Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура урока с/х труда.



В общепедагогическом плане в комбинированном уроке обычно выделяют следующие обусловливающие друг друга этапы:

1. Проверка домашнего задания (повторение изученного материала с целью контроля за усвоением и актуализацией для учащихся знаний, реже умений и навыков, необходимых для усвоения нового материала).

2. Изучение нового материала (введение новых представлений, существенных признаков понятий, новых действий, первичное закрепление).

3. Закрепление нового материала, предъявление учащимся заданий для самостоятельной домашней работы. На этом этапе осуществляется проверка степени усвоения материала учениками, оценка их знаний, умений, навыков, учебно-познавательной деятельности на уроке в целом, уточнение и закрепление вновь изученного.

Данная структура в общих чертах свойственна и урокам сельскохозяйственного труда в I—IV классах. Для уточнения и конкретизации, выявления специфики необходимо рассмотреть ее с точки зрения дидактических целей урока трудового обучения, поскольку сельскохозяйственный труд выступает как раздел этого предмета. Структура трудовой деятельности оказывает решающее влияние на этапы формирования трудового умения и структуру урока.

Выделяют следующие структурные элементы урока сельскохозяйственного труда в I—IV классах:

I. Постановка темы, целей, учебных задач урока:

1) сообщение темы урока — выполнение определенной работы по выращиванию растения;

2) постановка основной дидактической цели урока, соотнесение ее с дидактической целью курса сельскохозяйственного труда (чему должны научиться на уроке в сравнении с тем, чему должны научиться за весь год);

3) постановка трудовых задач урока — сообщение перечня всех практических работ на уроке (может происходить постепенно, если на уроке будет несколько практических работ).

II. Подготовка к выполнению практических работ:

1) изучение морфологических свойств предмета с/х труда, определение его названия по внешним признакам;

2) определение потребности и готовности предмета труда к обработке;

3) знакомство с образцом будущего промежуточного (т. е. который будет получен на данном уроке) продукта труда —обработанной почвой, подготовленными семенами, политыми растениями и т. п.;

4) планирование практических работ на уроке, соотнесение плана работ на данный урок с планом работ на год по изучаемой культуре;

5) подбор необходимых инструментов и сельскохозяйственного инвентаря, их получение;

6) опробование учащимися приемов выполнения работы, вводный инструктаж учителя — распределение заданий, обсуждение техники безопасности и правил личной гигиены Расстановка учащихся по рабочим местам, разъяснение действий по самоконтролю.

III. Организация рабочего места ученика.

IV. Практическое выполнение работ по намеченному плану, организация взаимоконтроля и самоконтроля учащихся, контроль учителя, текущий инструктаж.

V. Подведение итогов практической работы на уроке.

VI. Постановка заданий для внеурочной работы с обрабатываемыми предметами труда — растением, почвой, семенами и др.

 

Постановка темы, целей, учебных задач урока

В некоторых случаях учителя смешивают понятия целей урока с/х труда, учебных задач и темы урока.

Тема урока обычно формулируется словами программы. В программе сельскохозяйственного труда I—IV классов содержание раскрыто через перечень работ учащихся, поэтому и темы уроков обозначаются как соответствующие работы.

Тематика уроков сельскохозяйственного труда имеет одну важную особенность, которая обусловливает специфику поурочного планирования. Дело в том, что во всех четырех классах формулировки тем уроков в основных чертах повторяются, так как для выращивания любого вида растений надо выполнить одни и те же работы, но по-разному.

В связи со сходством тем уроков в I—IV классах разработку образовательных и других видов целей по одной и той же теме урока осуществляют сразу на весь курс обучения, чтобы четко проследить усложнение формируемого у учеников содержания.

Обычно вначале формулируют образовательные цели, для чего учитель анализирует соответствующий раздел программы, требования к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года, данные опроса учащихся на эту тему, учитывает, как учебный материал урока будет развиваться дальше, где и как использоваться (в данном предмете, в других).

Преемственность образовательных целей обеспечивается введением и уточнением представлений о предметах труда и действиях с ними, увеличением количества и сложности практических действий, усложнением их теоретического обоснования.

Формулируя образовательные цели урока учащимся, учитель указывает, чему они должны (сегодня) научиться. В то же время он неизменно подчеркивает, что это часть общей цели.

Постановка целей урока, соотнесение их с целями курса с/х труда занимают в общей сложности не более 2—3 мин, но должны быть тщательно продуманы учителем.

Встречаются случаи, когда образовательные цели подменяются учебными задачами урока. Например, учитель сообщает: «Сегодня мы должны посеять семена моркови». Это неверно. Правильней было бы сказать: «Сегодня мы научимся сеять семена овощных растений на примере моркови.»

Не менее важна работа по осмыслению воспитательных и развивающих целей урока.

