Здавалка
Главная | Обратная связь

Президент Республики Беларусь – гарант прав и свобод человека и гражданина.



Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормотворческими полномочиями.

В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Глава государства определяет государственную политику в правовой сфере, и, как следствие, его нормативные правовые акты, издаваемые в рамках предоставленных ему полномочий, являются фундаментом для становления и развития общественных отношений.

Справочно.

Всего за 2010 – 2014 годы (период президентства, предшествующий нынешним выборам) Главой государства было издано 2757 нормативных правовых актов, из них декретов – 38, указов – 2718, директив – 1.

За восемь месяцев 2015 г. число изданных Президентом нормативных правовых актов составляет 317, из них декретов – 5, указов – 311, директив – 1.

Значительное количество нормативных правовых актов Главы государства объясняется необходимостью постоянно и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в жизни общества, не допускать правовой неопределенности, произвола и беззакония. Также необходимо противостоять отдельным негативным явлениям, зарождающимся как внутри страны, так и проникающим в нашу республику из-за рубежа.

Справочно.

Например, в целях обеспечения усиления контроля за оборотом семян мака и предупреждения распространения наркомании был издан Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака».

В целях предотвращения распространения спайсов и иных наркотиков синтетического происхождения был издан Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».

Данные законодательные акты направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан нашей страны, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечение безопасности общества и государства.

Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина.

Подобные послания задают вектор процессу государственного управления во всех отраслях и сферах деятельности.

Так, в Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. было указано: «Основная цель социальной политики государства – благосостояние народа, повышение уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку – это главное для органов власти».

Подобная формулировка была избрана не случайно. Значительное число издаваемых Главой государства нормативных правовых актов направлено на решение важнейших социальных вопросов, а также на защиту отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

Справочно.

Например, 24 ноября 2006 г. был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.

В результате действия данного Декрета в нашем государстве была создана обстановка нетерпимости к лицам, бросившим своих детей. На профилактический учет взяты все проблемные семьи. Повысилась слаженность в работе уполномоченных государственных органов. Наметилась тенденция к возврату детей в семьи после проведенных профилактических мероприятий.

Важной составляющей по обеспечению со стороны Главы государства защиты прав и свобод человека и гражданина выступают президентские программы. Данные документы принимаются по важнейшим социально-экономическим проблемам. Глава государства выступает инициатором этих программ, которые реализуются под его руководством.

По своей правовой сути президентские программы направлены на:

обеспечение национальной безопасности страны;

социальную защиту малообеспеченных слоев населения;

развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;

организацию дополнительных рабочих мест и активизацию в государстве инвестиционной деятельности.

Справочно.

Примерами таких документов являются:

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;

Государственная программа устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы и иные.

Функции Президента в рамках обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина не сводятся только к нормотворческой деятельности.

Глава государства на основании предоставленных ему полномочий принимает активное участие в жизни народа. Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет помилование осужденных.

По инициативе Главы государства в стране проводится активная работа по дебюрократизации государственного аппарата, которая направлена на устранение излишних административных барьеров, упрощение взаимодействия власти и населения, повышение качества обслуживания граждан в государственных органах и организациях.

В настоящее время дебюрократизация приобретает всеобщий характер, проникает во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивает деятельность всех взаимодействующих с гражданами структур.

Справочно.

Основополагающие идеи дебюрократизации государственного аппарата отражены в особом политико-правовом документе Главы государства – Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Данный документ консолидировал усилия государственных органов, общественных объединений и граждан по искоренению негативных явлений в такой жизненно важной сфере, как взаимодействие общества и государства.

С учетом достигнутых целей и показателей в сфере дебюрократизации в вышеназванный документ были внесены изменения Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2015 г. № 135 «О внесении изменений в Директиву Президента Республики Беларусь».

В целом созданы условия, при которых граждане могут тратить минимум времени и сил при обращении в государственные органы и организации, оказывающие услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также активно участвовать в выработке важнейших управленческих решений.

Таким образом, Главой государства предпринимаются, без преувеличения, колоссальные меры по защите прав и свобод человека и гражданина во всех основополагающих сферах общественной жизни. Практически задействованы все возможные механизмы: от правового регулирования до непосредственного взаимодействия с населением в процессе решения возникающих проблемных вопросов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.