Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема трудовой миграции в других странах.



Франция.

Франция является одной из самых гостеприимных стран Европы и на протяжении всей своей истории, право иммиграции во Францию и свободный выбор места проживания является неотъемлемой традицией этого государства. Поэтому многие желающие получить ПМЖ в Европе, обращают своё внимание именно на эту страну. Говоря об истории Франции так же нужно отметить, что за последние 150 лет она приняла у себя мигрантов больше, чем любая другая страна Европы.

Ещё со времён Великой революции 1789 г. Франция принимала мигрантов из самых разнообразных стран. В 1869 г., когда отмечалось столетие Революции, в стране уже насчитывалось более миллиона мигрантов, многие из которых в связи с этим юбилеем получили гражданство. Сначала миграция имела и определенный политический оттенок: в XIX в. в числе мигрантов были поляки, бежавшие из России, армяне, бежавшие из Турции. Позднее, к началу XX в., политические мигранты стали всё более сменяться трудовыми. Особенно велик их приток был в 1920-е годы, когда Франции потребовалось большое количество рабочей силы для восстановления экономики после Первой мировой войны. В эту волну во Францию прибывали мигранты в основном из европейских стран: Польши, Италии, Португалии. Вторая волна трудовой миграции, продолжающаяся до сих пор, началась в 50-е годы, когда французская экономика вновь испытала нехватку рабочих рук. В этот раз, однако, состав мигрантов оказался несколько иной: доля европейцев была гораздо меньше, чем в прошлый раз, преобладали мигранты с других континентов, в основном из бывших французских колоний, прежде всего, стран Северной Африки. Этот период закончился с нефтяным кризисом 1973 г.: тогда в результате спада французской экономики было принято решение ограничить приток мигрантов.

Столь значительный приток иммигрантов в последние 50 лет поставил перед обществом и государством ряд вопросов. С одной стороны, в значительной степени удалось избежать многих проблем: мигранты первой волны (поляки и бельгийцы) оказались полностью адаптированы и интегрированы во французское общество, а вторая волна (испанцы, итальянцы и португальцы) — находятся в процессе адаптации. Однако, с другой стороны, всё-таки заметны и проблемы с трудоустройством, доступом к хорошему жилью и образованию. Кроме чисто экономических предпосылок (таких как низкая квалификация, слабое владение языком), заметны также дискриминация мигрантов и проявления бытового расизма. Расистские настроения чаще всего проявляются по отношению к представителям наций, которые напоминают о колониальном прошлом Франции. В частности поэтому выходцы из Северной Африки становятся жертвами расистских выступлений значительно чаще, чем мигранты из Тропической Африки или Азии. Принадлежность к исламу и соблюдение исламских традиций еще в большей мере заставляет представителей коренного населения видеть в выходцах из Северной Африки чужаков.

Наличие столь значительного количества мигрантов серьёзно влияет на французское общество. В результате иммиграции заметно выросла доля мусульман во французском обществе: ислам вышел на позиции второй религии по числу приверженцев. Положение осложняется тем, что ислам не является исторически сложившимся религиозным меньшинством Франции: его заметное представительство появилось только с послевоенной миграцией из стран Магриба. Возникновение столь значительной мусульманской диаспоры стало некоторой неожиданностью для французского общества. В отличие от традиционных французских религий и, прежде всего, католичества, находящихся сейчас в глубоком кризисе, ислам во Франции в настоящее время переживает момент подъёма и является мощным фактором коллективной идентификации иммигрантов.

Германия.

После окончания Второй мировой войны Германия остро нуждалась в дополнительной рабочей силе. Пополнить ряды трудоспособного населения решено было иностранцами. В 1955 году соответствующее соглашение было подписано с Италией, в 1960-м - с Испанией. Глядя на это, правительство Турции, испытывавшее большие проблемы с безработицей в собственной стране, предложило ФРГ нанимать турецких гастарбайтеров. Первоначально пребывание турецких рабочих в Германии планировалось ограничить во времени. Предполагалось, что они, отработав два года, вернутся на родину. И когда настала пора возвращаться домой, как это и предусматривалось соглашением, то на власти ФРГ вновь было оказано давление – на сей раз со стороны Объединения немецких работодателей. Заявив, что расходы на доставку в страну новых гастарбайтеров и обучение их нужным Германии профессиям слишком высоки, руководство Объединения потребовало внести изменения в соглашение между ФРГ и Турцией. В итоге текст его был обновлён, а сроки пребывания в стране для турецких рабочих увеличены.

Рабочие визы стали выдавать преимущественно женщинам. Отчасти это было связано с продолжающимся дефицитом рабочей силы в низкооплачиваемых и малопрестижных областях сферы услуг, а отчасти - с процессом воссоединения семей (в 1974 году в ФРГ был принят соответствующий закон). Тысячи жён устремились в Германию к своим мужьям, но также приезжали и женщины, рассчитывавшие затем перевезти своих мужей и детей в ФРГ. Кроме того, турецкие рабочие имели возможность заработать достаточно средств для того, чтобы вернуться домой, жениться и привезти своих жён в Германию.

Трудовая миграция характерна тем, что заинтересованность в притоке рабочей силы наблюдается в тех сферах экономической деятельности, которые непривлекательны и мало оплачиваемы для немцев. Чрезвычайно важно то, что описанная ситуация развивается на фоне такой острой социальной проблемы, как безработица, наблюдающаяся в других сферах экономики. Иностранцы, особенно постоянно проживающие в стране, становятся конкурентами для местных жителей на рынке труда, что приводит к усилению социальной напряженности.

