Перечислите и охарактеризуйте специальные формы услуг по организации питания: банкеты, приемы, формы ускоренного питания.
При организации завтраков, обедов и ужинов используются различные методы обслуживания: «а ля карт», «а парт», «табльдот», шведский стол, буфетное обслуживание, обслуживание в гостиничных номерах, выездное обслуживание (кейтеринг). «А ля карт». Гости из карты-меню выбирают блюда и напитки, затем заказ передается на кухню и сразу же начинается приготовление и сервировка. При таком обслуживании гость имеет возможность получить от официанта совет, а официант со своей стороны активно участвует в выборе блюд и напитков. Несмотря на то, что метод «а ля карт» считается самым трудоемким, в настоящее время он является самым распространенным, так как больше всего соответствует желаниям гостей. «А парт». При данном методе обслуживания гости, предварительно сделав заказ, обслуживаются в установленный промежуток времени. Очень часто встречается в домах отдыха, пансионатах и курортных гостиницах. «Табльдот». Отличается от «а парт» тем, что все гости обслуживаются в одно и то же время и по одному и тому же меню. Часто используется там, где производственные мощности и возможности кухни достаточно ограничены. Шведский стол. Представляет широкий выбор закусок и блюд со свободным доступом: из того, что предложено и выставлено можно взять все. Это один из самых распространенных методов подачи завтраков в гостиницах. Понятие обслуживание в номерах (room-servis) какое-то время употреблялось по отношению ко всякому обслуживанию гостевых комнат отеля. В настоящее время оно используется в более узком смысле – подача еды и напитков в номера. Желая конкретизировать этот вид обслуживания, отдельные гостиницы используют и такие понятия, как «завтрак (обед, ужин) в номере». Здесь требуется особая подготовка персонала. Официант, работающий в номере, должен знать не только правила сервировки стола, последовательность подачи блюд, технику обслуживания, но и правила поведения в номере. Клиенты гостиниц делают заказы по телефону непосредственно метрдотелю, а также горничным, поддерживающим с метрдотелем постоянную связь. В крупных гостиницах и гостиничных комплексах заказы могут принимать дежурный по этажу и старший официант. При принятии заказа в обязательном порядке необходимо учесть и зафиксировать следующие данные: номер комнаты, количество обслуживаемых гостей, подробное наименование и количество заказанных блюд и напитков, время подачи заказа. Приняв заказ, метрдотель передает его непосредственным исполнителям – официантам, работникам кухни. Для обслуживания в гостиничных номерах используется специальная столовая посуда и приборы (металлические блюда с крышками, металлические кофейники, чайники), подносы прямоугольной формы, сервисные тележки, легкие складные столы. Кейтеринг. Этот термин подразумевает обслуживание вне помещений предприятий питания. Характерными примерами такого обслуживания является организация пикников, банкетов, фуршетов, свадеб и других мероприятий, когда для их проведения приглашаются профессиональные менеджеры. Этот вид сервиса особенно актуален в летнее время. Для проведения кейтеринга в организационной структуре гостиничного комплекса создается отдельная служба – служба кейтеринга. Помимо организации банкетного обслуживания служба кейтеринга занимается техническим обеспечением мероприятий. Главным преимуществом процесса организации кейтеринга на базе гостиничного комплекса является наличие многофункциональных помещений, специально оборудованных для проведения различного рода мероприятий. Как правило, помещения для кейтеринга находятся на первом или на втором этажах гостиницы, чтобы участники мероприятий, не являясь гостями отеля, могли свободно попасть в банкетные и иные залы, не сталкиваясь с системами по охране номерного фонда. Приемом называют собрание приглашенных лиц у кого-нибудь (обычно у официальных лиц) в честь кого-, чего-нибудь. Прием — одна из форм общения между людьми, государственными и общественными организациями. В зависимости от событий и состава участников, по поводу и в честь которых организуются торжества, различают приемы официальные и неофициальные. Официальными являются приемы, которые устраиваются в честь лица или события государственного масштаба, когда гости приглашены на прием исключительно в силу их положения. На официальных приемах, как правило, осуществляются государственные и межгосударственные отношения. Поводом для неофициальных приемов могут служить события личного, семейного характера. Неофициальные приемы — это дружеские встречи, юбилейные торжества, свадьбы и др. Каждый прием состоит обычно из двух частей. Первая — встреча, приветствие и сбор гостей, вторая — банкет. Банкет — это торжественный званый завтрак, обед или ужин, устраиваемый в честь какого-то лица или события. В зависимости от формы обслуживания различают следующие виды банкетов: 1) банкет за столом с полным обслуживанием официантами; 2) банкет за столом с частичным обслуживанием официантами; 3) банкет-фуршет; 4) банкет-коктейль; 5) банкет по типу «шведский стол»; 6) банкет по типу «буфет». Организация и проведение любого банкета состоит из трех частей: прием заказа на проведение мероприятия, подготовка к проведению банкета и обслуживание. Заказ на проведение