В отличие от образовательных воспитательные и развивающие цели могут быть одинаковыми для ряда уроков. Так, на каждом уроке с/х труда ставится цель развития мышления детей, самостоятельности в планировании и выполнении работ, тренировки в применении умения переноса знаний в новую ситуацию, развития творческого отношения к труду, правильного физического развития учащихся и др. На отдельных уроках, там, где это возможно, ставится цель развития наблюдательности, любознательности, освоения умения постановки опытов с растениями и др.

В воспитательном плане на каждом уроке ставится цель формировать у детей интерес к труду по выращиванию растений, аккуратность в работе, дисциплинированность, бережное отношение к растениям, природе, материалам и инструментам, с которыми дети работают, формирование элементов научного мировоззрения и т. д.

В зависимости от содержания учебного материала урока в воспитательных и развивающих целях могут быть сделаны определенные акценты, т. е. большее внимание уделяется формированию у школьников какого-либо одного качества личности. Об этом и указывается в формулировке воспитательных и развивающих целей. Например, на уроках по уходу за растениями (комнатными, открытого грунта) имеется возможность показать зависимость растений от окружающей среды, чего нельзя достичь при изучении других тем, поэтому в целях этих уроков можно указать экологическое воспитание.

Таким образом, цели урока — это указание на то, чему должны научиться школьники, а учебные задачи урока — какие практические работы должны быть выполнены для достижения этих целей.

Подготовка к выполнению практических работ

Подготовка к выполнению практической работы как этап урока сельскохозяйственного труда в начальной школе отнимает много времени — в общей сложности иногда до 15— 20 мин.

Цель этого этапа — обеспечение полного осмысления учащимися предстоящих практических действий (их последовательности, техники выполнения, теоретического обоснования), подбор инструментов для работы, усвоение правил техники безопасности и личной гигиены, уяснение заданий для практического выполнения.

В предыдущем изложении уже выделена микроструктура данного этапа урока. Первая общая особенность состоит и том, что некоторые элементы микроструктуры на отдельных уроках могут отсутствовать, например подбор инструментов, если они на уроке не нужны, изучение морфологических признаков предметов труда, если они знакомы учащимся и изучение новых признаков не предусмотрено, знакомство с образцом будущего продукта труда детей на уроке, если такой вид работы ученики выполняли ранее и, следовательно, имеют представление о возможных ее результатах. Остальные структурные элементы — планирование трудовых действий учащимися, их опробование, вводный инструктаж учителя — имеют место на каждом уроке.

Вторая общая особенность заключается в том, что соотношение времени на различные микроэтапы изменяется в зависимости от дидактических целей урока, новизны объекта труда для детей и подготовленности учащихся к практической работе на уроке. Там, где идет знакомство с новыми растениями, их плодами, семенами, другими частями, удобрениями и т. д., много внимания уделяется изучению свойств этих объектов, теоретическому обоснованию действий с ними. В других случаях этим вопросам отводится меньше времени.

Для иллюстрации сказанного обратимся к уроку на тему «Подготовка почвы участка к осенней перекопке — очистка поверхности».

Предметом (объектом) труда здесь в основном являются остатки культурных растений и сопутствующих им сорняков. Действия с ними во всех классах одни и те же. Рассмотрим, каким образом меняется этап подготовки к их выполнению в каждом классе. Приведем для этого фрагменты уроков. В них слова и действия учащихся приводятся в скобках.

В I классе во время вводной беседы сообщаются термины «почва», «сорняки», даются первичные представления о конкретном виде почвы, одном виде сорных растений. Все имеющиеся в данный момент на делянке растения рассматриваются как ненужные здесь, и этим обосновывается необходимость их полного удаления из почвы. Подведя учащихся к делянке, учитель сообщает им:

— Урожай культурных растений с нашей делянки уже убран. Все, что осталось, — это сорняки, мусор. Какие они сейчас? (Зеленые, некоторые цветут. На них есть семена.)

— Правильно сказать: плоды с семенами. Какая часть этих растений находится в почве? (Корни.)

— Корни и другие похожие на них части. Что может случиться, если мы не уберем отсюда все эти растения? (Семена попадут в землю, и из них потом вырастут новые сорняки.)

— Какой вред приносят сорняки культурным растениям? (Культурным растениям достается меньше пищи, воды, очень тесно расти.)

— Сорняки мешают расти культурным растениям, поэтому что с ними надо скорее сделать? (Удалить из почвы.)

— Что весной мы будем делать ? (Посеем семена и будем ухаживать за ними.)