В связи с этим, в Германии возник вопрос об интеграция иммигрантов в общество. «Национальный план по интеграции» включал в себя около 400 отдельных мер по интеграции иммигрантов. На программы по интеграции иммигрантов правительством было выделено около 750 млн. евро. В основном это были курсы по немецкому языку, истории и основам общественно-правовых наук. Также на постоянной основе введен тест на получение гражданства. Он ориентирован на тех иностранцев, которые проживали в Германии длительное время и желали получить паспорт, не имея немецкого свидетельства об окончании школы. Также в концепцию плана интеграции вошли программы по обеспечению хорошего образования и обучения, повышение шансов на рынке труда, улучшение жизненной ситуации женщин и девочек, осуществление равноправия, поддержке интеграции на местах, содействию культурному многообразию, осуществлению интеграции через спорт, продвижению разнообразия средств массовой информации, укреплению интеграции через гражданскую активность и равноправное, открытию возможностей науки для всего мира. исключили введения санкций в отношении тех мигрантов, которые отказываются интегрироваться.

В случае отказа мигрантом интегрироваться в немецкое общество, может идти речь о наложении штрафа или урезании социальных пособий. Проблема в том, что германская модель интеграции является в больше степени моделью «ассимиляции», по которой предполагается, что приезжий человек полностью примет традиции, законы, нормы жизни и язык приютившей его страны. Эта модель решения иммиграционного вопроса возникла одной из первых, и каждый раз, когда вставал вопрос, что делать с иммигрантами, раздавались призывы к более решительной политике ассимиляции. В обществе звучали требования разговаривать в общественных местах только на немецком, принять христианство, перестать носить религиозные знаки отличия и традиционную одежду. Эта позиция немецких властей и немецкого общества и вызывала недовольство в среде иммигрантов, которые не желали забывать свои корни, поэтому и с интеграционными курсами возникает столько проблем.

Нахождение в стране большого числа иностранцев создает немало трудностей и проблем, имеют место случаи недружественности к ним части местных жителей. Недовольство граждан вызывает большой объем социальной помощи иностранцам, что ложится на плечи немецких налогоплательщиков, общинная замкнутая жизнь многих иммигрантов, уклонение от уплаты налогов, несоблюдение иностранцами своих статусных обязанностей. Неэффективность иммиграционной политики приводит к росту ксенофобии и экстремизма как со стороны местного, так и приезжего населения, что выливается в прямые столкновения и беспорядки на улицах городов.

 

Великобритания.

Первые мигранты в массовом масштабе стали появляться в Великобритании в 1948 году, когда прибыла первая партия афро-карибцев. Сперва, именно регион Карибского моря стал основным поставщиком трудовых мигрантов, набираемых на работу в систему здравоохранения и транспортный сектор, потом в массовом порядке стали прибывать обитатели Индостана, как правило, для работы в промышленности.

Местное население без понимания отнеслось к затее с импортом рабочей силы. В городе Бирмингеме, испытавшем особо крупный наплыв мигрантов, граждане пеняли на создаваемую нагрузку на здравоохранение, проблемы с жильем, протестовали на уровне профессиональных объединений. Забирали детей из школ, куда ходили дети мигрантов, вплоть до надписей на дверях сдаваемого в наем жилья "просим ирландцев, цветных и собак не обращаться", и уже в 1954 году начались на уровне горсовета попытки провести меры на предмет ограничения миграции, ни к чему, однако, не приведшие.

В 1958 в Лондоне состоялись первые массовые беспорядки на этнической почве. В районе Ноттинг Хилл избили белую шведку, которая к неудовольствию местных ценителей расовой чистоты все-таки не разошлась со своим мужем-ямайцем. Весной-летом 2001 состоялись беспорядки на этнической почве в Олдхэме, Брэдфорде и Лидсе. Олдхэмские беспорядки в мае 2001 вызваны, даже по официальным данным, пакистанской коммуной. Район и ранее славился преступлениями на расовой почве, причем в 62% случаев пострадавшими были европейцы, в апреле тремя азиатами был избит 76-летний ветеран Второй мировой, которому сломали несколько костей.

Не смотря на это, Великобритания будет продолжать прием иммигрантов, привозящих с собой денежные средства или свои знания и навыки, которые необходимы для развития британской экономики. И поскольку приостановка миграционных процессов нежелательна, должны быть предприняты строгие меры для предотвращения случаев злоупотребления существующей иммиграционной системой.

Таким образом, миграция - это процесс двусторонний: состоящий как из обязанностей, так и из прав. Однако проживание в Великобритании и возможное гражданство несут с собой не только возможности, но и обязательства.

Например, обязательства уважать местные законы и искоренять экстремизм и нетерпимость. Здесь не может быть места для тех, кто выступает против порядков и норм, провозглашенных в стране. И Великобритания будет применять жесткие меры против тех, кто злоупотребляет привилегиями, которые дает британское гражданство.

Обязательства платить налоги и содержать себя, ухаживать за своими детьми.

Обязательства владеть хотя бы минимумом информации о стране, культуре и языке Великобритании.

На правительство также налагаются некоторые обязанности: например, защищать иммигрировавших жителей от эксплуатации и агрессии, искоренять расовые предрассудки и дискриминацию, обеспечивать оказание медицинской помощи и других жизненно необходимых социальных услуг тем, кто находится в Великобритании легально и обеспечивает себя.

Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что не зависимо от того, кем работают и к какой национальности относятся приезжие мигранты, возникает одна и также проблема – это конфликты и столкновения местных жителей с мигрантами. Прежде всего, эти столкновения происходят по причине социокультурных различий. В крупных городах Европы, где эта проблема насчитывает не один десяток лет, пока что еще нет грамотной миграционной политики, которая являлась бы хорошим примером для других стран.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.