Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области нервных заболеваний
Фельдшер должен: - знать систему организации неврологической службы; - знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики неврологических заболеваний; - уметь распознать основные неврологические синдромы и определить тактику ведения пациента; - уметь осуществить диспансеризацию, реабилитацию неврологических больных; - уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в невропатологии; - уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение.
Задача №1 Вы работаете фельдшером скорой помощи. Прохожий останавливает вашу машину, едущую с вызова. На обочине дороги лежит мужчина средних лет, без сознания. Объективно: неконтактен, речь отсутствует, болевая реакция сохранена. На лице множественные ушибленные рваные раны, в лобной части подкожная гематома. На волосистой части головы, в затылочной области, подкожная гематома без повреждения кожных покровов. Левый зрачок немного шире, чем правый. АД 80/60 мм рт. ст., пульс 64 уд./мин., дыхание поверхностное, учащенное, ЧДД 26 в минуту. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику наложения асептической повязки на область ран. Эталоны ответов 1. Открытая черепно-мозговая травма (ушиб головного мозга). Основание: данные объективного смотра: нарушение сознания, ранение головы, нарушение сердечной и дыхательной деятельности (гипотония и одышка). 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: - ввести гормоны (преднизолон, дексаметазон) в/в для стимуляции сердечной и дыхательной деятельности и снижения внутричерепного давления; при отсутствии гормонов ввести аналептики (кордиамин и кофеин); - наложение асептической повязки на область ран с предварительной обработкой 3% раствором перекиси водорода; - убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, при необходимости очистить ротовую полость от слизи и зубных протезов и установить воздуховодную трубку; - транспортировать на носилках в нейрохирургический стационар. Задача №2 Вы фельдшер скорой помощи. Вызов в общественное место. Женщина около 30 лет без сознания лежит на земле. Кожные покровы бледные, цианотичные. Челюсти сжаты, голова запрокинута назад. Руки и ноги в полусогнутом положении, мышцы напряжены. Зрачки расширены, равны с обоих сторон, на свет не реагируют. Через несколько секунд после осмотра развились симметричные подергивания мышц лица и конечностей. Появилась розовая пена изо рта. Непроизвольное мочеиспускание. АД 180/90 мм рт. ст, пульс 102 удара в минуту. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте способ укладки больного в данном состоянии. Эталоны ответов 1. Приступ эпилепсии. Заключение основано на данных объективного осмотра и динамики развития клиники: стадии развития судорожного синдрома (тонический, затем клонический компоненты), степень нарушения сознания, недержание мочи, тризм, расширение зрачков, характер кожных покровов, пена изо рта, артериальная гипертензия, тахикардия. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: - уложить больного на бок или на живот для предупреждения аспирационной асфиксии; - ввести реланиум (седуксен, диазепам, сибазон) в/м (по возможности в/в); - повторить введение транквилизаторов через 10-15 минут при отсутствии эффекта от введения реланиума; - госпитализировать в неврологический стационар. 3. Уложить больного на бок или живот, убрать твердые предметы от головы для избежания травмы при судорогах. Задача №3 Вызов фельдшера скорой помощи на дом к мужчине 60 лет, находящемуся без сознания. Со слов жены за несколько часов до потери сознания жаловался на сильную головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. Накануне было застолье с употреблением алкоголя. В анамнезе – гипертоническая болезнь, систематически не лечился. Объективно: неконтактен, речь отсутствует. Гиперемия лица, зрачки расширены с обоих сторон, равны, реакция на свет отсутствует, психомоторное возбуждение. АД 280/120 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту, дыхание шумное, глубокое с периодами апноэ до 5-10 сек. Задания 1. .Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап 3. Продемонстрируйте технику струйного внутривенного введения. Эталоны ответов 1. Острое нарушение мозгового кровообращения (геморрагический инсульт). Заключение основано на данных анамнеза: гипертоническая болезнь, употребление алкоголя, внезапное начало, степень неврологических нарушений. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: - ввести гипотензивные препараты (фуросемид, лазикс 1% (0,4-0,6 внутривенно) для снижения АД не более 1/3 от исходного; - ввести эуфиллин 10, в/в; - ввести реланиум с целью купирования психомоторного возбуждения; - госпитализировать на носилках в неврологический стационар. 3. Внутривенное введение проводится в соответствии с алгоритмом действий. Задача №4 Вызов фельдшера скорой помощи на дом. Мужчина 35 лет, жалобы на выраженные головные боли постоянного, «распирающего» характера, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, головокружением, ознобом и общей слабостью. Болеет третий день. Объективно: АД 140/80, пульс 60 ударов в минуту, температура 39,8 град.С. Ригидность шеи 3-4 поперечных пальца. Выявляется симптом Кернига. Рефлексы с конечностей оживлены, равны. Симптом Бобинского положителен с обеих сторон. На кожных покровах туловища единичные геморрагические высыпания. Задания 1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. 2. Расскажите о возможных осложнениях и прогнозе. 3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке больного по назначению. 4. Составьте план диагностических мероприятий в стационаре и расскажите о принципах лечения. 5. Продемонстрируйте исследование менингеальных симптомов. Эталоны ответов 1. Менингит. 2. При неоказании помощи развивается отек мозга, гипертермия с возможным летальным исходом. 