— А теперь я покажу, как правильно надо удалять растения из почвы. Их надо руками вытянуть из почвы. Делают так: берут рукой растение за стебель у самой почвы и медленно, не дергая резко, тянут его вверх. Иначе корень оборвется и из его остатков, как и из семян, вырастет новое растение. Затем сорняк, не поднимая высоко над землей, отряхивают от почвы, кладут в корзину или ведро и потом уносят в кучи. А сейчас у нас будет соревнование, кто больше удалит растений с корнями Кто покажет, как надо делать? (Ученики показывают, учитель при необходимости еще раз уточняет правильность действий, затем дает команду к работе.)

Таким образом, подготовительный к практической работе этап урока с учащимися I класса включает все элементы общей микроструктуры, но в несколько видоизменном виде. Первым идет определение видовой принадлежности предметов труда, готовности и потребности их в обработке, затем следует повторение морфологического строения растений как предметов труда, планирование практических действий с ними, теоретическое обоснование действий, знакомство с образцом будущего продукта труда детей на данном этапе урока, вводный инструктаж учителя. Подбор инструментов отсутствует, так как дети с ними не работают.

Далее, все составные этапы подготовки к практической работе первоклассников занимают равный и очень небольшой объем времени, кроме вводного инструктажа учителя и опробования действий учащимися. Выполнение практической работы организовано в игровой форме. Это объясняется особенностями физического и психического развития учащихся шести лет, малым их опытом выращивания растений.

Во II классе организация подготовительной работы возможна уже с использованием ситуации переноса. Отсутствует этап знакомства с образцом изделия. Второклассники более активно участвуют в составлении плана практических работ на уроке.

В каждом последующем классе подготовка к практической работе требует от учащихся все более сложной мыслительной деятельности.

Организация практической работы.

Формы организации пр. работ:

· Фронтальные;

· Групповые;

· Индивидуальные.

Чаще всего используется фронтальная организация пр. работы.

Обязательны взаимо- и самоконтроль учащихся. Учитель осуществляет текущий инструктаж (следит за работой учащихся, обращается к ним с вопросами, делает замечания, дает указания, показывает способы деятельности).

Практическая работа заканчивается оценкой результатов труда, уборкой рабочего места, очисткой сельскохозяйственного инвентаря и инструментов, размещением их на место хранения.

При оценке работ учащихся следует отличать общую оценку за урок и оценку результатов практической работы.

Оценка за качество и количество выполненной работы выставляется каждому ученику, причем, в первую очередь необходимо оценить качество результатов труда ребенка, а не объем. Для оценки используются критерии, предъявленные ранее для самоконтроля. По некоторым из них оценка необходима не в конце работы, а при окончании каждого ее этапа, как в приведенном выше примере с посевом семян.

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока является важнейшей его частью, требует определенного, в пределах 7—10 мин, учебного времени, служит целям обобщения, закрепления нового материала, формирования у детей первичных представлений о видах производственного труда в растениеводстве, аналогичных тому, которым они сами занимались, общей оценки деятельности учеников на уроке.

В итоговой беседе перед учащимися ставятся вопросы:

- Чему они научились на сегодняшнем уроке?

- Что было самым трудным?

- Зачем надо было делать эти работы?

- Как правильно их выполнять?

- Почему так нужно делать?

В конце урока дается общая оценка за работу на нем с учетом оценки за практическую часть, понимания детьми теоретических компонентов растениеводческих умений, трудовых возможностей каждого ребенка, его прилежания и поведения. Необходима постоянная фиксация результатов такого контроля, чтобы учитель мог видеть, какие умения у каждого учащегося проверены и можно ли предполагать, что он ими владеет, какие нужно проверить в конце изучения темы или всего курса.

На уроках, где закладываются или продолжаются опыты с растениями, в конце их обычно с учащимися составляется программа ухода за опытными и контрольными делянками, отдельными экземплярами растений, план наблюдений за их состоянием и изменениями, определяются формы записей в индивидуальных и общеклассных дневниках наблюдений. В заключение урока дети усваивают задания для другой, кроме опытов, работы с растениями, которую они будут проводить во время дежурства по классу и учебно-опытному участку.

Таким образом, структура урока сельскохозяйственного груда и микроструктура отдельных ее элементов, их сочетание, оставаясь в основных своих чертах постоянными, в некоторой степени от I к IV классу изменяются. Общая структура из развернутой, распространенной переходит в более компактную. В I—II классах, особенно если дети на одном уроке осваивают несколько видов умений, например по уходу за комнатными растениями, каждой соответствующей умению практической работе предшествует подготовительный этап и последующее подведение итогов. С приобретением детьми определенного опыта по выращиванию растений планирование ими практических работ охватывает все большее количество видов растений. Они могут выполнять непрерывно больший, чем в I—II классах, объем работ. Поэтому количество повторений одинаковых групп элементов микроструктуры на уроках с/х труда в III и IV классах уменьшается; '







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.