мероприятия или просто заказ на банкет принимает директор ресторана, метрдотель или специальный администратор. Заказ оформляется на каждое мероприятие отдельно и содержит большое количество информации. Банкет за столом с полным обслуживанием официантами чаще всего устраивают на дипломатических, официальных приемах, где размещение приглашенных гостей осуществляется в соответствии с принятым в дипломатической практике протоколом. Но это не значит, что такое обслуживание не применимо при проведении банкетов с произвольным размещением приглашенных. В день банкета, собрав официантов, метрдотель, ответственный за проведение данного мероприятия, проводит с ними инструктаж, во время которого сообщает им в честь кого или какого события устраивается банкет. Уточняются время начала банкета, количество и примерный состав его участников по национальности, полу, возрасту и т. п. Метрдотель знакомит официантов с планом расстановки столов, количеством гостей за каждым из них и планом размещения участников банкета за столом, сообщает особенности меню, сервировки и обслуживания. Для обслуживания 20 гостей требуются три официанта, причем двое из них обеспечивают подачу блюд, а один — напитков для всех гостей. Обслуживание гостей начинается с момента входа их в банкетный зал. Официанты каждый в своем секторе обслуживания встречают гостей, помогая им сесть. Далее начинается работа по заранее намеченному плану. Все официанты должны четко знать свой сектор обслуживания и свои непосредственные обязанности на банкете. Квалифицированная работа, элегантный внешний вид, доброжелательное отношение к гостям являются обязательными условиями культуры обслуживания и способствуют созданию хорошего настроения у участников банкета. От официантов требуются дисциплина, организованность, безусловное выполнение всех распоряжений и указаний метрдотеля. При обслуживании банкета за столом каждый официант обязан знать следующие правила: 1. Любое блюдо или напиток подается всеми официантами одновременно. 2. Все блюда, закуски, гарниры, соусы и т.д., предлагаемые гостям «в обнос», подают на левой руке с левой стороны. 3. Если в момент подачи гость разговаривает или слушает собеседника, следует немного подождать, затем тихо извиниться и подать блюдо, при этом не следует касаться им стола или тарелки с хлебом. 4. Гость при желании сам кладет себе на тарелку предложенный продукт, но по просьбе гостя официант должен уметь правой рукой с помощью приборов для раскладки положить подаваемое блюдо на тарелку. 5. Официант держит блюдо на ладони левой руки, предварительно покрыв ее салфеткой-ручником, которая предохраняет руку от ожога или переохлаждения, при этом ручник-салфетка не должен свисать у официанта с руки. 6. В первую очередь официант обслуживает почетных гостей, далее — по протоколу; на банкете, где нет строгого протокола, предпочтение при обслуживании отдается женщинам. 7. Согласно дипломатическому этикету курить за столом во время еды не разрешается, поэтому пепельницы ставят на стол только к моменту подачи кофе. 8. Салатники и соусники небольших размеров перед подачей ставят на подстановочные тарелки, покрытые салфеткой. 9. Если гость отказался от предложенного блюда, обязательно убирают прибор, предназначенный для этого блюда. Перед подачей следующего блюда со стола убирают посуду и приборы от предыдущего поданного блюда даже если гость ими не пользовался. 10. При подаче таких блюд, как мелкая дичь, цыплята, раки, некоторые сорта фруктов и т.д., которые можно есть руками, рекомендуется каждому гостю с правой стороны ставить в чаше теплую воду с кружочком лимона для обмывания кончиков пальцев. Вместо нее гостям для этой цели можно подать на тарелках аккуратно сложенные и увлажненные полотняные салфетки. 11. При обслуживании гостей, сидящих за столом, подача блюд может производиться не только с левой стороны. Все то, что заранее разложено или разлито в посуду индивидуального пользования, официантом подается и ставится на стол перед гостем правой рукой с правой стороны. Так подаются горячие закуски в кокотницах и кокильницах, все супы в бульонных чашках или глубоких тарелках, десертные блюда в креманках, горячие напитки (чай, кофе) в чашках и стаканах, а также холодные закуски, горячие и десертные блюда на тарелках. 12. Использованные тарелки и приборы при замене убираются как с правой стороны гостя правой рукой, так и с левой стороны левой рукой. 13. Все напитки наливают, как правило, правой рукой с правой стороны, держа бутылку этикеткой, обращенной к гостю. В случае крайней необходимости можно налить и с левой стороны, но при этом обязательно левой рукой. 14. Ассортимент напитков в бутылках предлагают гостю с левой стороны, держа в левой руке 2 — 3 бутылки этикетками, обращенными в его сторону. После того как гость выбрал один из предложенных напитков, официант берет в правую руку бутылку и наливает желаемый напиток с правой стороны. 15. Очередная смена или уборка тарелок и приборов всеми официантами производится одновременно (по команде метрдотеля или старшего официанта), когда все участники банкета или подавляющее большинство из них закончили есть ранее поданное блюдо. По окончании банкета официанты помогают гостям встать и выйти из-за стола, провожают их к выходу. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|