Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 6: Экскурсии на уроках с/х труда.



План:

6. Содержание экскурсий на уроках с/х труда.

7. Методика проведения экскурсий на уроках с/х труда.

 

3. Содержание экскурсий на уроках с/х труда.

Программой сельскохозяйственного труда для II—IV классов сельских начальных школ предусмотрено проведение в течение каждого года двух сезонных экскурсий по изучению детьми сельскохозяйственного производства своей местности — растениеводства и животноводства.

Эти экскурсии имеют ознакомительный характер. На них младшие школьники должны получить определенные сведения и целостное представление о типичных для данной местности отраслях сельскохозяйственного производства.

Основное назначение экскурсий — воспитательное. Учащиеся, попадая в естественную производственную обстановку, получают более яркие и разнообразные представления о взаимосвязях человека и природы, которые затем можно широко использовать для формирования элементарных научных понятий, являющихся основой научного мировоззрения, для осуществления экологического воспитания.

На основе тех представлений, которые школьники получают при наблюдении процесса сельскохозяйственного производства, у них формируется особое отношение к труду людей в сельскохозяйственном производстве. На экскурсиях ученики осознают жизненно важное значение для общества нелегкого труда людей в сельском хозяйстве, учатся ценить его результаты.

Получая некоторые сведения о с/х профессиях от непосредственных участников производства — механизаторов, полеводов, доярок, учащиеся видят «настоящие», а не учебные предметы, орудия труда, ощущают ритм взрослой жизни.

Определяя тематику, содержание экскурсий для каждого класса, следует руководствоваться некоторыми общими положениями, отражающими специфику обучения с/х труду учащихся начальной школы. Прежде всего — это необходимость установления связи экскурсий с содержанием уроков с/х труда и других учебных предметов, например природоведения.

 

2. Методика проведения экскурсий на уроках с/х труда.

 

Экскурсии по изучению с младшими школьниками с/х производства требуют значительной подготовки.

Учитель предварительно осматривает производство, разрабатывает план-маршрут экскурсии, содержание деятельности учащихся на каждом ее этапе, предусматривает дальнейшее использование результатов. Кроме этого, он обсуждает со специалистами их участие в экскурсии, содержание сведений, которые они сообщат учащимся, о показе объектов и др. Учителем осуществляется тщательная подготовка безопасности экскурсии для жизни и здоровья детей. Для этого он сообщает работникам производства о количестве учащихся, обсуждает с ними безопасность маршрута, выслушивает их требования к организации экскурсии. С учащимися проводится подробная подготовительная беседа, в которой обсуждаются правила поведения детей во время экскурсии, ставятся требования, например следующие: не отходить от группы без разрешения учителя, не разговаривать громко, особенно в помещении с животными, не приближаться к работающим машинам и механизмам, не подходить близко к животным, содержащимся без привязи, и др.

Экскурсия обычно начинается с краткой вводной беседы, где учитель или работник хозяйства называет данный участок производства, коротко перечисляет главные предметы и продукты труда.

Планы дальнейшего осмотра объекта при изучении с младшими школьниками растениеводства и животноводства несколько отличаются друг от друга.

По растениеводству в процессе сравнения ручного труда школьников по выращиванию растений с аналогичным трудом взрослых в производстве учащиеся каждый раз должны приходить к выводам о том, что сходство аналогичных видов труда в школе и в хозяйстве заключается в следующем:

а) в обоих случаях выполняются одинаковые работы, имеющие одинаковое значение для растений — все направлены на обеспечение растений в требуемых количествах светом, теплом, водой, пищей, воздухом;

б) рабочие орудия ручного и машинного труда в главных деталях похожи друг на друга;

в) в результате работ получают одинаковые продукты труда — урожай растений.

Относительно отличий учащихся необходимо подвести к таким выводам:

а) школьники при работе используют орудия ручного труда, взрослые люди в сельскохозяйственном производстве — машины и механизмы;

б) на один и тот же объем работы при ручном и механизированном труде затрачивается разное время;

в) при ручных работах получают небольшой объем продукции, при механизированных — очень большой.

По животноводству сравнение ручного-.и машинного труда осуществляется в меньшем объеме. Здесь учащиеся должны получить представления о внешнем виде животных, их потребностях как живых организмов и о работах людей, в процессе которых обеспечиваются потребности животных.

С этой целью учитель после вводной беседы организует осмотр построек, устанавливает для учащихся их назначение. В помещении дети вначале осматривают самих животных, узнают породную принадлежность, пол, клички. Из рассказа работника фермы или учителя устанавливают, с помощью каких машин и механизмов для животных обеспечивается в помещении достаточное количество света, тепла, пищи, воды, воздуха. Опытный работник фермы проводит демонстрацию работ. Более подробно рассматриваются вопросы кормления, поения, чистки животных и помещения. На экскурсии в коровник, на птицеферму рассматривают продукцию, получаемую от животных данной группы ежедневно.

В ходе экскурсии допустимы и даже желательны практические работы детей при условии, что они посильны детям и безопасны для их здоровья. Например, на экскурсии по растениеводству осенью учащиеся могут помочь в выборке из почвы выкопанных клубней, корнеплодов, в обработке междурядий сада, сборе плодов, по животноводству — участвовать в кормлении животных и т. д. В заключительной беседе по экскурсии выясняется распорядок дня на ферме, дается характеристика работы людей по основным специальностям. Дети должны знать, в чем заключается работа доярки, кормача, скотника, бригадира Целесообразно подготовить сообщение самих работников данного производства, в котором бы они отметили и трудности своего труда. Результаты экскурсии обязательно должны быть использованы в дальнейшем обучении с/х труду, природоведению и другим учебным предметам.

Таким образом, последовательность изучения материала на экскурсиях обусловлена логикой изучения курса с/х труда и трудового обучения в целом. Вначале необходимо назвать предметы труда, определить их строение и свойства, установить перечень действий, обусловленных этими свойствами и обеспечивающих получение продукта с заданными качествами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.