Здавалка
Главная | Обратная связь

Наблюдения на уроках с/х труда.



 

С момента закладки опыта за контрольными и опытными растениями необходимо организовать регулярные наблюдения. Наблюдения в ходе опытов могут рассматриваться как составная часть опыта и как одна из разновидностей метода наблюдений.

Наблюдение—процесс направленного восприятия человеком предметов и явлений действительности. Наблюдение как метод обучения сельскохозяйственному труду включает восприятие младшими школьниками формы, окраски, строения предметов труда, изменений, происходящих с ними под влиянием природных факторов, например погоды, или воздействия на них человека.

Восприятие перечисленных признаков может осуществляться учащимися начальной школы под непосредственным руководством учителя (что применяется наиболее часто) или самостоятельно по программе, разработанной совместно учителем и учениками, но всегда организуется с определенной, ясной для учащихся целью, сопровождается записями, зарисовками данных, иногда сбором некоторых наблюдаемых предметов и подготовкой их к дальнейшему использованию. Например, может быть предусмотрен сбор сорных растений для составления их гербария. Результаты наблюдений обрабатываются, т. е. производится их подсчет и группировка по определенным признакам. На этом основании формулируются общие выводы, в которых главной целью является причинное обоснование наблюдаемых фактов.

Учитель должен определить цель наблюдения, составить и мотивировать для учащихся программу наблюдений, организовать усвоение ее учащимися и проведение наблюдений, дальнейшую работу над полученными фактическими знаниями, оценить деятельность учащихся на всех этапах наблюдений.

При организации и проведении наблюдений с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные психологические особенности: относительную узость восприятия (видение небольшого числа объектов и количества их признаков), непродолжительность произвольного внимания. Поэтому наблюдения, как и пояснения к ним, должны быть краткими. Результаты наблюдений тоже по возможности должны быть отражены в виде кратких записей, схематических рисунков, схем и т. д.

Кроме того, нужно учитывать роль наблюдений по с/х труду в формировании у младших школьников общепредметного умения наблюдать и наблюдательности как качества личности. Необходимо учить школьников видеть не только яркие изменения окружающего мира, но и малозаметные, которые подчас свидетельствуют об очень важных внутренних изменениях, происходящих в растениях. Например, чтобы выявить потребность растений в поливе, необязательно надо ждать их полного увядания, можно определить это по цвету поверхности почвы, высоте звука, возникающего при постукивании карандашом о горшок, и т. п.

Обучение учащихся умению наблюдать осуществляется по определенной системе, предусматривающей постепенное усложнение объектов для наблюдения, увеличение количества наблюдаемых признаков, более тонкий их анализ, повышение степени самостоятельности учащихся, изменение характера оформления результатов наблюдений, например увеличение числа схематических отображений, количественная обработка данных и т. д. Начинать нужно с кратковременных наблюдений, сразу же подводить учащихся к формулированию выводов по результатам наблюдений. Эти требования справедливы как для наблюдений по сельскохозяйственному труду, так и по природоведению, чтению.

В I—II классах большую часть наблюдений за выращиваемыми культурами учащиеся проводят под руководством учителя и по его заданию. Доля самостоятельных наблюдений очень невелика — за состоянием комнатных растений, при наличии в семье садового участка — за состоянием других растений.

В III и IV классах количество наблюдений, выполняемых самостоятельно, увеличивается.

В процессе наблюдений нужно учить детей давать описание внешнего вида растений, почвы, орудий труда и т. д. Необходимо добиваться осознания детьми признаков, по которым ведется описание — по цвету, по форме, по величине, по сочности, по зрелости. Младшим школьникам при сравнении предметов и их описании очень трудно придерживаться однозначности. Например, характеризуя отличия одного растения от другого, нередко они говорят, что это растение большое, а у этого цветки красные. Надо так продумать работу по организации наблюдений, чтобы у детей постепенно формировался своеобразный алгоритм описания предметов с/х труда. Так, растения сравнивают по строению и внешнему виду, почву— по цвету, плотности, увлажненности и т. д.

Все наблюдения могут быть подразделены на следующие группы:

1) Наблюдения на участке, в реальной действительности. Здесь учащиеся могут видеть различные изменения, происходящие с предметами в естественной природной обстановке. Это самый ценный в дидактическом плане вид наблюдений. Сюда относят наблюдения в процессе опытов на учебно-опытном участке, наблюдения за предметами труда при подготовке к практической работе и в процессе этой работы.

2) Наблюдения за натуральными целыми растениями, отдельными их частями, почвой, удобрениями в процессе практических работ в классе. Главная цель таких наблюдений — формирование у детей образов предметов труда и использование этих образов для формирования первоначальных понятий. Представления учащихся будут более адекватны реальным предметам, чем при формировании их с использованием иллюстративных наглядных пособий.

3) Наблюдения за предметами труда по учебным таблицам, пособиям эпипроекции, диапозитивам и др. Цель этих наблюдений аналогична целям предыдущей группы. Используются они в случае невозможности организации первых двух видов наблюдений или при необходимости показа учащимся особенностей целого предмета, если они в данный момент работают с его частью, например семенами растений.

В наибольшем объеме должны проводиться наблюдения первой группы.