3. Введение Sol. Prednisoloni в/в (противовоспалительный и противоотечный эффект). Транспортировка на носилках в инфекционную больницу 4. Диагностические мероприятия в стационаре: - биохимический анализ ликвора (спинномозговой жидкости); - общий анализ крови; - бакпосев на питательные среды соскоба слизистой из носоглотки, гемокультуры (кровь из вены), соскоба с элементов сыпи. План лечения Патогенетическое лечение: - дегидратация (снятие отека головного мозга); · гормоны (преднизолон, дексаметазон) в/в; · диуретики (фуросемид); - этиотропное лечение (антибиотики: пенициллин, левомицетин, тетрациклин); - симптоматическое (снижение гипертермии), витамины. 5. Исследование менингиальных симптомов. Ригидность шеи: больной лежит на спине, фельдшер сгибает больному голову, приводя подбородок к грудине. Ригидность измеряется количеством поперечных пальцев фельдшера между подбородком и грудиной. Симптом Кернига: больной лежит на спине, фельдшер сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах. Выпрямляет ногу в коленном суставе, симптом Кернига измеряется в градусах Задача №5 Вызов на дом фельдшера скорой помощи. Мужчина 60 лет, жалобы на нарушение речи (по типу «каши во рту»), общую слабость, головокружение, головную боль (умеренно выраженную), онемение в правых конечностях и правой половине лица. Болеет второй день. Сначала онемели правые конечностях, сегодня с утра появились нарушения речи. Объективно: АД 120/70 мм рт. ст., пульс 68 ударов в минуту, температура 36,6 град. С. Опущен угол рта справа, опущено правое веко. Снижена чувствительность в правых конечностях. Сила мышц рук и ног чуть снижена справа. Походка нарушена: слегка подволакивает правую ногу. Речь нарушена: нечетко выговаривает слова, «проглатывает» окончания фраз. Понимание речи сохранено. Задания 1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. 2. Расскажите о возможных осложнениях и прогнозе. 3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке по назначению. 4. Составьте план диагностических мероприятий и принципов лечения в стационаре. 5. Продемонстрируйте пробу на утомляемость. Эталоны ответов 1. Острое нарушение мозгового кровообращения (ишемический инсульт в левой средней мозговой артерии). Относительно постепенное развитие симптомов заболевания, «сторонность» двигательных и чувствительных нарушений, моторная афазия. 2. Нарастание чувствительных и двигательных нарушений до степени паралича (плегии), отек мозга с последующим нарушением жизненных функций. 3. Догоспитальная помощь: - ввести эуфиллин 2,4-10% в/в (с целью улучшения мозгового кровообращения); - ввести фуросемид 1% - 2,0 в/в для предупреждения отека мозга; - ввести преднизолон 30 мг в/в (противоотечный эффект); - снять ЭКГ; - транспортировать на носилках в неврологический стационар. 4. Диагностические мероприятия в стационаре: - люмбальная пункция с целью уточнения характера инсульта (ишемический или геморрагический); - эхо-энцефалоскопия для выявления смещения структур головного мозга; - исследование глазного дна для уточнения степени отека мозга и внутричерепной гипертензии; - биохимический анализ крови для оценки системы свертываемости; Лечебная программа в стационаре: - постельный режим; - патогенетическое лечение (противоотечное и специфическое гемодинамическое – гемостатики или дезагреганты); - симптоматическое лечение (анальгетики). 5. Проба на утомляемость (проба Барре): - «верхний» Барре: больной лежит на спине, руки выпрямлены в локтевых суставах, пальцы сомкнуты и вытянуты, руки подняты от горизонтали на 10-20 град. Пациент держит руки до 1 мин. с закрытыми глазами. Отмечают время, с которого рука начинает опускаться; - «нижний» Барре: больной лежит на животе, ноги согнуты в коленных суставах под углом 10-20 град. от горизонтали. Оценивается аналогично «верхнему» Барре. Задача №6 Вызов фельдшера скорой помощи на дом. Женщина 50 лет с жалобами на выраженные приступообразные головные боли, преимущественно ночью и утром. На высоте головной боли тошнота, рвота. Также женщина жалуется на головокружение, общую слабость, нарушение походки, координацию движения. Особо выделяет нарушение зрения (по типу «тоннельного зрения»), выраженное снижение памяти и изменение подчерка. Болеет в течение последнего месяца с постепенным нарастанием симптоматики. Объективно: ригидность шеи 1-2 поперечных пальца, симптом Кернига положительный, АД 150/90 мм рт. ст., пульс 90 ударов в минуту, температура 36,9 град.С. Рефлексы высокие с обеих сторон. Симптом Бобинского с обеих сторон. Задания 1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. 2. Изложите развитие и прогноз данного заболевания. 3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи. 4. Составьте план диагностических исследований в стационаре и расскажите о принципах лечения. 5. Продемонстрируйте методику проведения пальце-носовой пробы. Эталоны ответов 1. Опухоль головного мозга. 2. Прогноз неблагоприятный. Патогенез: дальнейшее нарастание отека головного мозга, метаболического ацедоза, нарушения жизненных функций. 3. Ввести: - магнезию в/в 25% - 10,0 на 40% раствора глюкозы или фуросемид 1% - 2,0 в/в (для снижения внутричерепного давления); - баралгин 5,0 в/в (для купирования болевого синдрома) 4. Диагностические мероприятия в стационаре: - рентгенография черепа (турецкое седло); - эхо-энцефалоскопия (смещение структур мозга); - исследование глазного дна (застойный диск зрительного нерва); - рентгено-компьютерная томография. Более информативный метод исследования – магнитно-резонансная томография головного мозга. Принципы лечения: после получения данных томографического исследования решается вопрос о показаниях к операции. 5. Пальце-носовая проба: больной стоит с закрытыми глазами, руки вытянуты горизонтально перед собой с выпрямленными пальцами; указательным пальцем руки больной медленно достает до кончика носа. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|