 капель; б) закапать в нос сосудосуживающие капли (2% эфедрин, нафтизин, санорин, галазолин и т.д.) в положении больного с запрокинутой головой, после чего повернуть голову на больную сторону, чтобы капли попали в устья слуховой (евстахиевой) трубы. Доза 5-10 капель; в) положить местное тепло (грелка, компресс или соллюкс) на больное ухо, тепло показано в начальной стадии воспалительного процесса (болен первые сутки). для снижения температуры: анальгин 50% раствор 2,0 в/м димедрол 1% раствор 1,0 в/м 4. Осложнение данного заболевания может быть: мастоидит, менингит или переход в хроническую форму со стойкой потерей слуха. 5. Акустический метод определения уровня слуха: - больного просят закрыть пальцем здоровое ухо; - фельдшер произносит цифровые звуки на расстоянии 6 м со стороны больного уха, которые больной должен повторить; - при отсутствии правильного ответа расстояние исследования сокращается, процедура повторяется до тех пор, когда ответ будет правильным; - по расстоянию воспринимаемой речи судят о степени потери слуха. Задача №2 Больная жалуется на боль в горле, усиливающуюся при глотании, неприятный запах изо рта, общую слабость, повышение температуры. Боль на четвертый день. Объективно: открывание рта затруднено, обильное слюнотечение. В зеве асимметрия мягкого неба справа, правая небная миндалина отечна, ярко гиперемирована. Правая подчелюстная область резко болезненна. Перенесла ангину неделю назад. Задания 1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. 2. Расскажите о возбудителях и причине болезни. 3. Укажите объем доврачебной медицинской помощи. 4. Назовите показание к хирургическому лечению. 5. Продемонстрируйте технику полоскания глотки. Эталоны ответов 1. Диагноз: правосторонний паратонзилярный абсцесс. Обоснование: характерные жалобы, интоксикация, перенесенная ангина, данные осмотра зева. 2. Заболевание вызывается стрептококками, стафилококками и др. микробами, часто является осложнением ангины. 3. Объем доврачебной помощи: а) обезболивание и гипотермия (анальгин 50% - 2,0 в/м, димедрол 1% - 1,0 в/м); б) седативные средства (седуксен 2,0 в/м); в) транспортировка в районную больницу для вскрытия абсцесса. 4. Показанием к хирургическому лечению данного заболевания являются: изменения в глотке и сроки заболевания (абсцесс формируется на 3-5 день заболевания). 5. Техника полоскания глотки: теплый раствор антисептика (фурацилин, йодинол, отвар трав и т.д.) берется в рот и путем активной вибрации мышц глотки распыляется по ее стенкам. Задача №3 В здравпункт обратился мужчина с жалобами на колющую боль в глотке, усиливающуюся при глотании. Вчера ел рыбу, подавился. Глотал корки хлеба, вызывал рвоту. Боль стала менее острой, но не исчезла. При осмотре глотки обнаружено инородное тело (рыбья кость) в паренхиме левой небной миндалины. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику фарингоскопии при подозрении на инородное тело глотки. Эталоны ответов 1. Диагноз: инородное тело в глотке (рыбья кость). Обоснование: внезапное появление боли при употреблении рыбы и объективный осмотр глотки. 2. Алгоритм удаления инородного тела из глотки: а) прижать шпателем язык для обеспечения максимального обзора глотки; б) захватить кончиком пинцета выступающий конец инородного тела; в) тракцией по оси во избежание надлома кости удалить инородное тело из глотки. 3. Техника фарингоскопии при подозрении наличия инородного тела в глотке: а) осмотреть глотку, фиксируя язык шпателем; б) при отсутствии инородного тела в видимой зоне (зеве) надавить шпателем на переднюю небную дужку, вывихивая небную миндалину, и осмотреть заднюю поверхность миндалины, корень языка, нижние отделы глотки; в) требования к освещению при фарингоскопии: дневной или искусственный свет должен быть спереди от пациента, сзади от исследуемого. Задача №4 В мед. пункт обратилась молодая женщина, которой на прогулке в лесу что-то попало в ухо. Отмечает боль в ухе, жужжание, сильный шум. Прижатие козелка к слуховому проходу несколько облегчает состояние. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки. 2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику удаления инородного тела из уха. Эталоны ответов 1. Диагноз: инородное тело наружного слухового прохода (живое?). 2. Алгоритм неотложной помощи: а) закапать в ухо спирт 10-15 капель с целью обездвиженья живого инородного тела (можно масло в той же дозе); б) удалить инородное тело путем промывания уха теплым раствором фурацилина с помощью шприца Жанне. 3. Техника промывания уха: а) набрать в шприц Жанне 100-150 мл теплого раствора фурацилина; б) оттянуть ушную раковину кверху кзади и толчкообразно направить струю в верхне-задний угол наружного слухового прохода; в) промывание повторять неоднократно до удаления инородного тела. Задача №5 В мед. пункт доставили женщину, 40 лет, с носовым кровотечением, страдающую гипертонической болезнью II степени. Кровь течет струей из одной половины носа. Состояние больной средней тяжести из-за сильной головной боли. Носовое кровотечение началось 30 мин. назад. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки . 2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику передней тампонады носа. Эталоны ответов 1. Струйное носовое кровотечение на фоне гипертонической болезни. 2. Для остановки носового кровотечения необходимо: а) придать пациенту возвышенное положение, склонив при этом голову к груди; б) прижать крыло носа к носовой перегородке; в) ввести в преддверие носа шарик (ватный или марлевый, смоченный 3% перекисью водорода, вазелиновым маслом, синтомициновой эмульсией); г) положить холод на переносье и затылок; д) измерить АД и принять меры по его нормализации; е) ввести гемостатические средства: 1% раствор викасола 2,0 мл в/м, 10% раствор хлорида кальция 10,0 в/в, 12,5% дицинона 4,0 мл в/м или в/в (на физрастворе); ж) при неэффективности принятых мер произвести переднюю тампонаду носа. 3. Техника передней тампонады носа: а) бинт в виде турунды длиной 50-70 см пропитать вазелиновым маслом, синтомициновой эмульсией или другими гемостатиками, отжать его между браншами пинцета; б) ввести в кровоточащую половину носа отжатый тампон, петлеобразно наполняя всю полость носа от преддверия до хоан; в) тампонировать можно и короткими влажными турундами, длинной 15-20 см, вкладывая их в первоначальную “петлю”, которая должна располагаться в задних отделах носа; г) эффективность передней тампонады носа проверяется осмотром задней стенки глотки, после чего на нос накладывается пращевидная повязка. Передний тампон в носу находится в течение 1 суток, при отсутствии кровотечения за этот период тампон необходимо удалить, предварительно размочив его. Задача №6 Больному произведена операция по поводу рубцового сужения гортани. Введена трахеостомическая трубка для постоянного ношения. Через 10 дней после операции больной выписан домой. Во время транспортировки у больного ухудшилось дыхание. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте этапы ухода за трахеостомической трубкой. Эталоны ответов 1. Начинающийся стеноз гортани, обусловленный обтурацией трахеостомической трубки. 2. Алгоритм оказания помощи: а) проверить плотность прилегания к шее площадки основной трахеостомической трубки; б) удалить из трахеостомической канюли внутреннюю трубку путем поворота ключа крепления; в) промыть проточной водой и механически очистить (проволокой с ватой) внутреннюю поверхность удаленной трубки; г) продезинфицировать трубку кипячением или обработать спиртом; д) смазать наружную поверхность трубки стерильным вазелиновым маслом; е) ввести трубку в просвет основной трахеотомической канюли и закрепить поворотом ключа. 3. Продемонстрировать все вышеперечисленные манипуляции.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|