Прежде всего наблюдения необходимы перед началом любых работ на учебно-опытном участке. Они заключаются в том, что ученики определяют название предметов, с которыми будут работать, описывают их внешнее строение. Если это - растения, то дополнительно определяют, в какой стадии роста и развития они находятся в данный момент (всходов, усиленного роста, цветения, плодоношения, увядания), решают, нуждаются ли рассматриваемые предметы в обработке. Для этого учащиеся должны знать, как изменяется внешний вид растений при недостатке или избытке тех или иных условий жизни, уметь соотнести эти представления с признаками наблюдаемых предметов и только после такой аналитической работы планировать свои действия. Как видим, в этом случае процесс восприятия требует от младших школьников довольно сложной мыслительной деятельности. В результате ее происходит обобщение образных знаний, а не только усвоение фактов. Поэтому в обучении младших школьников сельскохозяйственному труду такие наблюдения проводятся всегда с учителем. Разумеется, они должны постепенно усложняться. Вначале наблюдения кратковременны, их результаты сразу без фиксации используются для обоснования перечня и техники работ.

Очень важно установить связь таких наблюдений с наблюдениями по другим учебным предметам (природоведению, чтению и др.). Организационная беседа может проходить по тому же плану, который используется обычно для природоведческих наблюдений: какая сегодня погода? Какие почва и вода — теплые, холодные? Какими они были раньше? Как выглядели тогда растения? Какие они сейчас? Какие с ними произошли изменения и почему? Что с ними нужно делать сейчас?

Наблюдения в ходе опытов более продолжительны и разнообразны, поэтому требуют еще более тщательной организации.

Для их проведения должна быть составлена программа. Изменения, происходящие с растениями и зафиксированные школьниками, при окончании опыта будут использованы для анализа степени влияния испытываемого приема на растения. Они называются показателями (критериями) опыта.

Главным показателем в производственных агротехнических опытах является урожай. В школьных же опытах большее значение имеют другие показатели — скорость роста и развития растения, последовательность изменения его строения. Поэтому программа наблюдений в опытах включает изменения, характерные именно для данного растения. Например, у зернобобовых растений (горох посевной и др.) она предусматривает зафиксировать дату появления всходов, начала ветвления стебля, появления бутонов, цветения, завязывания плодов, достижения плодами товарной спелости. У других видов растений программы наблюдений будут частично совпадать с приведенной выше, а в чем-то отличаться.

Необходимо, чтобы дети, проводя наблюдения, фиксировали не только даты изменений, но и зарисовывали или описывали словами форму, окраску, величину, другие признаки частей растений в этот момент.

Наблюдения за растениями в ходе опытов с ними проводятся учащимися ежедневно, но результаты фиксируются только в те дни, когда наступает изменение, указанное в программе. Необходимо заготовить отдельный дневник наблюдений по каждому опыту.

Дневник наблюдений может представлять собою отдельную специальную тетрадь или листы, вклеенные в «Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» по природоведению. Если берут отдельную тетрадь, то на обложке пишут название примерно следующим образом: «Дневник наблюдений за ходом опыта на тему «Влияние прекращения полива, исключения освещения, понижения температуры воздуха и почвы на рост листьев лука репчатого». Затем целесообразно дать краткую характеристику культуры, например: «Лук репчатый — овощное растение, у которого в пищу употребляются крупные луковицы и листья. Из семян лука в первое лето вырастает маленькая луковка с корнями и листьями. В дальнейшем из нее вырастает большая луковица-репка, стрелка с цветками. Из цветков образуются плоды с семенами».

При описании других растений в характеристике приводятся данные о требованиях растения к окружающей среде, последовательность выращивания. Не раскрывают лишь тот прием, который исследуют в опыте.

Последовательность работ по выращиванию может быть дана не в составе характеристики, а в виде плана практических работ с этим растением на опытной и на контрольной делянке. Такой план иначе называют агротехническим. Сложность его увеличивается от класса к классу. Для лука репчатого он может быть очень коротким: поливать лук сразу, как только немного подсохнет верхний слой почвы, за исключени­ем тех луковиц, где полив прекращен. Наблюдать за внешним видом листьев контрольных экземпляров. Как только их цвет заметно изменится, опыт закончить, все луковицы поливать одинаково, поставить в теплое и светлое место, вырастить большие листья. Опыт проводится в классе.

Подведение итогов:

Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого агроприема, в большинстве случаев после уборки урожая. Исключение составляет опыт во II классе, приведенный выше. Он заканчивается при появлении у растений хорошо заметных отличий опытных и контрольных экземпляров луковиц. Здесь заведомо известен отрицательный результат, поэтому не следует ждать, когда изменения будут необратимыми и приведут к гибели опытных растений. Младшие школьники в таких ситуациях теряют всякий интерес не только к опытничеству, но и в целом ко всем работам по выращиванию растений.

Подведение итогов по другим опытам предусматривает следующее. После уборки урожая с контрольной и опытной делянок, делают вывод о влиянии изучаемого приема на урожай, на жизнь растений. На примере опыта с луком вначале сравнивают показатели в каждой вариации с контрольными .луковицами и на этой основе формулируют три конкретных вывода: лишение растений света, воды, тепла приводит к нарушениям роста листьев лука репчатого. Затем делается общий вывод о том, что лук репчатый — живое растение и не может нормально расти без света, тепла и воды. Они ему нужны все сразу.

В ряде случаев выводы могут быть несколько конкретнее, например опыт во II классе: для повышения урожая фасоли - семена ее нужно не только замачивать, но и проращивать, так как фасоль растет долго. При выращивании из сухих семян фасоли может не хватить тепла. Проращиванием ускоряют ее рост. Проращивание гороха не увеличивает его урожай (если была вариация опыта с горохом).

Таким образом, при подведении итогов важна не только констатация различий опытных и контрольных растений, но и научное объяснение этих различий, рекомендации к применению приема в практике.

Выводы по опыту необходимо использовать в дальнейшем обучении с/х труду, другим учебным дисциплинам, например природоведению.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.